Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 4-ое. Святитель и чудотворецъ Николай, архіепископъ Мѵрликійскій.

(Опасности для людей всѣхъ возрастовъ и средства къ избавленію отъ нихъ).

I. Нынѣ ублажаемый св. Николай и при жизни былъ, и теперь есть, усердный помощникъ въ мореплаваніи. Еще будучи пресвитеромъ, онъ отправился моремъ въ Іерусалимъ на поклоненіе гробу Господню. Вдругъ поднялась буря и корабль стало заливать волнами. Плывшіе съ нимъ начали просить помолиться о спасеніи. Онъ сталъ прилежно молиться, и буря стала утихать, море вскорѣ совершенно успокоилось и общая печаль и страхъ перешли въ радость и ликованіе.

II. Немногимъ изъ насъ, братіе, приходилось или придется испытывать опасности плаванія на морѣ; но за то всѣ, всѣ безъ исключенія подвержены опасностямъ другого рода, — плаванія на морѣ жизни. Да, мы въ жизни, какъ въ морѣ, всюду окружены опасностями, окружены и въ лѣтахъ дѣтства, такъ же, какъ и въ лѣтахъ юности, и въ лѣтахъ мужества, такъ же, какъ и въ лѣтахъ старости.

а) Вотъ, дитя только еще узрѣло свѣтъ Божій, а опасности уже стерегутъ, ждутъ его душу. Что если родители оставятъ его въ небреженіи, поручивъ его воспитаніе другимъ? Что если долгое время будутъ смотрѣть на него, какъ на игрушку свою, будутъ заботиться о томъ лишь, чтобы какъ можно наряднѣе одѣть его, вкуснѣе напитать его? Что если окружатъ его такими людьми, которые будутъ насаждать въ немъ сѣмена суевѣрія и предразсудковъ, наполняя и пугая его воображеніе разсказами про лица и вещи, какихъ никогда не существовало и не могло существовать? Что если ему и о многомъ будутъ сообщать, но ничего о главномъ — о Томъ, въ Кого ему вѣровать, Кого любить? Что если хорошаго - христіанскаго не увидитъ онъ долго ни въ родителяхъ, ни въ окружающихъ ихъ? Подлинно, сколько здѣсь предстоитъ опасностей его душѣ! Душа дитяти — это нива ничѣмъ незасѣянная. Посѣйте сѣмя доброе, и плоды произрастутъ добрые. Посѣйте терніе, терніе и произрастетъ. О, родители! бодрствуйте надъ своими дѣтьми и не будите виновниками ихъ вѣчнаго несчастія, вѣчной погибели!

б) Но вотъ дитя дѣлается юношей. Счастливый этотъ возрастъ, блаженное это время юности! Но и здѣсь столько угрожаетъ опасностей для души, и такія эти опасности, что если кто подвергнется имъ, то всю жизнь будетъ оплакивать свою участь. Юноша чувствуетъ въ себѣ избытокъ силъ и здоровья. Что, если эти его силы будутъ тратиться на пустыя, чувственныя удовольствія плоти? А это очень легко можетъ быть. Юность неразборчива и легкомысленна; она легко склоняется ко всему, ее услаждающему, не обращая много вниманія на то, истинно-ли то будетъ или ложно, полезно или вредно душѣ... А его неопытность, безпечность, самонадѣянность, его жадность къ новизнѣ, могутъ погубить его при малѣйшей неосторожности съ его стороны. И особенно это легко въ наше время, когда такъ много распространяется разныхъ неправославныхъ и даже нехристіанскихъ лжеученій. Какъ легко ему заразиться ими и принять въ себя смертоносный ядъ! А эти все усиливающіеся соблазны и призывы къ жизни веселой? Какъ трудно противустать всему этому юношѣ, который, по самому возрасту своему, такъ любитъ шумъ и веселіе! При первой возможности онъ отдается имъ всей душей своей. Гдѣ же та боголюбезная чистота и невинность сердца, которыя такъ желательно видѣть въ юношѣ? Гдѣ это самоотверженное стремленіе ко всякому добру, такъ свойственное его молодымъ силамъ? Гдѣ эта безкорыстная любовь къ ближнему, эта пламенная, чистая любовь къ Богу, такъ приличныя его возрасту? Какъ онѣ рѣдки въ нынѣшнихъ юношахъ! И вотъ этотъ юный по тѣлу часто становится состарѣвшимся отъ привязанности къ міру и его утѣхамъ. И тотъ, отъ кого должно бы благоухать ангельскою чистотою и невинностію, отъ кого и церковь, и родители, и отечество ждали полезныхъ трудовъ, таковый часто кончаетъ жизнь свою преждевременно во цвѣтѣ лѣтъ своихъ, иногда самымъ ужаснымъ образомъ, и такимъ образомъ погибаетъ на вѣки.

Таковы лѣта юности! такъ много опасностей предстоитъ ей отъ шума страстей и соблазновъ! Старшіе и опытные въ жизни! предохраните юность отъ паденій, иначе она легко погибаетъ, какъ погибаютъ на морѣ отъ бури и воздымающихся волнъ его.

в) Но можетъ быть не столь опасно это житейское море въ лѣтахъ зрѣлости, въ лѣтахъ мужества? Нѣтъ, и здѣсь тишина и спокойствіе души бываютъ также непрочны, какъ на морѣ. Правда, человѣкъ въ лѣтахъ мужества становится благоразумнѣе, всякое дѣло дѣлаетъ обдуманнѣе. Но и при всемъ благоразуміи сколько однакоже можетъ быть здѣсь ошибокъ, увлеченій, паденій? Подъ этимъ видимымъ спокойствіемъ какъ часто скрывается черствость души, холодность къ Богу и ближнему, желаніе жить только для земли, для себя, безъ заботъ о душѣ, о благѣ другого! А внутри, въ самой душѣ эта вѣчная брань духа съ плотію и постоянная опасность потерять себя и погибнуть. То преслѣдуетъ его гордость, то тщеславіе, то корыстолюбіе. А тамъ поднимаетъ бурю плотская страсть или не менѣе гибельная страсть къ вину, деньгамъ и т. п. И сколько пало и падаетъ отъ этихъ страстей! А эти скорби отъ недовольства своимъ положеніемъ, отъ неустройства жизни домашней, отъ безпорядочнаго поведенія дѣтей, отъ невознаграждаемаго труда? Какъ онѣ легко могутъ повергнуть нашу душу въ ропотъ на Бога, уныніе, отчаяніе! Даже самая крѣпость тѣлесная, которая свойственна возрасту мужества, не угрожаетъ ли повергнуть человѣка въ безпечность о своей душѣ? «Не скоро еще придетъ конецъ твой, успѣешь еще покаяться», говоритъ это обиліе силъ тѣлесныхъ. Такъ и въ лѣтахъ мужества много опасностей для души!

г) Но вотъ человѣкъ достигаетъ возраста старости. Можно думать, что здѣсь уже ничего нѣтъ опаснаго для человѣка. Въ немъ самомъ все уже какъ бы замираетъ; но не такъ на самомъ дѣлѣ. На самомъ дѣлѣ и здѣсь жизнь есть то же море, какъ въ другихъ возрастахъ, подъ часъ море шумное и бурное, готовое поглотить человѣка своими волнами. Не довѣряйте вы этому безстрастію, котораго будто бы достигаютъ души старцевъ. Нѣтъ, врагъ рода человѣческаго свои стрѣлы пускаетъ и на нихъ, и въ нихъ возбуждаетъ страсти: самолюбіе, сластолюбіе, гордость, ненависть, зависть, сребролюбіе и другія, со всею ихъ силою. А какъ трудно многимъ изъ старцевъ помириться съ тою мыслію, что одною ногою они уже въ могилѣ! Помириться съ этою мыслію значитъ измѣнить себя, а подобные старцы нисколько къ этому неспособны. Ибо трудно насадить въ сердцѣ добродѣтели въ старости, когда ихъ не было въ юности, трудно отстать отъ пристрастія къ мірскимъ утѣхамъ, когда вся жизнь прошла въ исканіи этихъ утѣхъ, — въ старости пожинаютъ то, что посѣяно въ юности. И вотъ почему мы видимъ такъ много старцевъ, которые живутъ такъ, какъ будто бы имъ никогда не умирать, которые еще не приносили покаянія, еще и не думали о исправленіи себя. Плачевна участь сихъ служителей міра и страстей! Смерть застаетъ ихъ часто при ихъ грѣховныхъ дѣлахъ, — тогда, когда и не могли ожидать, — похищаетъ такимъ образомъ неприготовленными для жизни вѣчной, какъ бы за то, что они имѣли больше другихъ времени для покаянія и не покаялись.

Итакъ, съ начала и до конца, съ лѣтъ младенчества до лѣтъ старости, жизнь наша преисполнена опасностей для души, опасностей болѣе страшныхъ, чѣмъ на морѣ. — Что же намъ дѣлать среди сихъ опасностей? А что дѣлали апостолы, когда ихъ корабль отъ морской бури былъ въ опасности потонуть? Они обратились съ мольбою ко Господу: спаси ны, Господи, погибаемъ! Что сдѣлали плывшіе на кораблѣ со святителемъ Николаемъ? Они обратились къ нему съ прошеніемъ о молитвѣ. Тебѣ ли, христіанинъ, не къ кому возвести мысленный свой взоръ, когда обуреваютъ тебя волны — житейскія напасти? У тебя есть Спаситель, положившій душу Свою за тебя. У тебя есть всесильная Ходатаица и Молитвенница предъ Нимъ, — Пречистая Матерь Его. У каждаго изъ насъ есть ангелъ хранитель, есть другой ангелъ изъ святыхъ, имя котораго мы носимъ, и многое множество другихъ святыхъ. Всѣ они близки къ намъ, любятъ насъ, молятся съ нами и за насъ, вѣчные и неизмѣнные ходатаи наши.

III. Итакъ вы, плавающіе въ морѣ житейскихъ попеченій, вы, потопляемые грѣхами своими, обращайтесь чаще и чаще къ этимъ добрымъ кормчимъ, и молитесь имъ, — молитесь родители о дѣтяхъ своихъ, чтобы они были сосудами Духа Святаго, — молитесь юноши, чтобы вамъ соблюсти въ непорочности свою юность, — молитесь мужи, чтобы вамъ съ крѣпостію тѣлесною пріобрѣсти крѣпость духа, твердость въ добродѣтели, — молитесь достигшіе лѣтъ старости, чтобы съ убѣленіемъ власъ главы вашей убѣлялись и очищались отъ грѣховъ души, чтобы вамъ быть чистою пшеницею, вполнѣ годною, вполнѣ созрѣвшею для царствія небеснаго. Молитесь, и будьте увѣрены, что молитва ваша не будетъ напрасною, но спасетъ васъ. Аминь. (Сост. по Поуч. свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 673-675.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0