Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 5-ое. Святитель и чудотворецъ Николай.

(Назидательные уроки для насъ, извлекаемые изъ житія святителя и чудотворца Николая: ревность по вѣрѣ и милосердіе къ страждущимъ).

I. Заповѣдь св. апостола Павла поминать наставниковъ, проповѣдывавшихъ слово Божіе, и, взирая на кончину ихь жизни, подражать вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7) и самое торжество св. церкви въ честь святителя и чудотворца Николая побуждаютъ насъ, возлюбленные братіе, привести себѣ на память богоугодную жизнь и дивныя дѣянія великаго угодника Божія, мѵрликійскаго чудотворца, дабы найти себѣ въ нихъ поучительные уроки и примѣры для подражанія. Такое воспоминаніе жизни святителя будетъ лучшимъ началомъ и продолженіемъ праздника нашего.

II. Святитель Николай, по замѣчанію его священнаго жизнеописателя, былъ зерцаломъ всѣхъ добрыхъ дѣлъ для духовнаго стада своего и служилъ, по апостолу, для вѣрныхъ образцомъ въ словѣ, въ житіи, въ любви, въ духѣ, въ чистотѣ (1 Тим. 4, 12). Особенными же добродѣтелями, коими главнымъ образомъ угодилъ Богу ублажаемый нами праведникъ, были его пламенная ревность по православной вѣрѣ Христовой и милосердіе къ страждущимъ собратіямъ.

а) Въ это тягостное для церкви Христовой время, когда язычество, предчувствуя свой конецъ, напрягало всѣ свои усилія къ тому, чтобы поразить христіанство, и разражалось ужасными гоненіями на вѣрующихъ въ распятаго и воскресшаго Христа Спасителя, святитель Николай неусыпно бодрствовалъ на стражѣ ввѣренной его охраненію паствы. Своею горячею преданностію православной вѣрѣ Христовой и непоколебимою твердостію въ ней онъ возбуждалъ въ христіанахъ мужество къ великодушному, радостному перенесенію мученій и смерти за имя Христово, утѣшалъ падшихъ подъ ударами меча своимъ сильнымъ словомъ. Враги христіанства за твердую, безбоязненную и неусыпную ревность по святой вѣрѣ заключили святителя въ темницу, но и узы темничныя не сковываютъ его богоглаголивыхъ устъ: и въ темницѣ, среди ужасовъ поношеній, угрозъ, истязаній, мученій, голода и смерти, угодникъ Божій безбоязненно проповѣдуетъ евангеліе, не смотря на всѣ препятствія, которыя поставляли ему ненавистники истины и добра, исчадія діавола.

Когда миновала внѣшняя опасность для церкви со стороны язычниковъ, явился внутренній врагъ стада Христова въ лицѣ александрійскаю пресвитера Арія, осмѣлившагося отвергать Божество Господа І. Христа, Его единосущіе съ Богомъ Отцомъ и низводить такимъ образомъ Сына Божія въ рядъ сотворенныхъ существъ. Для опроверженія и уничтоженія этого лжеученія созванъ былъ въ г. Никеѣ вселенскій соборъ, на которомъ богохульный еретикъ, не взирая на всѣ опроверженія и возраженія со стороны отцевъ церкви, смѣло и дерзко оскорблялъ святыя убѣжденія ихъ. Воспламенилась тогда ревность мѵрликійскаго архипастыря по чистой, совершенной, истинно православной вѣрѣ и благочестію: проникнутый полнымъ, справедливымъ негодованіемъ къ дерзкому ересеначальнику угодникъ Божій посрамилъ его предъ всѣмъ собраніемъ удареніемъ въ ланиту. И такой поступокъ св. Николая, показавшійся необычнымъ для цѣлаго сонма отцевъ, присутствовавшихъ на соборѣ, былъ чудесно оправданъ на судѣ Божіемъ: въ откровеніи отъ Бога, бывшемъ нѣкоторымъ отцамъ, Самъ Господь І. Христосъ вручилъ святителю Николаю евангеліе, а Матерь Божія возложила на него омофоръ. Итакъ, первое, что удивляетъ насъ въ жизни святителя Николая, это сила его вѣры, съ какою онъ благовѣствовалъ слово Божіе и обличалъ дерзкаго еретика.

б) Другая особенно замѣчательная добродѣтельная черта жизни празднуемаго нами угодника Божія — это его состраданіе и милосердіе къ бѣдствующимъ людямъ. Еще при посвященіи его въ пресвитерскій санъ рукополагавшій его епископъ патарскій Николай пророчески воскликнулъ къ предстоявшему въ церкви народу: «вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землею и обѣщающее утѣшеніе всѣмъ скорбящимъ». Эти слова епископа патарскаго были, подлинно, пророческими: ибо вся жизнь святителя Николая протекла въ подвигахъ милосердія. Раздавши бѣднымъ въ началѣ своего пресвитерства все свое имущество, св. Николай не переставалъ быть милосердымъ отцемъ, скорымъ помощникомъ бѣднымъ въ теченіе всего своего святительства, не пересталъ быть таковымъ и по блаженной кончинѣ своей, по переселеніи въ райскія обители Отца небеснаго. И кто въ состояніи исчислить всѣ чудныя дѣянія и опыты небеснаго ходатайства и помощи страждущимъ людямъ, совершенные великимъ святителемъ въ теченіе многихъ вѣковъ? «Если бы, вынужденъ былъ сказать въ заключеніе своего посильнаго труда описатель житія святителя Николая, если бы я подробно сталъ повѣствовать о дѣлахъ милосердія святителя, о томъ, какія онъ оказывалъ щедроты нуждающимся, сколько алчущихъ напиталъ, нагихъ одѣлъ, сколько отъ заимодавцевъ выкупилъ, то у меня и времени не достало бы для этого». «Многія великія и преславныя чудеса совершилъ угодникъ Божій на морѣ и сушѣ» замѣчаетъ жизнеописатель въ другомъ мѣстѣ о святителѣ Николаѣ: «онъ помогалъ находившимся въ бѣдахъ, спасалъ отъ потопленія, исхищалъ отъ плѣна, избавлялъ отъ узъ и темницы, освобождалъ отъ меча и смерти, подавалъ слѣпымъ зрѣніе, хромымъ хожденіе, глухимъ слышаніе, нѣмымъ глаголаніе. Многихъ въ убожествѣ и крайней нищетѣ страждущихъ обогатилъ, и всякому во всякой нуждѣ являлся готовымъ помощникомъ, теплымъ заступникомъ и скорымъ предстателемъ и защитникомъ: и нынѣ также призывающимъ его помогаетъ, и избавляетъ ихъ отъ бѣдъ». Потому-то и святая церковь, ублажая святителя Николая за его чудодѣйственную благотворную помощь въ разныхъ странахъ и среди разныхъ народовъ, воспѣваетъ: «кій градъ, блаженне, не имѣетъ тебе помощника? кая ли душа не призываетъ твоего имене? Или коего мѣста не присѣщаеши духомъ, твоими чудесы удивляя вся, Николае» (Канонъ, пѣснь 3).

III. Не останемся, братіе, одними праздными созерцателями дивныхъ свойствъ жизни чествуемаго нами угодника Божія. Нашъ долгъ, по завѣщанію св. апостола, подражать жизни святыхъ своихъ наставниковъ въ вѣрѣ и благочестіи: ихъ высокія добродѣтельныя качества и дѣйствія поставлять для себя образцами и сообразоваться съ ними въ своей жизни и дѣятельности.

а) Будемъ подражать св. Николаю въ его пламенной ревности по св. вѣрѣ Христовой! Если наша общественная жизнь не представляетъ, по-видимому, такихъ случаевъ къ проявленію твердости и ревности по св. вѣрѣ Христовой, какъ это было въ вѣкъ святителя Николая — во время внѣшней боръбы христіанства съ язычествомъ: то она представляетъ намъ иные поводы къ засвидѣтельствованію нашей ревности по православной вѣрѣ, твердости и непоколебимости нашихъ истинно-религіозныхъ убѣжденій. Съ одной стороны, нашъ вѣкъ отличается легкомысленнымъ, слабодушнымъ маловѣріемъ и убійственною холодностію къ вѣрѣ; съ другой, въ наши дни самозванные учители, прикрываясь мнимою ревностію объ истинномъ благочестіи, отвергаютъ евангельскія истины и уставы матери нашей — православной церкви, уловляютъ лестію простыя души въ сѣти діавола и творятъ еще въ здѣшней жизни чадами геенны, сугубѣйшими себя. Не должны ли и мы потому желать и молиться, чтобы огонь пламенной ревности святителя мѵрликійскаго согрѣвалъ и наши охладѣвшія сердца, чтобы этотъ священный огонь попалилъ всѣ тернія маловѣрія и суемудрія человѣческаго, воспламенялъ въ насъ любовь къ прославленію имени Божія и своему спасенію?.. О если бы всѣ мы, носящіе имя христіанъ, поминали чаще великаго угодника Божія святителя Николая и неуклонно слѣдовали сему правилу вѣры, дорожили подобно ему вѣрою, яко зѣницею ока! Тогда церковь наша не была бы терзаема собственными своими чадами, св. вѣра проявлялась бы въ жизни вашей, и давно, давно исполнилось бы церковное моленіе о соединеніи людей узами единства вѣры и любви. Долгъ всякаго искренно вѣрующаго христіанина, въ какомъ бы званіи и состояніи онъ ни находился, не только самому быть твердо убѣжденнымъ въ вѣрѣ, а и заботиться о вѣрѣ православной — объ ея распространеніи, о храненіи и умноженіи, о вразумленіи людей невѣрныхъ и легковѣрныхъ. И кто не имѣетъ ревности по вѣрѣ православной, тотъ не искренній послѣдователь Спасителя; кто не защищаетъ своей православной вѣры, не оберегаетъ чести своихъ пастырей, тотъ — не братъ своихъ ближнихъ, желающій имъ добра истиннаго. Припомнимъ, братіе, что вѣщаетъ намъ касательно исповѣданія вѣры Самъ небесный Учитель, Господъ нашъ І. Христосъ: всякаго, кто исповѣдаетъ Меня предъ людьми, того исповѣдаю и Я предъ Отцемъ Моимъ небеснымъ (Матѳ. 10, 32); а кто постыдится Меня и Моихь словъ въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, того постыдится и Сынъ человѣческій, когда пріидетъ въ славѣ Отца Своего со святыми ангелами (Марк. 8, 38). «Ужели, поучаетъ вселенскій учитель, святитель Златоустъ, тѣхъ, которые не считаютъ своею обязанностію помышлять о душевномъ спасеніи ближнихъ, ужели ты не поднимешь овча своего сосѣда, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о немъ сосѣду? Менѣе ли стоитъ вниманія душа твоего ближняго, когда бы ты увидалъ ее пораженною или заблудшею. Пламень объялъ домъ твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бѣдствіе: почему жъ ни мало не трогаетъ твоего сердца состояніе другого, когда онъ въ пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чѣмъ мы, можете исправлять другъ друга; вы больше другъ съ другомъ находитесь, больше, чѣмъ мы, знаете другъ друга», (На пос. къ Евр. бесѣда 10).

б) Станемъ подражать также и неистощимой — живой, благотворной любви святителя Николая къ страждущему роду человѣческому. Мы не заслужили у Господа какого либо чудеснаго дара, посредствомъ коего могли бы благотворить своимъ ближнимъ, но мы можемъ все же какимъ либо способомъ пособлять несчастнымъ ближнимъ, требующимъ отъ насъ руки помощи: можемъ алчущаго напитать, жаждущаго напоить, нагого одѣть, поддержать невиннаго страдальца, утѣшить скорбящаго, ободрить человѣка въ его тяжелыхъ обстоятельствахъ... Будемъ же пользоваться этою возможностію — Господь пріемлетъ и лепту вдовицы паче многихъ сокровищъ, награждаетъ и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, съ усердіемъ. Будемъ, братіе, помнить, что если у кого изъ насъ — духовнаго или мірянина есть всѣ добродѣтели, а нѣтъ любви, милосердія, состраданія, миролюбія, напротивъ есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадованіе несчастіямъ ближняго, духъ вражды и тайной и явной, то всѣ его добродѣтели ничто и онъ будетъ не сыномъ и наслѣдникомъ царствія Божія, а напротивъ осудится на вѣчныя муки, если не покается и не исправится. (Сост. съ дополн. по проп. прилож. къ «Руковод. для с. пастырей» за 1891 г., декабрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 675-678.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0