Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четвертый день.

Поуч. 3-ье. Святая великомученица Варвара.

(Вселенная учитъ насъ познанію Бога).

I. Св. нынѣ ублажаемая великомученица Варвара родилась въ греческой странѣ отъ богатаго и славнаго сановника Діоскора, жителя города Иліополя, въ то время, когда христіане терпѣли жестокія гоненія отъ идолопоклонниковъ. Желая уберечь свою дочь отъ дурного сообщества, отецъ поселилъ ее въ уединенной башнѣ своего дома. Здѣсь ея взорамъ представляется прекрасный видъ на окрестныя мѣста; восходъ и заходъ солнца, появленія на небѣ луны и звѣздъ видны были отсюда во всемъ своемъ величіи. Удаленная отъ всякихъ развлеченій, юная Варваря стала присматриваться къ природѣ; скоро она полюбила задумываться надъ всѣми явленіями природы. Пытливый умъ ея спрашивалъ: кто же сотворилъ все то, что мы видимъ въ мірѣ? Ей еще въ юности говорили, что все это производятъ боги ея отечества, бездушные идолы. Но какъ могутъ они что-нибудь сотворить, когда сами они — твореніе рукъ человѣческихъ? — такъ размышляла Варвара и сама собою дошла до мысли, что Творцомъ вселенной можетъ быть только существо высочайшее, во всемъ отличное отъ человѣка. Такъ поучаясь, она познала Господа, Творца и Вседержителя, единаго премудраго, всемогущаго и всеблагаго Промыслителя о мірѣ. Скоро сердце отроковицы воспылало такою любовію къ Господу, что Варвара только и помышляла о Богѣ. Когда отецъ ея (Діоскоръ) предложилъ ей выходить замужъ, то она рѣшительно отказалась. Діоскоръ думалъ, что такъ говоритъ его дочь по своей привычкѣ къ уединенію, и потому рѣшился предоставить ей болѣе свободный образъ жизни, окруживъ ее для развлеченія подругами. Но оказалось, что Варвара такъ укрѣпилась въ мысляхъ о божественномъ, что въ своихъ бесѣдахъ съ подругами всегда вела рѣчь о величіи Создателя и суетности языческихъ боговъ. Отъ нѣкоторыхъ своихъ подругъ — тайныхъ христіанокъ — она въ первый разъ услышала о Спасителѣ и Его ученіи. Ея чистое сердце съ полною вѣрою и преданностію приняло вѣсть о спасеніи людей чрезъ страданія Христа. Вскорѣ отецъ ея уѣхалъ въ далекую землю, и Варвара получила возможность въ подробности узнать ученіе Христа отъ одного іерея. Служитель церкви Христовой разъяснилъ всѣ ея недоумѣнія, преподалъ ей всѣ нужныя истины христіанской вѣры и совершилъ надъ нею св. крещеніе. Возвращается отецъ ея Діоскоръ изъ дальняго странствованія и находитъ свою дочь измѣнившеюся во всѣхъ словахъ и поступкахъ. Варвара не раздѣляла уже болѣе суевѣрій отца и отвергла идоловъ: она вѣровала и прославляла невѣдомаго Діоскору распятаго І. Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться къ прежнимъ заблужденіямъ, то Діоскоръ предалъ ее на судилище, гдѣ ее подвергли мучительнымъ пыткамъ. Но страданія за имя Христово не поколебали вѣры преданной Богу души, а только посрамили изувѣрство мучителей. Усѣченная отъ руки отца своего мечемъ, св. Варвара взошла въ небесныя обители въ срѣтеніе небесному Жениху своему — Христу.

II. Такъ созерцаніе красотъ видимаго міра привело св. Варвару къ познанію Творца міра. Такъ приводитъ къ тому же созерцаніе природы и всякаго человѣка.

Слѣдъ бытія Своего, Своихъ божественныхъ свойствъ и присносущной силы Своей отпечатлѣлъ Богъ ясно на всемъ твореніи Своемъ. Не закрывай только очей ума, и не скашивай ихъ, и будешь видѣть. Какъ на снѣгу оставленный слѣдъ ясно показываетъ, кто проходилъ, человѣкъ или звѣрь: такъ ясно отпечатлѣнъ слѣдъ Божій на твореніи, общій ли сдѣлаешь ему обзоръ, или вникнешь въ каждую тварь особо.

а) Сдѣлайте, возлюбл. бр., сначала общій обзоръ вселенной. Отдались мысленно отъ нашей солнечной системы, и смотри, какъ мчатся вокругъ солнца эти огромныя тѣла, то по одиночкѣ, то со спутниками, бѣгущими вокругъ ихъ; смотри далѣе, какъ самое солнце имѣетъ свое движеніе, — не вокругъ ли это своего солнца? и не въ сообществѣ ли со многими подобными себѣ солнцами? — Смотри: не имѣетъ ли и это общее ихъ солнце само своего же солнца, вокругъ коего движется въ сонмѣ подобныхъ себѣ солнцевъ? и такъ далѣе, — пока наконецъ досмотришься, если только досмотришься, — до единаго общаго всѣмъ центральнаго солнца. Стань потомъ, обозри все это заразъ, пробѣгши мысленно съ востока на западъ, съ сѣвера на югъ, съ высшей точки до низшей, и увидишь на этомъ необъятномъ пространствѣ, котораго предѣловъ и мысль опредѣлить не можетъ, хотя они есть, неисчетныя множествомъ тѣла, кои, составя хоры, движутся въ разнообразныхъ напраправленіяхъ одни вокругъ другихъ, пресѣкая свои пути, то отвѣсно, то подъ угломъ, идя то рядомъ, то поперекъ, то насупротивъ одно другому, и однакожъ не мѣшая другъ другу и не возмущая взаимно путей, а движась въ стройныхъ сочетаніяхъ и соотношеніяхъ. Увидѣвъ все это, можешь ли удержаться, чтобы не воззвать съ пророкомъ: дивна дѣла Твоя, Господи... Исповѣмся Тебѣ, яко удивился еси? (Пс. СХХХѴIII. 14). И ангелы не могли удержаться отъ хвалебныхъ восклицаній Творцу всяческихъ, когда въ первый разъ пущена была въ ходъ эта огромнѣйшая, многосложнѣйшая, премудро устроенная, неподвижно стоящая и живо движущаяся въ себѣ, машина, какъ Самъ Богъ засвидѣтельствовалъ о нихъ, говоря у Іова: егда сотворены быша звѣзды, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси ангелы Мои (Іов. XXXVIII. 7). Подавляющее впечатлѣніе вынесъ изъ подобнаго созерцанія и св. прор. Давидъ, исповѣдавъ: Господи, Господь нашъ! яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолѣпіе Твое превыше небесъ. — Яко узрю небеса – дѣла перстъ Твоихъ, луну и звѣзды, яже Ты основалъ еси, что есть человѣкъ, яко помниши его, или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его (Пс. VIII. 2, 4)?

Послѣ этого слабаго начертанія всякій можетъ понять, какимъ образомъ умъ, помышляя о твореніяхъ, не можетъ не узрѣть приносущной силы Божіей такъ же ясно, какъ ясно видитъ кто тѣлесными глазами вещь, предъ нимъ находящуюся. Первое впечатлѣніе отъ созерцанія міра есть неотразимое сознаніе и исповѣданіе безпредѣльнаго всемогущества Божія, по коему Онъ столь необъятный міръ создалъ единымъ словомъ. и держитъ его единымъ хотѣніемъ Своимъ, и единымъ мановеніемъ воли Своей ведетъ его къ предназначенному концу.

б) Вникни въ творенія по частямъ — и увидишь ясно отпечатлѣнными всюду непостижимую премудрость Божію и благость безпредѣльную: премудрость въ устроеніи всякаго существа, благость въ окруженіи его всѣмъ потребнымъ для благобытія. И нѣтъ человѣка, который бы этого не видалъ и не исповѣдывалъ. Возьми снѣжинку, возьми цвѣтокъ, возьми крыло насѣкомаго, возьми глазъ — и стань разбирать, какъ это все устроено, и не надивишься премудрости этого устроенія. Посмотри далѣе: былинка травная прикрѣплена къ землѣ и двигаться не можетъ, но она находитъ все нужное себѣ корнемъ въ землѣ и листьми въ воздухѣ и живетъ; маленькое насѣкомое на листѣ раждается, на листѣ и умираетъ, но тутъ же оно находитъ и все потребное для своей жизни; животныя раждаются слабыми дѣтенышами, но матерямъ ихъ вложена неотразимая забота о нихъ, не дающая имъ покоя, пока не воспитаютъ дѣтей. Кто окружилъ твари такою попечительностію? — А о человѣкѣ, какъ много встрѣчаетъ онъ невидимо откуда исходящей попечительности о себѣ, что и говорить? — Все сіе и подобное не есть ли ясное доказательство безпредѣльной благости Божіей?

Такъ всюду видимы невидимая Божія, — т. е. Его творчество, промыслъ, правдивый о каждой вещи приговоръ и домостроительство всякаго рода. Потому «недостойны извиненія имѣющіе столь строгихъ учителей и не извлекшіе никакой пользы изъ столькихъ уроковъ. Ибо и сіе присовокупилъ апостолъ: во еже быти имъ безотвѣтнымъ! Ибо едва не вопіютъ самыя дѣла, что такіе не имѣютъ никакого оправданія къ освобожденію отъ угрожающихъ имъ золъ» (Ѳеод.).

Богъ окружилъ людей такимъ множествомъ свидѣтельствъ о Себѣ для того, чтобъ они не могли не познать Его и не разумѣть. Если послѣ сего оказываются люди, не разумѣющіе Его, кто виноватъ? Никто, какъ сами, Богъ все сдѣлалъ для сего; не уразумѣли по собственной винѣ, и въ оправданіе себя ничего представить не могутъ.

III. Братъ-христіанинъ! чаще размышляй о величіи Божіемъ, болѣе старайся утвердить въ себѣ благоговѣніе къ правителю вселенной. Взойдетъ ли солнце, усѣется ли небо свѣтлыми звѣздами, загремитъ ли громъ, прольется ли дождь, преклонись предъ величіемъ Божіимъ и воздай хвалу Вседержителю. Взирая на величіе и красоту твореній, возносись мыслію своею къ великому, премудрому и всеблагому Творцу ихъ, повергайся предъ Нимъ въ благоговѣйномъ умиленіи и прославляй Его. Помышляя же о величіи Господа, страшись оскорбить Его недостойными дѣлами. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по соч. епископа Ѳеофана и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 649-651.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0