Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Третій день.

Поуч. 1-ое. Преподобный Іоаннъ епископъ.

(Молчаніе и смиреніе — великія добродѣтели христіанскія).

I. Нынѣ память препод. отца нашего Іоанна епископа, о жизни коего и побесѣдуемъ. Въ обители препод. Саввы освященнаго подвизался одинъ святый мужъ Іоаннъ, прозванный молчальникомъ, такъ какъ онъ проходилъ подвигъ безмолвія. Онъ былъ прежде епископомъ въ Арменіи, потомъ оставилъ свою каѳедру, удалился въ Іерусалимъ и, утаивъ отъ всѣхъ высокій санъ свой, принятъ былъ св. Саввою въ качествѣ послушника. Чрезъ нѣсколько времени игуменъ поручилъ ему заботливую должность эконома и просилъ патріарха іерусалимскаго Илію рукоположить его въ пресвитера. Уже патріархъ шелъ въ церковь Голгоѳскую, чтобы совершить надъ нимъ таинство священства. Тогда Іоаннъ, видя, что не можетъ далѣе таить своего сана, остановилъ патріарха и сказалъ ему: «тебѣ, святой отецъ, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужденъ удалиться изъ этихъ странъ. Я — епископъ; сознаніе собственныхъ грѣховъ побудило меня оставить санъ мой и бѣжать въ пустыню, чтобы въ ней искать милосердія Божія». Патріархъ, изумленный глубокимъ смиреніемъ его, призвалъ игумена и сказалъ ему: «инокъ сей открылъ мнѣ тайну, воспрещающую рукополагать его; и такъ оставь его въ мирѣ и не нарушай ничѣмъ его спокойствія». Св. Савва весьма огорчился, подумавъ, что ошибся въ молчальникѣ. Онъ провелъ цѣлую ночь въ слезахъ и молитвѣ, прося Господа открыть сію тайну, и услышалъ ангельскій голосъ: «не можетъ епископъ опять быть пресвитеромъ».

II. Два великіе урока преподаетъ намъ преподобный отецъ нашъ Іоаннъ.

а) Прежде всего онъ учитъ насъ крайней осторожности въ словѣ, такъ какъ человѣкъ больше всего и чаще всего согрѣшаетъ словомъ. Вотъ почему онъ избралъ трудный подвигъ молчанія. Однажды Господь нашъ І. Христосъ сказалъ: за всякое праздное слово, какое скажутъ люди, дадутъ они отвѣтъ въ день суда. Ибо отъ словъ своихъ оправдаешься, и отъ словъ своихъ осудишься (Матѳ. XII, 36—37); а св. ап. Іаковъ удостовѣряетъ, что кто не согрѣшаетъ въ словѣ, тотъ человѣкъ совершенный, могущій обуздать и все тѣло (Іак. III, 2). Святые отцы и учители церкви, постигнувъ великое значеніе добродѣтели молчаливыхъ устъ, не находятъ довольно словъ къ похвалѣ молчанія: они называютъ его «матерью покаянія, молитвы, зерцаломъ грѣховъ, родителемъ всего благаго, огненною колесницею, возводящею на небо» (Ефрема Сирина слово о безмолвіи. Іоанна лѣствичника слово о безмолвіи). Святая же церковь ублажаетъ преподобныхъ молчальниковъ «земными ангелами и небесными человѣками». Поэтому, желая избѣжать осужденія за праздныя слова и соблюсти ненарушимымъ молитвенное богомысліе, нѣкоторые подвижники благочестія налагали печать молчанія на свои уста, устранялись человѣческихъ бесѣдъ, добровольно лишали себя дара слова, всецѣло приносили его въ жертву Богу. Такимъ подвижникамъ усвоено наименованіе молчальниковъ. По трудности подвига молчанія, требующаго особой силы воли и самоотверженія въ человѣкѣ, рѣдки были молчальники въ самыя цвѣтущія времена христіанскаго подвижничества.

б) Другой урокъ, которому мы научаемся изъ жизни препод. Іоанна епископа, есть тотъ, что христіанинъ долженъ украшаться смиреніемъ, безъ котораго нельзя спастись. Истинно говорю вамъ, учитъ І. Христосъ, кто не приметъ царствія Божія, какъ дитя, тотъ не внидетъ въ него (Іук. XVIII, 17)

Какія же средства къ достиженію христіанскаго смиренія?

Для пріобрѣтенія смиренія полезны слѣдующія средства:

аа) Размышленіе о величіи Божіемъ и нашемъ ничтожествѣ. Богъ есть все, а мы — тварь, ничто. Св. авва Дороѳей говоритъ: «святые чѣмъ болѣе приближаются къ Богу (покаяніемъ и чистотою жизни, чѣмъ яснѣе усматриваютъ величіе совершенствъ Божіихъ), тѣмъ болѣе видятъ себя грѣшными (при блескѣ славы Божіей яснѣе усматриваютъ свои недостатки, слабости, грѣховную нечистоту) и смиряются» (Поуч. 2, стр. 53).

бб) Размышленіе о всецѣлой зависимости нашей отъ Бога во всемъ. Мы все получили отъ Бога — и жизнь, и силы, безъ содѣйствія благодати Божіей мы не можемъ совершить ничего добраго. Св. Макарій егип. говоритъ: «если царь положитъ свое сокровище у какого-нибудь нищаго, то принявшій на сохраненіе не считаетъ этого сокровища своею собственностію, но вездѣ признается въ своей нищетѣ, не смѣя расточать чужого сокровища; потому что всегда разсуждаетъ самъ съ собою: «это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мнѣ сильнымъ царемъ, и онъ, когда захочетъ, возьметъ его у меня»: такъ и имѣющіе какія-нибудь дарованія Божіи должны о себѣ думать, быть смиренно-мудрыми, исповѣдывать нищету свою. Если нищій, принявъ отъ царя ввѣренное ему сокровище и понадѣявшись на это чужое сокровище, начинаетъ превозноситься имъ, какъ собственнымъ своимъ богатствомъ, и сердце его исполнится киченія, то царь беретъ у него свое сокровище, и имѣвшій его на сохраненіи остается такимъ же нищимъ, какимъ былъ прежде: такъ, если и имѣющіе дарованія отъ Бога превознесутся и станутъ надмеваться сердца ихъ, то Господь отъемлетъ у нихъ дары Свои, и они остаются такими же, какими были до принятія благодати отъ Господа» (Бесѣда 15: см. Лѣств. сл. 23).

III. Да сохранитъ насъ Господь отъ духа гордости и да даруетъ намъ духъ смиренія и благую осторожность въ употребленіи драгоцѣннаго, дарованнаго Имъ намъ, дара слова, которымъ мы такъ часто злоупотребляемъ! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 640-641.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0