Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Третій день.

Поуч. 2-ое. Препод. Савва сторожевскій.

(Уроки изъ его жизни: а) клевета есть тяжкій грѣхъ и б) ходатайство святыхъ имѣетъ великую силу).

I. Препод. Савва звенигородскій, память коего совершается нынѣ, былъ ученикъ и постриженникъ преподобнаго Сергія радонежскаго. По просьбѣ звенигородскаго князя Юрія Димитріевича Савва устроилъ близъ Звенигорода, на горѣ Сторожевской, обитель, которою управлялъ тридцать лѣтъ и въ которой преставился въ 1406 году.

Много лѣтъ спустя, игумену обители Діонисію явился во снѣ старецъ и сказалъ: «напиши образъ мой» и, на вопросъ Діонисія: «кто ты?» отвѣчалъ: «я — Савва, начальникъ мѣсту сему». Діонисій, бывши искуснымъ живописцемъ, разспросилъ о препод. Саввѣ жившихъ въ обители старцевъ и написалъ его образъ на память. Однажды братія монастыря оклеветали Діонисія предъ великимъ княземъ Іоанномъ, и князь потребовалъ игумена къ себѣ. Когда онъ, въ печали, заснулъ, ему явился Савва и сказалъ: «иди и говори безбоязненно: Господь поможетъ тебѣ». Въ ту же ночь преподобный явился тѣмъ, которые роптали на Діонисія, и сказалъ: «вы ропщете, а игуменъ вашъ со слезами молится. Посмотримъ, что одолѣетъ: ваше ли роптанье, или молитвы отца вашего. Но знайте, что въ строптивыхъ сердцахъ не почиваетъ ни смиреніе, ни благодать Божія». Затѣмъ Діонисій оправдался и съ честью возвратился въ обитель.

При Алексѣѣ Михайловичѣ тѣло препод. Саввы, 245 лѣтъ лежавшее въ землѣ, найдено было нетлѣннымъ и въ 1652 г. перенесено въ соборную церковь. Разсказываютъ, что однажды на царя Алексѣя Михайловича, когда онъ охотился вблизи обители, устремился выскочившій изъ лѣса медвѣдь. Царь ожидалъ смерти, но вдругъ явился старецъ въ монашескомъ одѣяніи — и медвѣдь убѣжалъ. Царь спросилъ старца, кто онъ. Тотъ отвѣтилъ: «я — Савва, инокъ сторожевской обители». Прибывъ въ монастырь, царь сталъ разспрашивать, но такого монаха не было. Царь, увидѣвъ образъ преп. Саввы, узналъ въ немъ старца, явившагося ему въ лѣсу, и, отслуживъ въ обители молебенъ преп. Саввѣ, всегда питалъ къ нему особенное благоговѣніе.

II. Два урока представляетъ намъ жизнь препод. Саввы:

а) Первый тотъ, что клевета есть великій грѣхъ, котораго нужно всемѣрно избѣгать, такъ какъ въ сердцахъ строптивыхъ, клевещущихъ на ближняго, не почиваетъ, по словамъ препод. Саввы, ни смиреніе, ни благодать Божія.

аа) Слово Божіе учитъ: «всякое раздраженіе, и ярость, и гнѣвъ, и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ» (Еф. ІѴ, 31).

Вѣрные должны остерегаться клеветы, потому что она разстраиваетъ жизнь и причиняетъ несчастіе человѣку: кто любитъ жизнь, и хочетъ видѣть добрые дни, тотъ удерживай языкъ свой отъ зла и уста свои отъ лукавыхъ рѣчей (1 Петр. III, 10).

Христіане должны воздерживаться отъ всякой клеветы, потому что она удаляетъ оть Бога: Господи! кто можетъ пребывать въ жилищѣ Твоемъ? кто можетъ обитать на святой горѣ Твоей? Кто не клевещетъ языкомъ своимъ, не дѣлаетъ искреннему своему зла, и не принимаетъ поношенія на ближняго своего (Пс. XIV, 1, 3).

бб) Св. отцы сильно порицаютъ клевету и предающихся сему пороку.

Св. Антоній Великій пишетъ о клеветѣ: «языкъ дракона менѣе вреденъ, нежели языкъ того, кто любитъ клеветать: ибо такой человѣкъ производитъ распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посѣваетъ зло между ближними и разрушаетъ весьма многія и полезныя общества... Кто принимаетъ къ себѣ такого человѣка, того вовлекаетъ онъ во многіе грѣхи; кто сообщается съ нимъ, тотъ сообщается съ убійцею; убійца и клеветникъ производятъ одинаковыя дѣйствія: какъ убійца мечемъ умерщвляетъ тѣло, такъ клеветникъ словами умерщвляетъ душу. Языкъ клеветника подобенъ жалу змѣи; даже безопаснѣе жить со змѣею и скорпіономъ, нежели съ клеветникомъ. Многіе грѣхи гораздо простительнѣе клеветы. Клеветникъ и тотъ, кто слушаетъ его, вмѣстѣ съ нимъ получаетъ одинаковое осужденіе.

Безопаснѣе бываетъ приблизиться къ огню и обжечься имъ, нежели приблизиться къ клеветнику и говорить съ нимъ. Итакъ, дѣти мои возлюбленныя, удаляйтесь клеветника, – убѣгайте его; кто бы онъ ни былъ, отецъ ли, или братъ кого-нибудь изъ васъ. Лучше жить со львомъ или со львицею, нежели съ клеветникомъ. Не стыдитесь удаляться отъ него, иначе онъ заразитъ васъ ядомъ». (Слов. о смиреніи).

«Никогда не оказывай уваженія тому, кто злорѣчиво говоритъ тебѣ о ближнемъ», совѣтуетъ св. Іоаннъ лѣствичникъ. «Такимь образомъ окажешь двойную пользу, однимъ пластыремъ уврачевавъ себя и ближняго». (Лѣст., стр. 10).

Св. Тихонъ задонскій такъ утѣшаетъ страждущихъ отъ клеветы человѣческой.

«Первое: безъ Бога ничего намъ не бываетъ: потому и языкъ злорѣчивый нападетъ на насъ попущеніемъ Божіимъ. Терпи убо, что Богъ посылаетъ. Клевету слышитъ Богъ и твою совѣсть знаетъ...

Второе: симъ утѣшайся, что ложно терпишь. Совѣсть чистая есть великое утѣшеніе. Лучше отъ единой совѣсти утѣшаться, хотя и весь свѣтъ порочитъ, нежели отъ совѣсти обличаться, хотя и весь свѣтъ хвалитъ. Я сіе избираю себѣ: пусть меня всѣ хулятъ, только бы совѣсть меня хвалила.

Третъе: ты имѣешь много въ семъ бѣдствіи товарищей: святіи Божіи много клеветъ претерпѣли, и нынѣ многіе обрѣтаются, которые тоже терпятъ. Многіе симъ путемъ прошли и угладили его намъ: пойдемъ за ними, да съ ними купно прославимъ искупившаго насъ І. Христа.

Четвертое: разсмотри совѣсть свою, не язвилъ ли и ты кого языкомъ своимъ? Ежели это было, то клевета клеветою наказуется, и потому терпи благодушно, благодарно помня, что грѣхъ здѣсь наказуется, да тамъ согрѣшившій помилованъ будетъ. Судими отъ Господа наказуемся, да не съ міромъ осудимся, говоритъ апостолъ (1 Кор. 11, 32). Накажи насъ, Господи, здѣ, да тамо помилуй.

Пятое: учись отъ сего клеветѣ другихъ не вѣрить. Какъ ты напрасно слышишь о себѣ клевету, такъ и тѣ, о которыхъ худые слухи проносятся, часто не знаютъ за собою того, въ чемъ порочатъ ихъ». (См. твор. св. Тихона задонскаго).

б) Второй урокъ, который мы находимъ въ жизни преподобнаго Саввы, состоитъ въ томъ, что святые весьма сильны въ своеиъ ходатайствѣ предъ Богомъ за ближнихъ своихъ. Какъ препод. Савва спасъ отъ смертной опасности царя Алексѣя Михайловича, безсомнѣнно обращавшагося къ нему за молитвенною помощію, такъ и другіе святые спасаютъ насъ отъ разныхъ бѣдъ и несчастій силою своихъ молитвъ предъ Богомъ. Примѣровъ такого ходатайства святыхъ можно находить весьма много въ ветхомъ и новомъ завѣтахъ и въ новѣйшее время.

Сколько разъ мощная ходатайственная молитва пророка Божія Моисея спасала легкомысленныхъ израильтянъ отъ праведной кары Божіей за ихъ невѣріе, ропотъ противъ Бога и Моисея. Моисей и Ааронъ во іереехъ Его и Самуилъ въ призывающихъ имя Его: призываху Господа, и Той послушаша ихъ, говоритъ пророкъ Божій Давидъ (Псал. 98, 6).

Нынѣ же возмите седмь тельцовъ и седмь овновъ, и идите къ рабу Моему Іову, и сотворитъ жертву о васъ: Іове же рабъ Мой помолится о васъ, понеже точію лице его прійму; аще бо не его ради погубилъ быхъ убо васъ, говорилъ Господь друзьямъ Іова, оскорблявшимъ многострадальнаго праведника своими обидными рѣчами. И сотвориша, якоже повелѣ имъ Господь, и отпусти грѣхи ихъ Іова ради (Іов. 42, 8. 9)

Илія человѣкъ бѣ подобострастенъ намъ, говоритъ ап. Іаковъ, и молитвою помолися да не будетъ дождь: и не одожди на земли лѣта три и мѣсяцъ шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плодъ свой (Іак. 5, 17. 18).

Упоминать ли изъ новозавѣтныхъ временъ объ исцѣленіи І. Христомъ слуги сотника, по молитвенному ходатайству этого послѣдняго, объ исцѣленіи дочери хананеянки, по неотетупной мольбѣ этой глубоко вѣрующей матери, — о воскрешеніи Тавиѳы, по молитвѣ апостола Петра, — объ избавленіи отъ смерти самого апостола Петра, по молитвѣ братіи іерусалимской и пр. и пр.? Изъ дѣтства мы привыкли чтить святыхъ угодниковъ Божіихъ, призывать ихъ на молитвѣ и пользоваться ихъ молитвеннымъ ходатайствомъ о насъ предъ Богомъ. Изъ дѣтства мы привыкли вѣрить, что много можетъ молитва праведнаго, по слову ап. Іакова. Не для увѣренія васъ въ этомъ, а больше для утѣшенія, мы приведемъ вамъ разсказъ еще и изъ жизни великаго подвижника Синайской горы, препод. Іоанна лѣствичника (названнаго такъ за его славное твореніе – Лѣствицу рая, въ которомъ онъ показалъ путь, какъ восходить ко Господу по степенямъ добродѣтели). И этотъ великій угодникъ Божій, подобно многимъ праведникамъ, проявлялъ еще на землѣ великую силу ходатайственной молитвы за ближнихъ. Жилъ у преподобнаго на послушаніи нѣкій братъ Моисей. Однажды великій старецъ приказалъ этому ученику своему носить землю изъ указаннаго ему мѣста въ находившійся вблизи келліи преподобнаго виноградникъ для его удобренія. Моисей работалъ усердно и наконецъ къ полудню усталъ сильно, такъ какъ и время было жаркое (августъ мѣсяцъ). Рѣшившись отдохнуть гдѣ-нибудь въ тѣни, онъ пошелъ подъ одну громадную скалу и тутъ легъ и уснулъ. Въ то же время отъ бдѣнныхъ трудовъ впалъ въ тонкій сонъ и преподобный авва Іоаннъ. И вотъ, въ полудремотѣ видится старцу нѣкій священнолѣпный мужъ, который какъ бы съ укоризною сказалъ ему: «такъ-то ты, отче, спишь безпечально, а вѣдь Моисей твой въ бѣдѣ». Іоаннъ сейчасъ же пробудился и сталъ усердно молиться объ ученикѣ своемъ. Вотъ, къ вечеру, по окончаніи работы, приходитъ въ келлію и Моисей. «Не случилось ли съ тобою сегодня чего-нибудь особеннаго?» спрашиваетъ старецъ ученика. Ученикъ и разсказалъ, что въ этотъ день Господь спасъ его отъ смерти. «Когда я легъ отдохнуть подъ скалою, говорилъ Моисей, и нѣсколько уснулъ, вдругъ слышу твой, отче, голосъ; ты какъ-будто меня позвалъ къ себѣ, и я сейчасъ же выбѣжалъ изъ-подъ камня. А въ ту же минуту тотъ камень обрушился и палъ какъ разъ на то мѣсто, на которомъ я лежалъ. Видно по твоимъ молитвамъ, отче, спасъ меня Господь отъ видимой смерти». Самъ же старецъ, по смиренію, тогда и не сказалъ, что имѣлъ видѣніе о Моисеѣ и молился объ его спасеніи.

Такъ-то, братія, молитвы праведныхъ Господь послушаетъ, говоритъ и премудрый Соломонъ (Притч. 15, 29). Очи Господни на праведныя и уши Его въ молитву ихъ (Псал. 33, 16). Близь Господь призывающихъ Его во истинѣ. Волю боящихся Его сотворитъ и молитву ихъ услышитъ, говоритъ и пророкъ Давидъ (Псал. 144, 18. 19). Какъ же, послѣ этого счастливы мы, православные христіане, что имѣемъ, кромѣ земныхъ нашихъ молитвенниковъ и ходатаевъ предъ Богомъ, еще и ходатаевъ небесныхъ — нашихъ старшихъ братій о Господѣ — цѣлый сонмъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Да, благодареніе Господу милосердому, мы не одиноки, мы не безсильны въ нашихъ немощахъ: есть кому ходатайствовать о насъ предъ Господомъ Богомъ въ нашихъ нуждахъ и печаляхъ.

IIІ. Христосъ, истинный Богъ нашъ, молитвами Пречистыя Своея Матери, св. славныхъ и всехвальныхъ апостоловъ, препод. Саввы сторожевскаго и всѣхъ святыхъ помилуетъ и спасетъ насъ, яко благъ и человѣколюбецъ. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 641-644.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0