Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Пятый день.

Поуч. 1-ое. Преп. Савва Освященный.

(Добрыя ли мы дѣти Церкви?)

I. Юный Савва, въ послѣдствіи названный «освященнымъ», память коего совершается нынѣ, трудился однажды въ виноградномъ саду, очищая виноградныя лозы, окапывая корни ихъ и поливая водою, которую самъ издалека носилъ съ великимъ трудомъ. Изнемогшій отъ жаркихъ лучей восточнаго солнца, облитый собственнымъ потомъ, онъ, — какъ отрокъ — почувствовалъ большой голодъ и жажду, прислонился подъ тѣнь ближайшаго дерева и поднялъ разгоряченное чело свое къ небу. На вершинѣ дерева Савва увидѣлъ прекрасное спѣлое яблоко, которое теперь было очень полезно ему для подкрѣпленія силъ и для утоленія жажды и голода. Юный садовникъ сорвалъ яблоко и хотѣлъ вкусить, но вдругъ ему пришло на мысль, что время, опредѣленное уставомъ церковнымъ для употребленія плодовъ, еще не наступило. «Соблазнъ! сказалъ себѣ Савва, разсматривая плодъ. Вотъ также и райское яблоко было красиво и хорошо; но оно погубило моихъ праотцевъ: они вкусили его и преступили чрезъ то заповѣдь Божію. Не то же ли и я хочу теперь сдѣлать, что сдѣлали наши прародители въ раю? Вѣдь и мнѣ запрещено св. церковію вкушать теперь этотъ плодъ... Нѣтъ, во всю жизнь мою до самой смерти не буду ѣсть яблоковъ за то, что это яблоко соблазнило меня и чуть не сдѣлало преступникомъ церковнаго устава!» И не смотря на томительный голодъ и жажду, мудрый отрокъ бросилъ искусительный плодъ на землю и повелъ жизнь самую воздержную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и дѣло подвергая строгому разбору и самоосужденію. Конечно, онъ не хуже многихъ другихъ зналъ, что яблоки вкушать не грѣхъ; помнилъ даже апостольское слово, что труждающемуся дѣлателю прежде подобаетъ вкушать отъ плодовъ труда своего: но уставъ церкви онъ предпочелъ и голоду съ жаждою, и красотѣ зрѣлаго яблока («Ч.-Мин.»).

II. Мы нисколько не погрѣшимъ, возлюбл. во Христѣ братія мои, если назовемъ препод. Савву добрымъ, послушнымъ сыномъ матери-церкви.

Спросимь себя: добрыя ли мы дѣти матери нашей церкви?

Мы называемъ церковь своею матерью: но любимъ ли и чтимъ ли ее, какъ дѣти? Вѣрны ли и послушны ли ей, какъ дѣти? Исполняемъ ли ея законы и уставы, какъ добрыя дѣти исполняютъ повелѣнія своихъ родителей? Хранимъ ли ея порядки, какъ хранятъ ихъ покорныя дѣти въ благочестивомъ семействѣ? Наша жизнь, наши дѣла, наши нравы и обычаи — суть ли нравы и обычаи, завѣщаваемые намъ св. матеръю нашею — церковію? Что будемъ отвѣчать на эти и подобные имъ вопросы?... Увы, братіе возлюбленные, трогательная жалоба Господа на древняго Израиля такъ же вѣрно можетъ относиться и къ намъ: сыны родихъ и возвысихъ; тіи же отвергошася Мене! (Исаія 1, 2—4).

а) Такъ — церковь возродила насъ въ таинствѣ крещенія; запечатлѣла насъ печатію даровъ Духа Святаго въ таинствѣ мνропомазанія; воспріяла насъ отъ купели чистыми и непорочными, какъ ангелы: и мы дали клятвенное обѣщаніе — со дня возрожденія до послѣдняго издыханія пребыть непорочными, какъ ангелы. Гдѣ же эти ангелы между нами? Гдѣ обѣщанныя Богу и церкви чистота и непорочность? Что осталось у насъ отъ святыни крещенія, отъ благодати мνропомазанія?... Что болѣе, кромѣ имени христіанскаго? Какъ же не болѣзновать, и не сказать со святымъ Димитріемъ ростовскимъ: «болѣзновать сердцемъ приходится, что многіе изъ насъ именемъ токмо суть христіане, а дѣла ихъ — хуже невѣрныхъ; именованіе носятъ христіанское, а житіе ихъ — скотское; крестомъ Христовымъ ограждаемся, а Христа распинаемъ вторицею яко богоубійцы, — распинаемъ Его скверными, мерзкими и нечистыми дѣлами. Именемъ Христовымъ хвалимся, и сіе же имя Его святое, на насъ нареченное, хульно творимъ; будучи христіанами, живемъ не по христіански». Въ таинствѣ покаянія — сколько разъ мы слышали изъ устъ церкви матернее слово: «чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои мнози; иди, и ктому не согрѣшай!» Но куда же мы шли, и куда всего чаще идемъ, какъ не согрѣшать? Куда спѣшимъ отъ дверей покаянія, какъ не на прежнія стези неправды!»

б) Учатъ дѣтей; но гдѣ же тѣ дѣти, которыя съ дѣтскимъ усердіемъ и простодушіемъ хотѣли бы учиться у матери церкви? Есть христіане, которые вовсе не хотятъ ни знать, не учиться ничему относящемуся къ вѣдѣнію христіанскому. «Посѣдѣли, — жалуется одинъ изъ великихъ учителей нашей церкви, московскій митрополитъ Платонъ — отъ дряхлости ничѣмъ не владѣютъ, одною ногою на землѣ, другою во гробѣ: а что знаютъ? Ихъ должно бы учить такъ же, какъ младенцевъ. Но какъ такихъ учить, которые не хотятъ учиться, которые, будучи христіанами, христіанскаго ученія бѣгаютъ?... Скажи пожалуйста: сколько теперь (когда мы преподаемъ ученіе церкви) — сколько теперь людей, шатающихся на улицахъ, пьянствующихъ на торгу или обманывающихъ, или безполезно бродящихъ? Безъ числа; а чтобъ посидѣть кому при ногу Іисусову, и послушать Его слово, то или одна Марія, или мало съ нею кто другой.» — Есть люди, именующіеся христіанами, которые ничего не зная, ничему не учась у церкви, сами хотятъ учить церковь и дѣтей ея. «О, окаянныя времена наши! сѣтуетъ о таковыхъ св. Димитрій ростовскій. Нынѣ истинная церковь много терпитъ скорбей и отъ внѣшнихъ, и отъ внутреннихъ враговъ, которые терзаютъ церковь — матерь свою, хулятъ ее и отторгаются отъ нея, и иныхъ многихъ увлекаютъ за собою въ заблужденіе и погибель... Что ни городъ, то иная нѣкая особая изобрѣтается вѣра, и уже люди простые, полуграмотные разсуждаютъ о вѣрѣ и учатъ по своему смышленію, и въ своемъ упорствѣ стоятъ, презирая и отвергая истинныхъ учителей церковныхъ». Есть даже такіе христіане, которые много знаютъ, всему охотно учатся, одно только ученіе о спасеніи души — ученіе церкви кажется имъ излишнимъ: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене.

в) А храмы и богослуженіе? Ихъ или не посѣщаютъ, или посѣщаютъ рѣдко, или, посѣщая, вносятъ туда всю суету и мятежъ жизни мірской, повседневной! Что всего чаще слышимъ, какъ не жалобы учителей церкви, во всѣ времена сѣтовавшихъ противъ лѣниваго или безчиннаго стоянія въ храмахъ Божіихъ при богослуженіи? «О чудесе, — взывалъ древлѣ св. Златоустъ къ своимъ современникамъ, — о чудесе! Когда тайная трапеза уготована; когда херувимы предъ нею стоятъ, серафимы окрестъ летаютъ, шестокрылніи лица свои покрываютъ, когда всѣ безтѣлесныя силы вкупѣ съ іереемъ за тебя молятъ: ты ли не боишися, не срамишися такой ужасный часъ въ бесѣдахъ и суесловіяхъ провождать? Отъ ста шестидесяти осми часовъ, въ седмицѣ числимыхъ, единъ только часъ отдѣлилъ Себѣ Богъ: и тотъ ли на житейскія дѣла, и смѣхъ, и разговоры тратишь?»

г) Что сказать объ уставахъ, законоположеніяхъ, обрядахъ церковныхъ? Если гдѣ, то здѣсь особенно церковь можетъ и имѣетъ все право вопіять противъ насъ: слыши небо, и внуши земле, сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене!.. Отвергаются меня въ моихъ уставахъ, надъ которыми нерѣдко издѣваются, не впимаютъ ни гласу Бога Судіи, ни гласу матери своей церкви. — Жаловался нѣкогда Господь на сыновъ цервви ветхозавѣтной за то, что они презрѣли всѣ попеченія Его. Горе намъ, братіе — христіане, если и на насъ, сыновъ церкви новозавѣтной, воззритъ Господь праведнымъ окомъ Своимъ, и скажетъ святой матери нашей: оставь ихъ; что вопіеши ко Мнѣ о людехъ сихъ, объ этихъ буйныхъ и непокорныхъ дѣтяхъ твоихъ? Пусть они будутъ тебѣ, яко язычники и мытари!.. Гдѣ тогда обрящемъ пристанище? Гдѣ найдемъ покой смятеннымъ душамъ нашимъ? Кто будетъ молить и ходатайствовать о насъ предъ грознымъ и праведнымъ судомъ Божіимъ?

III. Пощадимъ души наши, братія возлюбленные; пощадимъ время наше до гроба и вѣчность нашу за гробомъ. Если не хотимъ слушать ученія церкви, по крайней мѣрѣ не будемъ презирать то, чего не знаемъ. Если не хранимъ уставовъ церковныхъ, по крайней мѣрѣ будемъ сознаваться, что мы тяжко согрѣшаемъ. Если не чтимъ обрядовъ, по крайней мѣрѣ не будемъ глумиться надъ ними. Въ глубокомъ сокрушеніи и раскаяніи будемъ умолять Господа о помилованіи, матернимъ же гласомъ церкви: согрѣшихомъ, беззаконновахомъ, забыхомъ заповѣди Твоя, и въ слѣдъ мысли нашея лукавыя ходихомъ, и недостойно званію и евангелію Христа Твоего жительствовахомъ, яко быхомъ поношеніе имени христіанскому и церкви: тѣмже затворихомъ щедроты Твоя, и человѣколюбіе Твое... Но остави, Господи, умилостивися, Господи, и не предаждь насъ до конца, беззаконій ради нашихъ: милость бо Твоя неизреченна, и человѣколюбіе Твое непобѣдимо!.. (Сост. по Бесѣдамъ... проф. Кіевск. Д. Ак. Я. Амфитеатрова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 657-659.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0