Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 2-ое. Святитель и чудотворецъ Николай.

(Какая милостыня сильна исходатайствовать намъ помилованіе у Бога?)

I. Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется нынѣ, среди другихъ христіанскихъ добродѣтелей отличался милосердіемъ и состраданіемъ къ бѣднымъ и несчастнымъ. Хотя милосердіе къ бѣднымъ есть царица добродѣтелей и можетъ намъ открыть врата царствія Божія, но не всегда, а при соблюденіи извѣстныхъ условій. Посему въ день памяти сего великаго угодника Божія прилично будетъ побесѣдовать о томъ, какая милостыня сильна исходатайствовать намъ помилованіе у Бога и вѣчное блаженство на небѣ.

II. а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилованіе благотворителю сильна милостыня, творимая, по примѣру Отца небеснаго, всѣмъ нуждающимся въ ней безъ всякаго разбора. Будьте милосерды, какъ и Отецъ вашъ милосердъ. Онъ повелѣваетъ солнцу Своему восходить надъ злыми и добрыми, и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ; Онъ благъ и къ неблагодарнымъ и злымъ, заповѣдуетъ намъ Спаситель (Матѳ. 5, 45; Лук, 6, 35. 36). Нашъ долгъ подавать руку помощи всякому нуждающемуся въ ней, снабжать каждаго именемъ Христовымъ просящаго милостыни, будетъ ли то человѣкъ, облеченный въ богатое одѣяніе или покрытый рубищемъ, человѣкъ съ крѣпкими силами или немощный, соотечественникъ или чужестранный, иновѣрецъ или единовѣрный, признательный къ благодѣяніямъ или неблагодарный, зазорнаго поведенія или честной жизни. Не наше дѣло разбирать, стоитъ ли милостыни нищій или нѣтъ. Намъ заповѣдано отъ всещедраго подателя всѣхъ благъ Бога: всякому, просящему у тебя, давай (Лук. 6, 30). Значитъ и должны мы подавать милостыню всѣмъ. Не слѣдуетъ намъ удерживать руку свою отъ благотворенія потому, что испытали или предвидѣли неблагодарность. Вспомнимъ Спасителя нашего, Который хотя предвидѣлъ, что изъ десяти прокаженныхъ, исцѣленныхъ Имъ, одинъ только возвратится поблагодарить Его, не смотря на то, явилъ милость Свою одинаково всѣмъ десяти прокаженнымъ. «Добрая душа благотворитъ ближнему, и не только неблагодарность его переноситъ великодушно, но и съ терпѣніемъ принимаетъ отъ него оскорбительное», учитъ одинъ подвижникъ. Итакъ, братія, покровительствуйте всѣмъ безъ изъятія, кто бы ни прибѣгалъ подъ кровъ вашъ; всякаго алчущаго напитайте, жаждущаго напойте, нагого одѣньте, странника введите въ домъ, сироту и вдовицу заступите, — и тогда надежда ваша на полученіе царства небеснаго не будетъ напрасна.

б) Для большаго упроченія надежды на полученіе царства небеснаго требуется при всеобщности благотворенія и сокровенность благотворенія. Надобно подавать милостыню сколько возможно тайно. Эта предосторожность необходима для избѣжанія суетной славы человѣческой. Тщеславія всегда убѣгать должно, а особенно при подаяніи милостыни. «Милостыня, зараженная сею болѣзнію, не есть уже дѣло милосердія, но хвастовство и жестокосердіе. Когда ты подаешь милостыню не изъ милосердія, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этимъ ты публично осмѣиваешь брата своего», учитъ св. Іоаннъ Златоустъ. Смотрите, не творите милостыни вашей предь людьми съ тѣмъ, чтобы они видѣли васъ: иначе не будетъ вамъ награды отъ Отца вашего небеснаго. Итакъ, когда творишь милостыню, не труби предъ собою, какъ дѣлаютъ лицемѣры въ синагогахъ и на улицахъ, чтобы прославляли ихъ люди. Истинно говорю вамъ, они уже получаютъ награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть лѣвая рука твоя не знаетъ, что дѣлаетъ правая, чтобы милостыня твоя была втайнѣ; и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно, — говоритъ небесный Учитель Христосъ (Матѳ. 6, 1—4). Ублажаемый нынѣ церковію святитель Николай всячески старался оградить всѣ свои благодѣянія таинственностію. Особенно видна его скрытность въ благотвореніи одному патарскому гражданину, который, изъ славы и богатства пришедши въ безславіе и убожество, до того растерялся духомъ, что рѣшился открыть въ домѣ своемъ убѣжище нечестію. Святитель въ глухую полночь тихо и незамѣтно подошелъ къ его окну и, тихонько въ него спустивъ узелъ золота, поспѣшно удалился въ свой домъ, давъ ему возможность прилично устроить своихъ дочерей.

в) Кромѣ всеобщности и сокровенности, милостыня должна быть также удѣляема нами изъ достоянія, собираемаго честнымъ и праведнымъ трудомъ, а не насиліемъ и хищеніемъ. «Полезно подавать милостыню, но пагубно другихъ обижать. Прежде отстань отъ хищенія, а потомъ подавай милостыню. Если угодно сѣять въ нищихъ, то сѣй изъ собственнаго. А если вознамѣришься сѣять изъ чужого, то знай — это самые горькіе плевелы», увѣщеваютъ святые Тихонъ задонскій и Исаакъ Сиринъ. «Если ты даешь, говоритъ св. Григорій назіанзинъ, то давай изъ своего, а не корми и не одѣвай бѣднаго тѣмъ, что не принадлежитъ тебѣ». «Есть люди, которые, ограбивъ ближняго, считаютъ себя оправданными, раздавъ бѣднымъ десять или сто златницъ. Это жидовскія, или скорѣе сатанинскія милостыни! Какая польза будетъ въ томъ, что ты даешь одному то, что отнялъ у другого? Ты долженъ вознаградить въ четверо того, кому ты повредилъ; въ противномъ случаѣ ты остаешься должникомъ его. Милостыня, даваемая изъ имущества, пріобрѣтеннаго неправедно, есть воровство и человѣкоубійство», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ..

г) Послѣднею принадлежностію милостыни, сильной доставить блаженство благотворителю, есть подаяніе ея съ охотою, съ сердечнымъ участіемъ, съ веселымъ лицемъ, при всѣхъ обстоятельствахъ жизни. «Милостыня состоитъ не въ томъ, чтобы только давать деньги, но чтобы давать съ христіанскимъ чувствомъ милосердія. Только та милостыня истинная, которая подается съ радостію. Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряетъ даяніе твое, и добрыми словами утѣшь скорбь его», — убѣждаютъ св. I. Златоустъ и св. Исаакъ Сиринъ. «Давать охотно значитъ больше, чѣмъ давать много», говоритъ блаж. Августинъ. (См. Проп. прилож. къ Рук. д. с. паст. 1891 г. дек.).

III. Итакъ, вотъ какова должна быть милостыня, за которую мы могли бы получить отъ Судіи-Бога помилованіе, удостоиться царства небеснаго и блаженства вѣчнаго! Она должна быть оказываема всѣмъ безъ изъятія нуждающимся въ ней, — творима не на показъ людямъ, а тайно отъ всѣхъ, не ради признательности и похвалъ какъ отъ облагодѣтельствованныхъ, такъ и отъ постороннихъ, а изъ послушанія и подражанія всеобщему Отцу небесному, по христіанской любви къ нищимъ, какъ братіямъ Христовымъ и нашимъ, — удѣляема изъ имущества, благопріобрѣтеннаго нами трудомъ честнымъ и праведнымъ, а не добытаго насиліемъ и хищеніемъ, обманомъ и грабительствомъ, — должна быть подаваема съ полнымъ радушіемъ и охотно, а не съ огорченіемъ и притворствомъ (2 Кор. 9, 7). (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 668-670.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0