Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четвертый день.

Поуч. 6-е. Св. великомученица Варвара.

(Чѣмъ христіанинъ можетъ утѣшаться въ скорбяхъ?)

I. Прочитывая житіе воспоминаемой нынѣ святой великомученицы Варвары, нельзя не удивляться ея необыкновеннымъ терпѣнію и мужеству, съ которыми она перенесла свои страданія. Такъ несмотря на немощь пола своего, юность лѣтъ и красоту тѣлесную, изъ любви къ Жениху небесному, она отвергла все на землѣ: отвергла любовь родительскую и представлявшееся въ дому отеческомъ богатое наслѣдіе, отвергла выгодное замужество, которое отецъ ей предлагалъ, и въ которомъ она могла бы еще болѣе упрочить свое земное счастіе. Чего отецъ ни употреблялъ при этомъ къ тому, чтобы отвратить ее отъ исповѣданія имени Христова и удержать въ языческомъ нечестіи? И ласки, и угрозы, и самыя позорныя и тяжкія мученія. Но мужественную Варвару ничто не поколебало: невѣста Христова согласилась лучше умереть, нежели выполнить беззаконную волю язычника отца, нежели измѣнить возлюбленному Жениху своему, за то и отъ Него на небѣ св. Варвара возвеличилась такъ, что не только сама получила на небѣ вѣнецъ славы и сподобилась быть причастницею вѣчнаго блаженства, но и пріобрѣла у Христа Бога нашего великое дерзновеніе ходатайствовать о всѣхъ, просящихъ у ней помощи; потому-то, братіе, и св. церковь благоговѣйно чествуетъ нынѣ память ея, и мы совершаемъ праздникъ сей въ Божественномъ храмѣ — да подвигнемъ праведницу въ молитвахъ ея къ ходатайству и заступленію о насъ предъ Богомъ. Но откуда въ ней такое удивительное терпѣніе и мужество? Что одушевляло ее среди ужасовъ смерти? Конечно, все это произошло въ ней вслѣдствіе того, что она имѣла утѣшеніе свыше, или то «упованіе», которое, по слову апостола, «не посрамитъ». Въ противномъ случаѣ, ни она да и никто изъ послѣдователей Христовыхъ не могли бы оказать столь изумительныхъ подвиговъ самоотверженія. Ибо терпѣть и въ то же время не имѣть утѣшенія невозможно. Чѣмъ же утѣшались божественные страдальцы (въ сей жизни) и чѣмъ, вообще, христіанинъ можетъ утѣшаться въ скорбяхъ — о семъ нынѣ, при, свѣтѣ слова Божія, въ честь св. великомученицы Варвары, размыслимъ.

IІ. Христіанинъ въ скорбяхъ утѣшается представленіемъ а) любви Божіей къ себѣ, б) представленіемъ благодѣтельнаго вліянія скорбей на сердце человѣка и в) наконецъ, представленіемъ непродолжительности скорбей и вѣчности будущаго блаженства.

а) Для человѣка нѣтъ ничего вожделѣннѣе любви Божіей: вожделѣнно для него здоровье тѣлесное, вожделѣнно просвѣщеніе разума, вожделѣнно расположеніе къ нему равныхъ, благоволеніе высшихъ; но дороже любви Божіей, нужнѣе и спасительнѣе сего для него ничего не можетъ быть въ жизни. Блаженъ, сто кратъ блаженъ тотъ, кто пріобрѣлъ это сокровище! Любовь Божія — это есть источникъ всѣхъ благъ, это дверь къ царству небесному. Если такъ, то напрасно мы почитаемъ несчастными тѣхъ, которые, по неисповѣдимымъ судьбамъ Всевышняго, подвергаются различнымъ бѣдствіямъ. Сіи несчастные, можетъ быть, счастливѣйшіе изъ всѣхъ, потому что на нихъ почиваетъ любовь Божія. Мы иногда думаемъ, что страждущіе также забыты Богомъ, какъ забылъ ихъ міръ. Оказывается напротивъ. Вѣрнѣйшій признакъ любви Божіей, неоспоримѣйшій признакъ милости Господней, есть именно то, если кто изъ праведниковъ подвергается различнымъ бѣдствіямъ и терпитъ различныя скорби. Что говоритъ писаніе? «Его же любитъ Господь, наказуетъ»; еще: «аще наказаніе терпите, яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ». (Евр. 12, 6—7). Такъ учитъ божественный апостолъ, такъ учитъ насъ и собственный разумъ. Посмотрите на земныхъ родителей: пламенная любовь ихъ къ дѣтямъ не исключаетъ для нихъ наказаній. Что же побуждаетъ и Отца небеснаго пасти насъ иногда жезломъ желѣзнымъ, если не та же любовь? По сему: «всяку радость имѣйте, братіе моя, егда во искушенія впадаете различна. Аще бо наказаніе терпите, яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ» (тамъ же).

б) Если смотрѣть съ надлежащей точки зрѣнія на скорби и страданія, то увидимъ въ нихъ не зло, а высочайшее благо. Скажите, можно ли признать тотъ путь пагубнымъ, который ведетъ къ вѣчному блаженству? Но и еще ли вы не познали той истины, что «узкія врата и тѣсный путь вводятъ въ животъ вѣчный?» (Мѳ. 7, 14). Еще ли опытъ не вразумилъ васъ, что скорби, очищая сердце отъ скверны пороковъ, насаждаютъ въ немъ высокія добродѣтели? Ясное познаніе самого себя, глубочайшее смиреніе, совершенная преданность волѣ Божіей, твердое упованіе на промыслъ, дружелюбное обращеніе съ ближними, презрѣніе міра, стремленіе къ небу — эти высокія добродѣтели не тогда ли пріобрѣтаются, когда человѣкъ впадаетъ во искушенія различна!

Истинно Господь, какъ самый величайшій даръ, посылаетъ намъ скорби и страданія. Если бы не было скорбей, то безъ сомнѣнія мало было бы и спасаемыхъ (Слова св. Антонія Великаго). Опытъ свидѣтельствуетъ, что человѣкъ никогда не бываетъ такъ близокъ къ погибели, какъ во время счастія. Счастіе — это первый врагъ въ дѣлѣ нашего спасенія, врагъ самый льстивый и самый опасный. Всѣ его любятъ, но все отъ него страждетъ. Кто былъ Давидъ? Но и сей мужъ по сердцу Божію не могъ устоять противъ соблазновъ счастія. Кто былъ Соломонъ? Но и сей мудрѣйшій изъ царей земныхъ, при всей мудрости своей, не могъ бороться съ нимъ. Подлинно, великое счастіе не быть побѣждену счастіемъ! Братіе! если счастіе столько опасно и пагубно для человѣка; то благоразумно ли скорбѣть, когда оно насъ оставляетъ? Не паче ли мы должны радоваться и благодарить Бога, что Онъ удаляетъ отъ насъ сего опаснѣйшаго врага нашего спасенія.

в) Конечно, трудно радоваться, когда все смущаетъ и сокрушаетъ духъ нашъ: но для чего и печалиться много, когда время скорбей не продолжительно, а слѣдующая за ними радость безконечна? Посмотрите на земледѣльца: самые тяжкіе труды его облегчаетъ одна мысль о будущей жатвѣ. Посмотрите на странника: какъ мало чувствуетъ онъ усталость, представляя себѣ любезную отчизну? Посмотрите на воина: чего онъ не терпитъ въ надеждѣ получить награду? Для чего же и мы, христіане, представленіемъ будущаго не утѣшаемся въ предстоящихъ скорбяхъ? Или и будущее будетъ для насъ такъ же горестно, такъ тяжело, какъ настоящее? Или Господь никогда не отретъ слезъ отъ очей нашихъ? Нѣтъ, мы не язычники, не имущіе упованія. Вѣра внушаетъ намъ, что скорби сопровождаютъ истиннаго христіанина не далѣе гроба; она увѣряетъ насъ, что въ будущей жизни для праведниковъ нѣтъ ни скорбей, ни страданій, но царствуетъ одна радость,одно блаженство. А когда настанетъ сія блаженная жизнь, тогда чѣмъ покажутся всѣ прошедшіе труды наши, всѣ огорченія и скорби, вся настоящая многострадальная жизнь наша? Не болѣе какъ краткимъ сномъ, который, чѣмъ былъ страшнѣе, тѣмъ болѣе доставилъ пріятности послѣ пробужденія. Тогда опытно познаемъ великую истину, проповѣданную апостоломъ, что всѣ нынѣшнія страданія ничего не значатъ въ сравненіи съ тою славою, которая намъ предназначена.

III. Св. великомученица Варвара! Ты выну предстоишь лицу Божію и внемлешь молитвамъ всѣхъ, прибѣгающихъ къ тебѣ съ любовію. Умоли всеобщаго Владыку нашего Господа Іисуса, да не попуститъ насъ въ этомъ временномъ животѣ пасть подъ тяжестью скорбей и нуждъ житейскихъ, которыхъ у насъ такъ много; да усладитъ Онъ, милосердый, молитвами твоими горечь земного, многобѣднаго странствованія нашего тою свѣтлою надеждою и упованіемъ, которыя были присущи тебѣ въ твоихъ многострадаль,ныхъ подвигахъ. Аминь. (Сост. по «Христ. бесѣд.», прилож. къ журн. «Паст. собесѣдн.» 1894 г., № 12).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 655-657.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0