Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четвертый день.

Поуч. 2-ое. Препод. Іоаннъ Дамаскинъ.

(Уроки изъ его жизни: а) мы должны пріобрѣтать духовныя познанія и б) употреблять ихъ во славу Божію).

I. Препод. нынѣ ублажаемый Іоаннъ Дамаскинъ получилъ блестящее образованіе подъ руководствомъ ученаго инока Космы святоградаря и, сдѣлавшись послѣ смерти отца своего правителемъ города Дамаска, всѣ свои познанія употреблялъ во славу Божію — на защиту истины иконопочитанія, оспариваемой еретиками иконоборцами, на изложеніе догматовъ христіанской вѣры и на составленіе тѣхъ дивно-прекрасныхъ церковныхъ пѣснопѣній, которыя поются въ настоящее время во всѣхъ православныхъ церквахъ міра и которыя въ весьма большомъ количествѣ составлены св. Іоанномъ дамаскинымъ. Скончавшись въ санѣ пресвитера въ лаврѣ св. Саввы близъ Іерусалима въ 776 году, св. Іоаннъ дамаскинъ кромѣ замѣчательныхъ познаній во всѣхъ областяхъ человѣческаго вѣдѣнія, и въ особенности въ духовныхъ наукахъ, и изумительныхъ дарованій въ составленіи церковныхъ пѣснопѣній явилъ въ своей жизни чудные примѣры отреченія отъ мірской славы и богатства, послушанія волѣ своего наставника, простого старца, изумительнаго смиренія и пламенной любви къ Богу и ближнимъ.

II. Братія-христіане! Будемъ подражать св. Іоанну Дамаскину въ его св. жизни.

а) Станемъ подражать ему въ пріобрѣтеніи духовныхъ познаній и духовной мудрости. Велика была мудрость премудраго Іоанна: не оставалось ни одной извѣстной въ то время науки, которую не изучилъ бы онъ своимъ выспреннимъ умомъ. И вмѣстѣ велико его и блаженство. На небесахъ онъ услаждается теперь съ сонмомъ ангеловъ тѣми хвалебными пѣснопѣніями, кои пѣлъ нѣкогда съ людьми и для людей. И на землѣ находилъ онъ въ пріобрѣтенной мудрости неизсякаемый источникъ блаженства. Съ своею мудростію онъ не унывалъ и въ то время, когда лишался правой руки за православіе, не ослабѣвалъ духомъ, когда видѣлъ вокругъ себя враждебную толпу необузданныхъ иконоборцевъ, не сожалѣлъ и тогда, когда нужно было замѣнить ему первое мѣсто при дворѣ (калифа) послѣднимъ въ пустынной обители. Онъ торжествовалъ надъ всѣми окружавшими его бѣдствіями, и былъ гораздо счастливѣе враговъ, кои вооружались противъ него.

б) Но кто хочетъ быть подражателемъ премудрому Іоанну, тотъ долженъ подражать ему не въ одномъ пріобрѣтеніи познаній, а и въ употребленіи ихъ. Многіе были и въ его время съ большими познаніями, но во гробъ сошли съ большими грѣхами и въ большомъ несчастіи. Онъ блаженъ былъ не потому, что владѣлъ пріобрѣтенною мудростію, а потому, что употреблялъ ее во славу Божію, во благо ближнихъ и во спасеніе собственное.

Такое употребленіе земной мудрости можетъ содѣлать и насъ блаженными.

аа) Блаженъ былъ премудрый Іоаннъ потому, что всѣ свои познанія приносилъ въ жертву хвалы и славы Тріединому Богу, источалъ свою мудрость въ сладкогласныхъ священныхъ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ. Блаженнымъ можетъ быть и каждый съ пріобрѣтенною мудростію. Правда, не всякій имѣетъ даръ священнаго пѣснопѣнія; но каждый, при помощи пріобрѣтенныхъ познаній, — можетъ отыскивать слѣды славы единаго Господа. Кто будетъ обращаться со вниманіемъ къ своимъ познаніямъ и къ талантамъ, коими пріобрѣтаются они, тотъ пойметъ не умомъ только, а самымъ дѣломъ, что Господь даетъ премудрость и отъ лица Его познаніе и разумъ (Притч. 2, 6). Если же кто съ собранными познаніями, надмеваясь умомъ, ищетъ не славы Божіей, а славы собственной, то это худой признакъ, — это признакъ, что онъ вовсе не имѣетъ той мудрости, коею тщеславится, вовсе не обладаетъ тѣми познаніями, кои усматриваетъ въ себѣ своимъ самолюбіемъ, — потому что быть не можетъ, чтобы какое-либо древо, обремененное плодами, возносилось къ верху, а не склонялось къ землѣ, — быть не можетъ, чтобы возносился и напоенный мудростію разумъ, — тотъ разумъ, который съ открытіемъ новыхъ истинъ открываетъ въ себѣ новые недостатки съ новою областію недовѣдомаго, — быть не можетъ, чтобы разумъ истинно-мудрыхъ людей рано или поздно не сознался въ своемъ невѣдѣніи и въ томъ, что онъ, при всѣхъ своихъ познаніяхъ, и въ полудни осязаетъ какъ въ нощи и при свѣтѣ какъ во тмѣ (Іов. 5, 14). Такова точно и должна быть наша истинная мудрость. Тамъ нѣтъ ея, гдѣ гордость и самомнѣніе. Она пріемлется только устами смиренныхъ (Притч. 11, 2); она плѣняетъ кичливый разумъ въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5) и приводитъ насъ къ миру Божію, превосходящему всякій умъ (Филип. 4. 7).

Такова была мудрость во всѣхъ богоизбранныхъ мужахъ! Съ нею проходилъ земное свое служеніе и тотъ свѣтильникъ вселенныя, который усладилъ церковь Божію златыми струями ученія, который искалъ не своей славы, а славы сотворшаго его Владыки, и получилъ вѣчное блаженство.

бб) Блаженъ былъ преподобный Іоаннъ и потому, что дѣйствовалъ своимъ умомъ ко благу Христовой церкви, охранялъ ее словомъ и писаніемъ отъ иконоборцевъ и другихъ еретиковъ, старался объ утвержденіи въ другихъ православной вѣры; — блаженъ потому, что былъ «православія наставникомъ, благочестія учителемъ и чистоты». — Такому примѣру можетъ подражать каждый изъ насъ. Всѣ мы бываемъ награждены отъ Бога тѣми или другими талантами, но не для того, чтобы угождать себѣ, а для того, чтобы носить немощи немощныхъ. И тѣ изъ насъ, кои не могутъ быть благотворителями въ тѣлесныхъ нуждахъ, — тѣ могутъ оказывать другимъ помощь въ нуждахъ духовныхъ. Не всякій можетъ, подобно мудрому Іоанну, препираться съ еретиками; но всякій изъ насъ долженъ служить другъ другу тѣмъ даромъ, какой кто получилъ отъ Бога, какъ вѣрный домостроитель многоразличной благодати Божіей (1 Петр. 4, 10). А посему, уклоняется ли ближній отъ пути истины: должны обращать его на него и исправлять въ духѣ кротости. Имѣетъ ли кто нужду въ наставленіяхъ: должны давать ему богоугодные совѣты, вразумлять словомъ Божіимъ и наставлять въ истинахъ спасенія (Кол. 3, 16). Предается ли кто унынію въ несчастіи: должны внушать ему, что временное, мгновенное вознаградится нѣкогда вѣчнымъ, должны утѣшать его, поощряя къ любви и къ добрымъ дѣламъ (Евр. 10, 24). Такое служеніе общественной благотворительности, по словамъ апостола, не только восполняетъ скудость святыхъ, но и производитъ во многихъ обильныя благодаренія Богу (2 Кор. 11, 29). Иначе, какая польза будетъ отъ пріобрѣтенной мудрости, если она останется безъ пользы для другихъ? Какое будетъ удовольствіе отъ познаній, если плодами ихъ не будутъ пользоваться нуждающіеся? — Блаженъ только тотъ, кто употребляетъ познанія свои во благо другихъ.

Въ такомъ блаженствѣ могутъ участвовать особенно тѣ, кои призваны къ служенію церкви отъ самаго рожденія и готовятся быть служителями алтаря Господня. Какъ добрые пастыри они должны будутъ нѣкогда охранять постояннымъ ученіемъ, увѣщаніемъ и обличеніемъ домъ Божій, который будетъ имъ ввѣренъ. Какъ вѣрные воины Христовы, они должны быть постоянно вооружены глаголомъ Божіимъ, симъ духовнымъ всепоражающимъ мечемъ для низложенія помышленій и всякаго возношенія, взимающагося на разумъ Божій (2 Кор. 10, 4). Они должны просвѣщать и научать каждаго, чтобы никто изъ христіанъ отъ мала до велика не считалъ себя въ числѣ людей слѣпыхъ на пути спасенія и въ числѣ младенцевъ, колеблемыхъ и увлекаемыхъ всякимъ вѣтромъ ученія (Еф. 6, 14), должны внимательно смотрѣть, чтобы кто не лишился благодати Божіей своемудрыми толками объ истинахъ вѣры и благочестія, причиняя вредъ себѣ и заражая тѣмъ другихъ (Евр. 12, 15). Трудна эта обязанность, но и плоды отъ исполненія ея велики. Пріятно бываетъ собирать жатву на нивахъ полевыхъ, а еще пріятнѣе собирать ее на нивахъ духовныхъ. Какое удовольствіе можетъ получать тотъ, кто успѣетъ хотя одного заблудшаго обратить на путь истины! Какое утѣшеніе быть виновникомъ спасенія ближнихъ не отъ временныя, а отъ вѣчныя смерти! Въ этой великой радости принимаютъ участіе не одни земнородные, но и небесные ангелы, — принимаетъ участіе Самъ небесный Пастыреначальникъ, назирающій за обрѣтеніемъ каждой погибшей овцы.

III. Воистину, бр. мои, блаженна будетъ участь тѣхъ, кои пріобрѣтенную мудрость употребляютъ на благо другихъ! Да даруетъ намъ Господь по молитвамъ препод. Іоанна Дамаскина способность къ пріобрѣтенію духовныхъ познаній и благое намѣреніе употреблять ихъ во славу Божію. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ дополн. по Поучительнымъ словамъ архимандрита Макарія).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 647-649.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0