Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Шестой день.

Поуч. 1-ое. Святитель и чудотворецъ Николай.

(Уроки изъ его жизни: онъ является образцомъ исполнителя обязанностей христіанина въ отношеніи къ Богу, ближнимъ и самому себѣ).

I. Святитель Николай чудотворецъ осуществилъ въ своей жизни всѣ главнѣйшія обязанности къ Богу, ближнимъ и самому себѣ, научая и насъ исполнять эти обязанности по мѣрѣ нашихъ силъ и при помощя данной каждому благодати Божіей.

II. а) Въ отношеніи къ Богу онъ былъ глубоко вѣрующимъ христіаниномъ и считается церковію образцомъ вѣры.

Касательно вѣры люди подвергаются, большею частію, двумъ недостаткамъ.

Одни, будучи надменны своимъ умомъ, предаются излишнимъ умствованіямъ, и чрезъ то впадаютъ въ ереси и расколы, отдѣляющіе ихъ отъ всеобщаго союза вѣрующихъ; другіе, почитая чистоту вѣры совершенствомъ — или недоступнымъ, или маловажнымъ, совсѣмъ не заботятся о томъ, такъ ли они вѣруютъ, какъ должно. Заблужденія различныя, но равно предосудительныя для истиннаго христіанина! Ибо для чего святая вѣра низошла съ небесъ и вселилась между человѣками? Озарить разумъ свѣтомъ боговѣдѣнія, воспламенить сердце любовію къ добродѣтели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бѣдствія человѣчества: вотъ цѣль ея! и что пользы отъ суетныхъ мудрованій о вѣрѣ? Они излишни, ибо предметъ превышаетъ разумъ; вредны, ибо ведутъ къ разномыслію и враждѣ. Съ другой стороны, нерадѣть о чистотѣ вѣры значитъ пренебрегать самой вѣрой. Мы стараемся сохранять неизмѣнными многія преданія человѣческія; есть люди, которые всю жизнь посвящаютъ на то, дабы знать, что и когда случилось: какъ же намъ быть равнодушными къ чистотѣ той вѣры, отъ коей зависитъ наше вѣчное спасеніе? Совершенство нашей любви къ Богу требуетъ, чтобъ мы въ простотѣ сердца пользовались свѣтомъ божественнаго откровенія: но это же самое совершенство обязываетъ насъ сохранять этотъ свѣтъ отъ смѣшенія съ тьмою заблужденій.

Св. Николай въ томъ и другомъ отношеніи преподаетъ намъ, братіе, превосходное правило вѣры; ибо его вѣра была и проста и вмѣстѣ чиста и ревностна.

О, еслибы всѣ исповѣдующіе имя Христово неуклонно слѣдовали сему правилу! Еслибы всѣ мнимые ревнители православія пріобрѣли ту простоту вѣры, коею одушевленъ былъ святый Николай! Тогда церковь не была бы терзаема собственными ея чадами; пагубное искусство состязанія осталось бы долею земной мудрости; святая вѣра являлась бы въ собственномъ своемъ видѣ и давно исполнилось бы моленіе церкви о соединеніи всѣхъ христіанъ узами единовѣрія и любви.

б) Святитель и чудотворецъ Николай ознаменовалъ свои отношенія къ людямъ рядомъ великихъ дѣлъ благотворенія. Святый Николай, какъ ублажаетъ его церковь, былъ море чудесъ, которыя, не смотря на многообразность ихъ, всѣ состояли въ благотвореніи. Смотрите! Тамъ онъ спасаетъ отъ тяжкаго рабства плѣненныхъ; здѣсь пропитываетъ во время голода отчаянныхъ; въ одномъ мѣстѣ возвращаетъ погибшихъ младенцевъ матерямъ безутѣшнымъ; въ другомъ избавляетъ отъ позорной смерти осужденныхъ невинно; то предупреждаетъ преступленія, которыми угрожаетъ нищета, то неожиданно награждаетъ ослабѣвающее усердіе къ благочестію.

Образъ благотвореній святого Николая былъ, если можно такъ сказать, утѣшительнѣе самыхъ благотвореній, Подражая ему, мы превзошли бы всѣхъ благотворителей, научились бы дѣлать добро ближнему такъ, чтобы не знала шуйца, что творитъ десница, — ибо облагодѣтельствованные св. Николаемъ часто потому только узнавали имя своего благотворителя, что отъ него одного можно было ожидать подобныхъ благодѣяній; научились бы быть защитниками невинныхъ, не смотря ни на какое могущество ихъ гонителей, — ибо святый Николай не смотрѣлъ на лица, спасая отъ смерти и тѣхъ, кои подпали гнѣву цареву; научились бы изливать щедроты свои такъ, чтобъ они, облегчая нужды тѣлесныя, служили въ то же время къ отвращенію или прекращенію преступленій, — ибо святый Николай тамъ особенно простиралъ руку помощи, гдѣ скудная непорочность сражалась съ много обѣщающимъ развратомъ; научились бы, наконецъ, не ограничивать своихъ благодѣяній одними ближними, знаемыми, и даже единовѣрцами, — ибо святый Николай не оставлялъ безъ помощи и тѣхъ, кои не знали имени Христова.

Такимъ образомъ св. Николай былъ избраннѣйшимъ сосудомъ не только любви къ Богу — своею ревностію по вѣрѣ, но и любви къ ближнему — своими благодѣяніями бѣдствующимъ.

в) Но кто хочетъ быть истиннымъ органомъ любви къ Богу и ближнему, тотъ долженъ прежде всего очистить сердце свое отъ страстей, возымѣтъ господство надъ самимъ собою, словомъ быть внимательнымь къ обязанностямъ по отношенію къ душѣ своей. Святый Николай и въ этомъ отношеніи преподаетъ намъ урокъ спасительный.

Въ чемъ должко состоять совершенство человѣка въ отношеніи къ самому себѣ? Какъ существо, наклонное къ злу и окруженное соблазнами, онъ имѣетъ особенную нужду въ воздержаніи; какъ существо, предназначенное къ совершенству, достигаемому не собственными силами, а дѣйствіемъ благодати Божіей, онъ долженъ пріобрѣтать смиреніе. Воздержаніемъ укрощается чувственность и очищается духъ; смиреніемъ пріобрѣтаются и сохраняются дары духовные.

Послѣ сего, въ чемъ бы мы ни поставляли воздержаніе, св. Николай есть самый лучшій учитель воздержанію. Сократимъ ли добродѣтель эту въ ограниченіе потребностей тѣлесныхъ, въ отреченіе отъ удовольствій чувственныхъ, въ нестяжаніе благъ земныхъ? Свойства эти сами собою представляются въ нашемъ святителѣ. Какъ мало должно быть потребностей тѣлесныхъ въ томъ, кто велъ жизнь равноангельскую! Какъ далеки должны быть удовольствія чувствъ отъ того, кто не зналъ другого наслажденія, кромѣ благотворительности! А о нестяжаніи и говорить ничего. Гоненія лишали всего, но ничего не могли лишить святителя Николая; ибо онъ, въ самомъ началѣ своего пресвитерства, раздалъ все свое имѣніе бѣднымъ. Потребуемъ ли отъ учителя воздержанія необыкновенныхъ подвиговъ умѣренности и самоотверженія, — и въ нихъ нѣтъ недостатка: святый Николай, какъ повѣствуетъ преданіе, наблюдалъ уже различіе въ яствахъ въ такомъ возрастѣ, когда другіе не знаютъ еще, что такое яства.

Что сказать о смиреніи святаго Николая? Еслибы мы не вѣдали, что онъ преимущественно за свое смиреніе былъ избранъ въ пастыри мνрликійской церкви, что смиреніе отличало его между отцами Никейскаго собора, который былъ соборомъ смиренія, что смиреніе заставляло св. Николая сокрывать свои благодѣянія и дарованія духовныя подъ видомъ простоты; если бы, говорю, намъ ничего не было извѣстно объ этихъ подвигахъ его смиренія: то слава небесная, коею Господь возвеличилъ Своего праведника, не должна ли бы вразумить насъ, что святитель Николай былъ не только кротокъ, но и смиренъ сердцемъ?

III. Святителю Христовъ Николае! Ты неисчерпаемое чудесъ и благотвореній море; но мы просимъ у тебя только трехъ даровъ: содѣлай молитвами твоими, да неуклонно слѣдуемъ правилу вѣры, тобою преподанному, нелѣностно подражаемъ образу любви и смиренія, и не забываемъ уроковъ воздержанія, коего ты былъ и есть для всѣхъ насъ и учитель и примѣръ наилучшій. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по проп. Иннокентія, арх. херс. и таврич., т. II и др. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 666-668.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0