Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Четвертый день.

Поуч. 1-ое. Св. Іоаннъ Дамаскинъ.

(Уроки изъ его жизни: а) въ жизни своей онъ являлъ то, чему училъ другихъ словомъ; б) въ духѣ христіанской мудрости онъ не только училъ, но и жилъ).

I. Прославляемый нынѣ св. Іоаннъ Дамаскинъ былъ сынъ правителя города Дамаска и получилъ превосходное образованіе подъ руководствомъ ученаго инока Космы святоградца, который извѣстенъ своими канонами на великіе праздники. Іоаннъ, пристрастившійся къ наукамъ и чтенію божественныхъ книгъ, думалъ посвятить всю свою жизнь ученымъ занятіямъ. Но ему вскорѣ пришлось пожертвовать своимъ желаніемъ для блага другихъ. Отецъ его умеръ и калифъ сарацинскій поставилъ его правителемъ города Дамаска.

Въ это время императоромъ греческимъ былъ Левъ Исаврянинъ, жестоко гнавшій почитателей святыхъ иконъ. Отъ этого происходили смуты и волненія между христіанами. Святые учители церкви наставляли ихъ, изъясняя значеніе иконъ. Іоаннъ посланіями, или письмами, увѣщевалъ христіанъ не смущаться гоненіями и ложными толками и твердо держаться постановленій церкви. Эти письма, полныя пламенной вѣры и живого краснорѣчія, сильно дѣйствовали на христіанъ; но они дошли до царя и возбудили въ немъ ужасный гнѣвъ. Левъ рѣшился погубить Іоанна. Онъ оклеветалъ его передъ княземъ сарацинскимъ, послалъ сему послѣднему поддѣльное письмо, въ которомъ будто бы Іоаннъ предлагалъ ему Дамаскъ. Князь, повѣривъ письму и не выслушавъ оправданій Іоанна, жестоко наказалъ его, именно — приказалъ отрубить правую его руку и лишилъ должности. Однако вскорѣ невинность Іоанна открылась чрезъ чудесное, помощію Богоматери, исцѣленіе его руки; — и князь, раскаявшись, что такъ легко повѣрилъ клеветѣ, возвратилъ Іоанну довѣріе свое и пожелалъ сдѣлать правителемъ всей области.

Но давно уже Іоаннъ тяготился властью и богатствомъ; давно желалъ удалиться отъ міра, чтобы въ нищетѣ и трудѣ служить Господу. Онъ упросилъ князя отпустить его; и тотъ наконецъ согласился,

Тогда Іоаннъ раздалъ бѣднымъ все свое имущество, пошелъ вмѣстѣ съ своимъ наставникомъ инокомъ Космой въ Іерусалимъ, чтобы поклониться гробу Господню, и оттуда въ лавру святаго Саввы, основанную недалеко отъ Іерусалима. Пришедши туда, онъ сталъ просить игумена принять его въ число иноковъ и научить его правиламъ иноческой жизни. Имя Іоанна давно было извѣстно въ лаврѣ, потому что онъ считался замѣчательнѣйшимъ и ученѣйшимъ мужемъ того времени; никто изъ монаховъ не соглашался принять его къ себѣ ученикомъ, всякій считая его несравненно выше себя. Наконецъ одинъ старецъ, уважаемый въ обители за простоту нрава и добродѣтельную жизнь, рѣшился быть наставникомъ Іоанну въ монашескомъ житіи.

Старецъ, справедливо почитая смиренномудріе первымъ основаніемъ христіанской добродѣтели и опасаясь, вѣроятно, чтобы высокія достоинства Іоанна не вселили въ немъ гордости, налагалъ и требовалъ отъ него полнаго отреченія отъ собственной воли. Онъ назначалъ ему и тѣлесные труды, но требовалъ, чтобы вся его дѣятельность, какъ тѣлесная, такъ и умственная, была вполнѣ подчинена строгому закону послушанія. Онъ поучалъ его отклоняться отъ мечтаній мірскихъ, направлять всѣ помыслы къ Богу и совершенно отречься самого себя ради любви къ Господу. Іоаннъ долженъ былъ такъ овладѣть волею своею и всѣми мыслями своими, чтобы подчинить ихъ совершенно волѣ руководителя. Для возведенія его на такую высоту самоотверженнаго послушанія старецъ наложилъ на него трудныя испытанія; онъ, между прочимъ, запретилъ своему ученику какъ писать что бы то ни было, такъ даже и говорить кому что-либо относящееся къ той или другой наукѣ. Іоаннъ нелицемѣрно и безпрекословно повиновался повелѣніямъ старца, не человѣку угождая, но всецѣло покорясь Христу.

Однажды старецъ, желая испытать смиреніе Іоанна, послалъ его въ Дамаскъ, чтобы тамъ, на торжищѣ, продать въ пользу монастыря корзинки, которыя плели монахи. Іоаннъ охотно исполнилъ это порученіе, и, одѣтый въ рубище, явился смиреннымъ служителемъ въ томъ самомъ городѣ, которымъ онъ нѣкогда управлялъ въ богатствѣ и величіи. Такой подвигъ не былъ тягостенъ для Іоанна. Предавшись Богу всею душою, онъ не могъ дорожить земнымъ блескомъ и величіемъ и потому никакое состояніе не считалъ для себя унизительнымъ,

Гораздо труднѣе была для него та совершенная покорность ума и мысли, которая отъ него требовалась. Отказаться, по приказанію старца, отъ наслажденій умственной дѣятельности — вотъ что было для человѣка, столь богато одареннаго умственными способностями, высочайшимъ подвигомъ смиренія. Въ этомъ подвигѣ труднѣе было ему выдержать искушеніе, и вотъ что случилось.

Въ лаврѣ умеръ одинъ монахъ; у этого монаха былъ братъ, который неутѣшно плакалъ о покойникѣ. Напрасно Іоаннъ старался утѣшить его. Сиротствующій просилъ у Іоанна одного — сочинить по умершемъ надгробный плачъ. Іоаннъ отказывался, боясь нарушить заповѣдь старца; но тотъ продолжалъ неотступно умолять его. «Если бы ты видѣлъ меня больнымъ», говорилъ онъ, «неужели бы ты не постарался помочь мнѣ? Нынѣ я страдаю душевно, въ твоей власти облегчить печаль мою; неужели ты мнѣ не поможешь?» Долго Іоаннъ колебался между желаніемъ помочь страждущему брату и обязанностію безпрекословно повиноваться волѣ старца. Но наконецъ, тронутый слезами несчастнаго, онъ написалъ ему въ утѣшеніе надгробныя пѣсни, которыя и доселѣ поются у насъ при погребеніи: «кая житейская сладость, человѣцы, что всуе мятемся? Вся суета человѣческая» и проч.

Сѣтующій удалился, поблагодаривъ Іоанна; а Іоаннъ, оставшись одинъ въ келліи, пѣлъ про себя сочиненную пѣснь. Старецъ, услышавъ его пѣніе, спросилъ, что это значитъ. Іоаннъ разсказалъ ему о случившемся. Тогда старецъ сталъ строго упрекать его за непослушаніе и, не смотря на слезы и мольбы Іоанна, изгналъ его изъ келліи, запретивъ возвращаться къ нему. Старецъ съ прискорбіемъ и негодованіемъ видѣлъ, что Іоаннъ не выдержалъ назначеннаго ему послушанія. Самъ Іоаннъ глубоко чувствовалъ это, потому что, изгнанный отъ своего руководителя, онъ, какъ говоритъ его жизнеописаніе, рыдалъ предъ келліей старца, воспоминая изгнаніе Адама изъ рая за непослушаніе. Но напрасно онъ рыдалъ, скорбѣлъ; напрасно и другіе иноки, любившіе его, умоляли старца простить ему: старецъ былъ непреклоненъ.

Наконецъ, уже послѣ нѣсколькихъ дней, старецъ смягчился, возложилъ на Іоанна, въ видѣ епитиміи, тяжкую и даже, по внѣшности, унизительную работу: онъ велѣлъ очистить Іоанну всѣ нечистоты монастыря, Но никакое послушаніе не могло казаться тяжкимъ Іоанну, — такъ глубоко сознавалъ онъ вину свою, такъ искренно каялся въ ней, Онъ съ живѣйшей радостью сталъ исполнять повелѣнное; и тогда старецъ, обнявъ дивнаго послушника своего, лобызалъ его голову, плечи и руки, восклицая радостно: «о какого страдальца во Христѣ я породилъ! О каковъ истинный свѣтъ божественнаго послушанія!» Принятый въ келлію своего отца-старца, Іоаннъ столько радовался, какъ будто въ самый рай былъ возвращенъ, и сталъ жить въ единомысліи со старцемъ по прежнему.

Спустя нѣсколько времени, старцу было во снѣ видѣніе. Ему явилась Богоматерь и сказала: «зачѣмъ загородилъ ты источникъ, изъ котораго должна истекать вода сладкая и изобильная, вода, которой искалъ пить Давидъ, которую Христосъ обѣщалъ самарянкѣ? Дай ей течь и она напоитъ вселенную, и покроетъ море ересей, и претворитъ ихъ въ чудную сладость, и жаждущіе пойдутъ къ ней. Іоаннъ приметъ пророческія гусли, Давидовъ псалтирь, и воспоетъ пѣсни новыя Господу Богу!»

Старецъ, проснувшись, тотчасъ призвалъ Іоанна и сказалъ ему: «отверзи уста свои, чадо послушанія Христова, и что Духъ Святый написалъ тебѣ въ сердцѣ, повѣдай вселенной. Взойди на Синай боговѣдѣнія и познанія божественныхъ тайнъ и восхвали въ громкихъ пѣсняхъ славу Божію. Великое о тебѣ сказала мнѣ Пресвятая Богоматерь. Мнѣ же прости, — прибавилъ смиренный старецъ, — что, по грубости моей и невѣдѣнію, я до сихъ поръ препятствовалъ тебѣ».

Съ этихъ поръ Іоаннъ сталъ усердно заниматься сочиненіемъ духовныхъ книгъ и церковныхъ пѣсней. Онъ составилъ церковный октоихъ, или осмогласникъ, написалъ житія многихъ святыхъ, опровергалъ ложныя ученія, изъяснялъ догматы вѣры и сложилъ почти всѣ праздничные тропари. Ему мы обязаны пасхальными пѣснями, въ которыхъ дышитъ такое пламенное вдохновеніе.

Онъ первый изъ всѣхъ христіанскихъ учителей изложилъ догматы вѣры научнымъ порядкомъ въ книгахъ о православной вѣрѣ.

Новыя гоненія противъ почитателей святыхъ иконъ вызвали его въ Константинополь, гдѣ онъ смѣло обличалъ заблужденія иконоборцевъ. Онъ скончался въ преклонныхъ лѣтахъ, въ санѣ пресвитера, въ лаврѣ святаго Саввы, въ 776-мъ году.

II. а) Блаженъ былъ премудрый Іоаннъ потому, что въ своемъ боголѣпномъ житіи являлъ то, чему училъ другихъ, освѣщая свѣтлыми дѣлами свои познанія. Его кротость, его смиреніе, его послушаніе, его самоотверженіе и другія добродѣтели, соединенныя съ глубокими познаніями, доставляли ему блаженство среди всѣхъ непріятностей міра сего.

б) Блаженъ былъ препод. Іоаннъ и потому, что пріобрѣлъ истинную христіанскую мудрость, въ духѣ которой онъ не только мысленно училъ, но и жилъ и подвизался. Отъ подобной мудрости можетъ ожидать блаженства и каждый. Она, по описанію древняго мудреца, дороже не только серебра и золота, но дороже жемчуга и всякихъ драгоцѣнностей (Притч. 3, 14. 15). Но это не та мудрость, которая извѣстна у насъ подъ именемъ многознанія. Только тотъ можетъ быть блаженнымъ, кто вполнѣ сознаетъ святость велѣній Божіихъ и старается выполнить ихъ. Тѣ только изъ великихъ по уму наслаждались блаженствомъ, кои, умудряясь во спасеніе, изъ всѣхъ познаній извлекали пользу для безсмертной души. Тѣ толъко и находили услажденіе въ законѣ Господнемъ, кои старались послѣдовать ему во всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ, кои испытывали все — и доброе и худое, а держались одного только добраго (Сол. 5, 19). Тѣ только и чувствовали благолѣпіе храма Господня, кои посѣщали его не для чего другого, какъ для своего исправленія, назиданія и обличенія. Но можно ли назвать блаженными тѣхъ, кои носятъ на себѣ имена людей просвѣщенныхъ и образованныхъ, но не заботятся объ освященіи своей души, которые знаютъ много истинъ, но не плѣняютъ ими сердецъ своихъ, показываютъ, что они знаютъ Бога, дѣлами же отрекаются Его (Тит. 1, 16)? Подобные люди не только не имѣютъ мудрости, коею хвалятся, но и не начинали быть мудрыми, потому что начало премудрости есть страхъ Господень. Тѣмъ болѣе нельзя думать, чтобы они были блаженны, чтобы не чувствовали угрызенія въ своей совѣсти за неисполненіе того, что имъ вполнѣ извѣстно. Вся видимая ихъ слава и величіе — поддѣльное золото, которое не устоитъ предъ огнемъ Божественнаго правосудія. Всѣ ихъ подвиги могутъ быть уподоблены блестящей зміиной чешуѣ, скрывающей ядъ смертоносный, или гробу повапленному, полному внутри костей и всякой нечистоты. Столь тяжкаго приговора нельзя не произнести надъ тѣми, кои вмѣстѣ съ просвѣщеніемъ ума помрачаютъ свое сердце и вмѣстѣ съ познаніями перестаютъ любить добрыя дѣла, которые мыслятъ о земномъ и далѣе земного ничего не видятъ. Пусть же опасающіеся тяжкаго приговора вооружаются противъ мнимаго просвѣщенія тою мыслію, что разумъ данъ намъ не для уклоненія къ неразумной жизни, и образованіе введено не для помраченія образа Божія, а для обновленія его въ правдѣ и преподобіи истины (Еф. 4, 24), что и такъ называемое всеобъемлющее знаніе таинъ мудрости земной можетъ обратиться въ ничто для царства Божія, обѣщаннаго не за обширныя познанія, а за добрыя дѣла.

Тогда только просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣками, когда увидятъ они не одни ваши познанія, часто бывающія только мѣдью звѣнящею или кимваломъ звяцающимъ (1 Кор. 13, 1), а вмѣстѣ съ познаніями увидятъ и добрыя дѣла ваши (Мѳ. 5, 16). Тогда и слова ваши, происходящія отъ чистаго сердца и благой совѣсти (Тим. 1, 15), не возвратятся тощими, а содѣлаютъ васъ великими и въ царствѣ благодати и въ царствѣ славы (Мѳ. 5, 19).

III. Но для достиженія столь великаго блаженства, обращайтесь, бр., съ сокрушеннымъ сердцемъ къ нелицепріемному Раздаятелю всѣхъ благъ: Онъ дастъ вамъ, какъ нѣкогда Соломону, мудрость, — каждому столько, сколько нужно, обращайтесь съ молитвою и къ Его великому угоднику, преподобному, нынѣ прославляемому, Іоанну дамаскину, поучавшему васъ нынѣ своимъ примѣромъ, дабы онъ своимъ ходатайствомъ предъ Всевышнимъ, восполнивъ скудость вашихъ молитвъ, испросилъ вамъ духа вѣдѣнія и премудрости вмѣстѣ съ духомъ благочестія для вашего блаженства. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по Ч.-М. и Поучит. словамъ архим. Макарія. М. 1858 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 644-647.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0