Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Пятый день.

Поуч. 3-ье. Преставленіе свт. Гурія, архіепископа Казанскаго.

(Уроки изъ его жизни: а) Богъ въ благопотребное время воздвигаетъ св. дѣятелей въ вертоградѣ Своей церкви, — б) святость жизни есть одно изъ условій привлеченія благодати Божіей къ христіанину, в) Промыслъ Божій незримо руководитъ всѣхъ, направляя ихъ на путь спасенія).

I. Тамъ, гдѣ жилъ преп. Сергій съ родителями, предъ удаленіемъ въ пустыню, въ Радонежскомъ городкѣ родился св. нынѣ прославляемый Гурій, въ крещеніи Григорій; родители его были дворяне Руготины, бѣдные и не очень извѣстные. Въ домѣ благочестиваго отца сынъ получилъ благочестивое воспитаніе и обученъ былъ читать и писать. Сыновья незнатныхъ дворянъ обыкновенно служили тогда если не въ службѣ великаго князя, то при домахъ богатыхъ княжескихъ фамилій. — Такъ служилъ въ домѣ князя Ивана Пенькова и Григорій Руготинъ. Григорій былъ уменъ и смышленъ, нрава кроткаго и уступчиваго, честности неподкупной; онъ любилъ ходить въ храмъ Божій на молитву, молился и въ домѣ; любилъ цѣломудріе и, охраняя его, держалъ постъ; подавалъ нищимъ милостыню, какую только могъ. Умъ, строгая честность и благочестивая жизнь Григорія пріобрѣли особенную довѣренность къ нему князя и его супруги: Григорію поручено было все управленіе по княжескому дому. — Товарищи Григорія стали завидовать счастію его. Завистъ, мучившая бѣдныхъ, довела ихъ до того, что они оклеветали невиннаго предъ княземъ въ тяжкомъ преступленіи, касавшемся чести его супруги. Гордый и вспыльчивый князь, не разобравъ дѣла, хотѣлъ убить Григорія. Сынъ князя былъ остороженъ: онъ представилъ отцу, что такая расправа только опозоритъ домъ ихъ, и упросилъ не спѣшить исполненіемъ приговора, столько опаснаго для нихъ самихъ. Удержавъ порывы гнѣва, князь придумалъ другую мѣру мести. Была выкопана яма, и въ ней опущенъ срубъ; сюда-то велѣлъ онъ запереть Григорія. Только малое отверстіе сверху темницы пропускало въ нее свѣтъ и въ то же окошко бросали Григорію на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положеніе невиннаго страдальца: природа отвращается отъ страданія и неправды — и Григорій на первый разъ не могъ не чувствовать горькой скорби. Но благочестивая душа его скоро помирилась съ темницею. «Мученики, думалъ Григорій, терпѣли и не то, при всей своей святости; темница избавила меня отъ соблазновъ и тревогъ мірскихъ; это уединеніе оставляетъ мнѣ полную свободу готовиться къ вѣчности, — а для чего и жить на землѣ, если не для вѣчности?» И вотъ блаженный Григорій «въ такой бѣдѣ наипаче простирается на славословіе Божіе, терпя и благодаря Бога о всемъ». — Уже проходилъ второй годъ заключенія, когда одинъ изъ товарищей по княжескому дому, бывшій другомъ ему, упросилъ суроваго сторожа Григорьева — дозволить подойти къ окну темницы и поговорить съ заключеннымъ; добрый товарищъ ночью подошелъ къ окну и, спросивъ о состояніи заключеннаго, вызвался доставлять ему приличную пищу. Григорій, поблагодаривъ друга за участіе, сказалъ: «безъ наказанія, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцѣленной; благодареніе Богу за все! въ пищѣ не имѣю я нужды: а прошу друга моего приносить чернила и бумаги, я стану писать азбуки, а другъ будетъ продавать ихъ и деньги послѣ покупки бумаги станетъ раздавать нищимъ». Такъ Григорій и въ темницѣ хотѣлъ, чтобы дѣти учились закону Божію, также какъ хотѣлъ помогать бѣднымъ, самъ терпя крайнія нужды. — Спустя два года неожиданно въ дверяхъ темницы блеснулъ свѣтъ. Григорій, сотворивъ молитву, толкнулъ дверь, — она отворилась. Страдалецъ понялъ, что Господь даруетъ ему свободу Онъ взялъ икону Божіей Матери, бывшую съ нимъ въ темницѣ, и пошелъ изъ темницы прямо въ обитель Іосифа волоколамскаго, извѣстную тогда по строгой жизни иноковъ.

Принятый въ число братства, Григорій принялъ монашество и имя Гурія. Иноческая жизнь уже знакома была ему по темницѣ: въ темницѣ привыкъ онъ и къ посту, и къ безмолвію, и къ постоянному Богомыслію; отъ своей воли отучили его въ княжескомъ дому. — Потому-то блаж. Гурій «бысть монахъ чуденъ и живяше по монастырскому чину и обычаю, игумену и братіи повинуяся», какъ пишетъ блаж. Гермогенъ. — По высокой духовной жизни своей въ 1542 г. онъ былъ избранъ въ игумена обители Іосифовой. Пробывъ настоятелемъ обители девять лѣтъ безъ двухъ мѣсяцевъ, блаженный Гурій по болѣзни (темничная жизнь разстроила здоровье его на всю жизнь) сложилъ съ себя заботы начальствованія и два года жилъ на покоѣ, въ постѣ и Богомысліи, приготовляясь, самъ не вѣдая того, по устроенію Промысла Божія, къ великому служенію въ должности святителя русской церкви.

Для завоеваннаго казанскаго царства соборъ опредѣлилъ избрать архіепископа. Это мѣсто служенія въ тогдашнее время было чрезвычайно важно: здѣсь надлежало быть съ апостольскою ревностію и чистотою души, чтобы благоплодно проповѣдывать святую вѣру незнающимъ ея. Потому и избраніе архипастыря происходило необыкновеннымъ образомъ. По совершеніи молебнаго пѣнія митрополитомъ изъ четырехъ жребіевъ взятъ былъ съ престола одинъ, и это былъ жребій Гурія; потомъ взятъ одинъ изъ двухъ, и это былъ опять жребій сего блаженнаго мужа. Февраля 7-го 1555 г. св. Гурій соборомъ архипастырей рукоположенъ въ архіепископа казанскаго. По прибытіи въ Казань святитель и жизнію и словомъ сталъ всѣхъ приводить ко Христу. Невѣрующіе видѣли, что жизнь его — любовь святая, любовь благотворительная для всѣхъ безъ различія, и во множествѣ обращались ко Христу. На второмъ году служенія своего святитель началъ строить близь Казани Зилантовъ монастырь. По уставу святителя, иноки сей обители занимались обученіемъ дѣтей чтенію и письму, преимущественно же закону Божію. Благочестивое желаніе знакомить дѣтей съ вѣрою и правилами христіанскими, пробудившееся еще въ темницѣ, теперь развилось въ немъ съ особенною силою. Еще и понынѣ, спустя 300 лѣтъ, жители Казани не начинаютъ учить дѣтей своихъ грамотѣ, не испросивъ благословенія святителя у нетлѣнныхъ мощей его. Такъ извѣстна въ томъ краю любовь святителя къ дѣлу образованія дѣтей. И труды евангельскаго проповѣдника въ странѣ мрака были благотворны. Божественный мужъ, свидѣтельствуетъ Гермогенъ, одинъ изъ преемниковъ его, ученіемъ своимъ привелъ ко Христу множество душъ. Послѣдніе три года жизни святитель Гурій лежалъ на одрѣ болѣзни, не могъ совершать служенія и даже ходить въ храмъ, но духъ его молился и молитвою низводилъ благодать небесную на его паству. — Въ великіе праздники носили его къ литургіи въ храмъ Благовѣщенія Богоматери, построенный имъ: здѣсь сидѣлъ или даже лежалъ онъ, слушая службу Божію: келья его и безъ того была у придѣла страстотерпцевъ Бориса и Глѣба; но душа его горѣла желаніемъ молиться вмѣстѣ съ паствою своею въ дни общей хвалы и молитвы. — Блаженная кончина его послѣдовала 5 декабря 1563 г., и святое тѣло его положено было въ Преображенской обители. (См. Житія святыхъ, сост. преосвящ. Филаретомъ, архіеп. черниговскимъ, мѣс. декабрь).

II. Много весьма назидательныхъ уроковъ предлагаетъ намъ жизнь святителя Гурія.

а) Изъ нея мы видимъ, что Богъ въ благопотребное время воздвигаетъ святыхъ дѣлателей въ вертоградѣ св. Своей церкви. Онъ поставилъ однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ пастырями и учителями (Ефес. IV, II.), Онъ и донынѣ даетъ св. церкви Своей пастырей и учителей, къ совершенію святыхъ, на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова, доколѣ всѣ придемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ зрѣлость мужа, въ мѣру полнаго возраста Христова (12—14), и исполнимся всею полнотою Божіею (III, 19). — Богъ даровалъ и городу Казани въ необходимое для нея время въ первосвятителѣ Гуріи пастыря добраго, учителя премудраго, правителя чуднаго, и наставника спасенія. Св. церковь поетъ въ хвалу святителя Гурія: «правило вѣры и образъ цѣломудрія, учителя добрыхъ дѣлъ, наставника спасенія даде тя Господь новопросвѣщенному граду Казани, въ немъ же пріобрѣлъ новыя отъ языкъ люди, и приведе я Христови». (Тропарь).

б) Жизнь святителя Гурія показываетъ далѣе, что за святость жизни его благодать духовная отъ юности вселилась въ него, и научила его «сіять правовѣрнымъ смысломъ и блистать свѣтлостію добродѣтелей». (Стих. на хвал. 1). Обогащенный ею, онъ «стяжалъ помыслъ чистый, сердце доброе, вѣру крѣпкую и любовь нелицемѣрную (2 ст.). Этою благодатію онъ просвѣтилъ и агарянскихъ чадъ, научивъ ихъ поклоняться Св. Троицѣ» (стихира 3).

Что привлекло къ нему эту всепросвѣщающую, всеосвящающую благодать Божію, которая измлада обогатила его даромъ чудесъ? — То, что въ немъ не было порока, ни скверны въ душѣ его (Кан. пѣс. 6, ст. 3); что онъ, измлада возлюбивъ сладчайшаго Господа Іисуса, и желая наслаждаться Его безконечной любовію, все тлѣнное міра вмѣнилъ ни во что, и презрѣлъ все скоро-преходящее (пѣс. 3, ст. 2), и до конца сохранивъ непорочное дѣвство, избѣгъ ловленія льстиваго (2 Кан. пѣс. 1, ст. 2). Какъ драгоцѣнный камень просіялъ святитель Божій смиренномудріемъ и добродѣтельнымъ житіемъ (пѣс. 7, ст. 2). Собралъ всѣхъ святыхъ добродѣтели: Моѵсееву кротость, Іовле терпѣніе, Иліину ревность, Іосифа прекраснаго чистоту, за которую понесъ діавольскій навѣтъ, претерпѣвъ бѣды и тѣсноту двухлѣтняго темничнаго заключенія, гдѣ онъ, почти лишенный свѣта, питался нечеловѣческою снѣдію — овсомъ, котораго по снопу давали ему чрезъ пять дней. Ни голодъ, ни темница, ни недостатокъ одежды не отлучили его отъ любви Христовой (пѣс. 4, 1). Лѣности и всякаго мірскаго пристрастія въ жизни сей онъ уклонился, плоть свою истощилъ иноческими трудами и архіерейскими подвигами (пѣс. 5, 2). Ревностію Божественною всегда объятый, онъ неуклонно предстоялъ Богу; милостынею и непрестанными молитвами угождая Ему, достигъ въ зрѣлость мужа, въ мѣру полнаго возраста Христова (пѣс. 6, 1).

Такимъ образомъ жизнь первосвятителя Гурія представляетъ цѣлую лѣстницу добродѣтелей, по которой онъ возшелъ къ небу.

И такъ, взирая такъ близко на кончину святителя Гурія, по заповѣди апостола, мы должны подражать вѣрѣ его (Евр. XIII, 7), и послѣдовать ему въ ученіи, житіи, расположеніи, великодушіи, любви, терпѣніи (2 Тим. III, 10), и въ другихъ добродѣтеляхъ, которыми онъ угодилъ такъ Богу, и сдѣлался Ему возлюбленнымъ. Для насъ, какъ сыновъ православныя свято-русскія церкви, какъ духовныхъ чадъ, святитель Христосъ долженъ быть свѣтлою, путеводною звѣздою, указывающею намъ путь истинный и правый, по которому идя мы избѣгнемъ ловленія демоновъ, помраченія душевнаго и всякаго зла.

в) Наконецъ еще истину жизни и спасенія извлечемъ въ назиданіе наше изъ всесвященной памяти святителя Гурія.

Обозрѣвая мыслію житіе его, мы замѣчаемъ чудное смотрѣніе и промышленіе Божіе о немъ. Сдѣлавъ его еще въ юности участникомъ въ неповинномъ страдальчествѣ, Господь путемъ иночества возвелъ его на святительскій престолъ, давъ ему жребій апостольскаго служенія въ новопросвѣщенной еще тогда Казани, которое требовало обильныхъ дарованій Духа, и особенной, неутомимой ревности въ подвигахъ и трудахъ, къ которымъ постепенно приготовлялъ его Господь Своимъ дивнымъ смотрѣніемъ, и наконецъ прославилъ его въ небесномъ Своемъ царствіи.

Такъ Богъ руководствуетъ и каждаго къ наслѣдію вѣчной жизни и славы нетлѣнной: такъ бодрствуетъ надъ каждымъ во все время жизни и на всѣхъ путяхъ, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мѣрѣ подвиговъ и трудовъ, такъ, говоримъ, бодрствуетъ надъ каждымъ, доколѣ представитъ его непорочнымъ предъ Собою во Христѣ Іисусѣ, удостоивъ славы вѣчной. «Богъ есть дѣйствуяй въ васъ и еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи», говоритъ св. апостолъ (Филип. 11, 13). И въ другомъ мѣстѣ свидѣтельствуетъ, что каждому изъ насъ дана благодать, по мѣрѣ дара Христова (Ефес. IV, 7). Увѣримся, бр., глубже въ этой истинѣ, напечатлѣемъ ее въ умѣ и въ сердцѣ, чтобы намъ не быть невнимательными къ Божію руководству, которое объемлетъ всѣхъ, и особенно служащихъ Богу и къ Нему устремляющихся, и не оставляетъ никогда, но защищаетъ, сохраняетъ, утѣшаетъ, вразумляетъ и наставляетъ ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божія (2 Кор. VI, I), но чтобы мы служили другъ другу каждый тѣмъ даромъ, какой кто получилъ, какъ вѣрные домостроители многоразличной благодати Божіей (1 Петр. IV, 10).

Мы всѣ въ рукѣ Божіей, какъ глина въ рукѣ горшечника (Римл. IX, 21). Мы всѣ твореніе Божіе и дѣло рукъ Его. Посему наша покорность, наша преданность Богу должны быть всецѣлыя. Богъ созидаетъ каждаго въ сосудъ благопотребный, по Своему всеблагому изволенію, сообразно естественнымъ способностямъ и дарованіямъ каждаго, освящая ихъ и возвышая, при собственномъ содѣйствіи нашемъ въ дѣлѣ нашего обновленія, и даруетъ каждому свой жребій служенія. Въ большомъ домѣ, говоритъ св. апостолъ, есть не только золотые и серебряные сосуды, но и деревянные и глиняные, и одни въ почетномъ, а другіе въ низкомъ употребленіи. И такъ если кто будетъ хранить себя чистымъ отъ пороковъ, тотъ будетъ сосудъ въ чести, освященный, благопотребный для Владыки, годный на всякое доброе дѣло. (2 Тим. II, 20, 21).

Такъ, Господь нашъ І. Христосъ избралъ и воспиталъ Своихъ возлюбленныхъ учениковъ Своимъ личнымъ съ ними присутствіемъ, и далъ имъ жребій апостольскаго служенія. О св. ап. Павлѣ, во дни обращенія его, свидѣтельствовалъ: сей человѣкъ есть Мое избранное орудіе, и понесетъ имя Мое къ народамъ и царямъ и сынамъ израилевымъ. И Я покажу ему, сколько онъ долженъ пострадать за имя Мое. (Дѣян. IX, 15). Орудіе избранное Божіе былъ и первосвятитель церкви казанской, чтобы пронести имя Божіе къ племенамъ татарскимъ и языческимъ, обратить сердца ихъ отъ нечестія въ вѣру Христову.

Что же остается намъ дѣлать, какъ не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всѣмъ святымъ Божіимъ, къ Божію неизреченному смотрѣнію и попеченію о насъ, которымъ Онъ объемлетъ всѣхъ и каждаго на всѣхъ путяхъ жизни, отъ утробы матерней, обновляя и освящая благодатію Всесвятаго Духа, которую мы пріемлемъ въ таинствахъ св. церкви? И прилагая къ сему все стараніе (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всякомъ дѣлѣ благомъ принося плодъ, и возрастая въ познаніи Бога, укрѣпляясь всякою силою подъ державою славы Его, во всякомъ терпѣніи и великодушіи съ радостію (Кол. 1, 10).

III. Этимъ путемъ шли къ славѣ вѣчной всѣ святые Божіи. Этимъ путемъ достигъ нетлѣнія и вѣнца жизни угодникъ Божій Гурій; подъ святительскимъ руководствомъ его, и мы всѣ, какъ духовныя чада его, да стремимся къ наградѣ вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ, все почитая за соръ, чтобы пріобрѣсть Христа (Филип. III, 14, 8) и найтись въ Немъ неповинными всякаго грѣха, оправданными, и исполненными небесной доброты, и чтобы наконецъ быть участниками неизреченной славы Его со всѣми избранными. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 663-666.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0