Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четвертый день.

Поуч. 4-ое. Св. великомученица Варвара.

(Природа есть великая книга Божія, понятная и для неграмотныхъ).

I. Въ день св. великомученицы Варвары, познавшей единаго истиннаго Бога изъ разсматриванія природы и вслѣдствіе этого отвергшей идоловъ и принявшей христіанскую вѣру, за что она и пострадала мученически, умѣстно будетъ, братіе мои возлюбл., побесѣдовать съ вами о томъ, что природа есть дѣйствительно великая книга Божія, понятная и для неграмотныхъ, ясно и громко говорящая о Богѣ.

II. Дѣйствительно, природа или міръ Божій есть книга, — не писанная, а Самимъ Господомъ созданная, книга живая и великая, книга всегда и вездѣ для всѣхъ открытая, — книга, которую всякій человѣкъ съ разумомъ можетъ читать и научиться добру. Мы видимъ небо, на небѣ солнце, мѣсяцъ, звѣзды, облака, тучи; видимъ землю, на землѣ горы, долины, поля, луга, города и села, рѣки и озера, травы, деревья, птицъ, звѣрей, скотъ и людей; слышимъ громъ, бурю, шумъ дождя, стукъ града и т. д., — все это вмѣстѣ есть и называется однимъ словомъ: міръ. Святые отцы весьма часто называютъ природу или міръ книгою. «Якоже сочинитель книги, — учитъ св. Тихонъ воронежскій, — изъ разума своего износитъ слова, и написуетъ ихъ на бумагѣ, и симъ образомъ сочиняетъ книгу, и какъ бы изъ ничего дѣлаетъ; тако Премудрый и Всемогущій Создатель, что въ Божественномъ разумѣ Своемъ имѣлъ, и что восхотѣлъ, все сотворилъ, и какъ бы книгу изъ двухъ листовъ, т. е. неба и земли состоящую, сочинилъ, въ которой книгѣ видимъ Божіе всемогущество, премудрость и благость» (Сокровище духовн. час. 1. Міръ). «Каждая вещь и всѣ творенія Божіи, пишетъ св. Василій Великій, суть тоже, что буквы, по которымъ мы читаемъ провидѣніе и высочайшую премудрость Творца.» — И такъ, міръ есть книга, а всѣ вещи въ мірѣ суть какъ бы письмена, или буквы и цѣлыя слова, которыя можно складывать и читать почти такъ же, какъ онѣ читаются въ писанныхъ и печатныхъ книгахъ.

Спросите: какъ читать? — Отвѣчаю: видѣніемъ, слышаніемъ, разсужденіемъ.

а) Видишь, напримѣръ, небо, и на небѣ множество звѣздъ; видишь землю, и на землѣ многое множество всякихъ вещей. Откуда все это взялось, и какъ стало быть? Ты мнѣ скажешь просто: Богъ знаетъ — откуда и какъ. Вотъ ты уже и прочелъ самое главное и самое великое слово Богъ; уже понялъ, что если есть небо и земля, то понятно — есть Богъ.

б) Видишь одно небо, и одну землю, знаешь, что одно солнце на небѣ, одинъ Государь въ государствѣ, одинъ отецъ у своихъ дѣтей, и одинъ хозяинъ въ домѣ. И только въ томъ домѣ хорошо, въ томъ мѣстѣ чинъ, порядокъ и ладъ, гдѣ правитъ домомъ одинъ; а гдѣ хозяевъ много, гдѣ мужъ начнетъ рядить по своему, а жена по своему, отецъ такъ, а дѣти иначе — тамъ не бывать добру. Это всякій изъ васъ знаетъ: чтожъ онъ отсюда можетъ узнать? Какое слово прочесть о Господѣ Богѣ? Такое слово, что нашъ Господь Богъ есть Богъ — Единъ.

в) Пойдемъ далѣе: когда ты смотришь на поле, покрытое прекрасною, густою и зрѣющею пшеницею или рожью, ты говоришь: она не сама собою взялась; ее кто-то посѣялъ, и хорошо обработалъ свое поле. Когда видитъ богатый садъ, превосходно устроенный, опять говоришь: кто же нибудь насадилъ его. Когда глядишь на домъ, тоже помышляешь: домъ не самъ собою выросъ, а строилъ его разумный строитель. Словомъ: на какую вещь ни посмотришь, вездѣ найдешь, что она не сама отъ себя, а кто нибудь другой сдѣлалъ ее. Посмотри же опять на небо, на землю, на все то, что я прежде назвалъ міромъ. Какой домъ, или садъ, или поле можетъ равняться съ этимъ великимъ міромъ? Посмотри и спроси себя: откуда онъ взялся? Какъ домъ не выростаетъ самъ собою, а надобно, чтобы онъ кѣмъ нибудь построенъ былъ: такъ и міръ не самъ собою сталъ и есть, а кѣмъ нибудь построенъ, сдѣланъ, сотворенъ. Кѣмъ сотворенъ? Самое простое разсужденіе скажетъ тебѣ, что онъ сотворенъ Богомъ. И вотъ ты еще прочелъ въ великомъ мірѣ Божіемъ, какъ въ книгѣ, что Боъ есть Творецъ міра, Создатель неба и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ, т. е. Творецъ всего того, что ты видишь, и еще болѣе всего того, что ты не видишь; ибо ты не все видишь, что есть на свѣтѣ.

г) Продолжайте еще размышлять, други мои. Бросьте камень на воздухъ; онъ не будетъ держаться на воздухѣ, но упадетъ и будетъ лежать на землѣ. Мы люди стоимъ, ходимъ, лежимъ на землѣ, скотина и звѣрь — тоже; города, села, деревья, воды, — вее держится землею и на землѣ. Птица хотя летаетъ по воздуху, но не на долго; полетаетъ, полетаетъ, — и сядетъ либо на дерево, либо на крышу, либо на землю. Но на чемъ же держится сама земля? ни на чемъ; — на ничесомъ же повѣсивый землю повелѣніемъ Твоимъ, говорится въ одной пѣснѣ церковной. Какъ же такая непомѣрная тяжесть можетъ держаться сама собою? Не можетъ; вы легко догадываетесь, что ее держитъ нѣкая сила великая. Чья сила? Ни чьей иной силы вы тутъ не угадаете, кромѣ всемогущей силы Божіей. Богъ все держитъ, все движетъ, всѣмъ управляетъ чрезъ премудро устроенные Имъ законы природы, которые въ каждую минуту повинуются Его всесвятой, премудрой и всемогущей волѣ. Такимъ образомъ вы еще прочли въ книгѣ міра одно великое слово о Богѣ, что Онъ есть Вседержитель.

д) Но что говорить о землѣ? Смотрите на вещи малыя разумно, — и онѣ всѣ будутъ говорить вамъ, какь книга, о Господѣ Богѣ Вседержителѣ. Видишь, напримѣръ, зеленую травку, хорошій цвѣтокъ, — подойди, полюбуйся, и спроси: кто его такъ убралъ, нарядилъ, украсилъ? Онъ скажетъ тебѣ: Отецъ небесный. Видишь птицъ, летающихъ по воздуху, ходящихъ по землѣ, онѣ сами не сѣютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, однако же всегда бываютъ сыты и довольны. Спроси: кто ихъ кормитъ, или питаетъ? Отецъ небесный, — скажутъ онѣ. Можетъ быть, ты подумаешь: птицы — ѣдятъ нашъ хлѣбъ крестьянскій. Но вашъ хлѣбъ откуда взялся, по чьей волѣ и повелѣнію выросъ? Когда ты бросаешь сѣмена въ землю, знаешь ли, что онѣ непремѣнно взойдутъ, выростутъ и созрѣютъ? Не знаешь, а говоришь только, когда сѣешь: уроди, Господи, Отецъ небесный! И Отецъ небесный уродитъ, когда ты просишь Его, какъ добрый и послушный сынъ, и когда будетъ на то Его святая воля, Его Божеская милость. Не видимъ ли теперь, что Богъ есть не только Творецъ, Вседержитель, но и Отецъ?

По истинѣ, Онъ есть Отецъ премилосердый, всеблагій и всесильный. И во первыхъ — Онъ есть Отецъ Единороднаго Сына Своего, Господа Бога и Спасителя нашего І. Христа. Во вторыхъ — Онъ есть Отецъ всего, что живетъ, растетъ и чувствуетъ, потому что Онъ всему даетъ жизнь, все хранитъ, питаетъ и одѣваетъ. Въ третьихъ — Онъ есть Отецъ Благодѣтель всѣхъ людей, не только добрыхъ, но и худыхъ, не только вѣрныхъ, но и невѣрныхъ; потому что велитъ солнцу Своему сіять для добрыхъ и злыхъ, для праведныхъ и неправедныхъ. Въ четвертыхъ — Онъ есть особенно Отецъ для міра православнаго, для добрыхъ и истинныхъ христіанъ, которые въ церковь Его святую ходятъ, заповѣди Его святыя исполняютъ, и во всемъ какъ Его Самого, такъ и Его святую церковь слушаютъ. «Какъ дѣти, — учитъ св. Тихонъ воронежскій, — отца своего отъ любви называютъ: отче, или батюшка: тако христіане Бога отъ любви называютъ Отцемъ, и вопіютъ къ Нему: Авва Отче (Рим. 8, 15. Галат. 4. 6), — т, е. какъ бы такъ: батюшка, Отецъ нашъ!»

Теперь видите, любезные братія мои, что можно читать великую книгу Божію всякому человѣку; видите, что хотя мы не много учились и читали, а между тѣмъ, сколько прочли и узнали словъ и истинъ важныхъ, великихъ и святыхъ! Въ книгѣ природы, или въ книгѣ міра Божія мы прочитали то же самое, что читается въ обыкновенныхъ книгахъ, состоящихъ изъ бумаги и чернилъ; т. е. прочитали начало, или первый членъ нашего святаго сνмвола вѣры: вѣрую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ. Точно также и въ той же книгѣ можно прочесть и первую заповѣдь Божію: Азъ есмь Господь Богъ твой; да не будутъ тебѣ бози иніи развѣ Мене.

III. Смотрите же, братіе христіане, на всякую вещь, какъ на слово и поученіе о Господѣ Богѣ нашемъ; читайте, говорю, — великую книгу міра Божія, или книгу природы, начертанную Самимъ Богомъ о Себѣ же Самомъ; вы видите, что ее не трудно читать! Заключимъ бесѣду нашу молитвою ко Святому Духу, на всякую истину наставляющему: Царю небесный, Утѣшителю, Душе истины, Иже вездѣ сый и вся исполняяй, сокровище благихъ и жизни Подателю! Пріиди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякія скверны, и спаси, Блаже, души наша! (Сост. свящ. Г. Д—ко по Воскр. чт. за 1847 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 651-653.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0