Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Второй день.

Поуч. 1-е. Препод. Аѳанасій печерскій.

(Что можетъ пробудить человѣка отъ грѣховнаго сна?)

I. Св. преподобный Аѳанасій, память коего совершается нынѣ, былъ затворникомъ въ Кіево-печерской лаврѣ. Проболѣвъ довольно долгое время, онъ скончался. На третій день, когда игуменъ съ братіею пришелъ для погребенія св. Аѳанасія, всѣ съ ужасомъ увидѣли его сидящимъ и плачущимъ. Братія начала спрашивать его, какъ онъ ожилъ и что видѣлъ въ загробномъ мірѣ. Но онъ не говорилъ имъ ничего, какъ только одно слово: «спасайтесь». Братія начали умолять его сказать что нибудь для пользы ихъ душъ. Тогда св. Аѳанасій изрекъ: «имѣйте во всемъ послушаніе къ игумену, не возноситесь, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Іисусу, Пречистой Его Матери и преподобнымъ Антонію и Ѳеодосію, чтобы здѣсь скончать жизнь свою, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молятъ Бога объ этомъ мѣстѣ и о живущихъ здѣсь». Послѣ сего св. Аѳанасій затворился въ пещерѣ и пробылъ въ ней безвыходно 12 лѣтъ, питаясь только хлѣбомъ и водою, которые онъ получалъ чрезъ оконце.

Когда же наступило время преставленія его, (въ 1175 г.), то, призвавъ братію, повторилъ прежнія свои слова о послушаніи и покаяніи и, сказавъ еще: «блаженъ, кто удостоится быть здѣсь положеннымъ», спокойно предалъ свою душу Богу...

Не напрасны были знаменательныя слова о покаяніи отошедшаго къ Богу угодника Божіяго... Если бы не вняли имъ иноки, то, можетъ быть, не отклонено было бы страшное бѣдствіе, угрожавшее обители печерской въ 1169 г., когда во взятомъ княземъ Мстиславомъ и отданномъ имъ на разграбленіе войску Кіевѣ не было пощады никому и ничему, и зажжена уже была и печерская обитель, но Богъ чудно сохранилъ ее отъ окончательнаго истребленія...

II. Препод. Аѳанасій печерскій, пробудившій отъ грѣховнаго сна иноковъ печерскаго монастыря своими увѣщаніями и дивнымъ возвращеніемъ къ жизни, побуждаетъ и насъ побесѣдовать съ вами, братіе, о томъ, чѣмъ можно разбудить христіанина отъ грѣховнаго сна.

а) Прежде всего можетъ и должно будить человѣка отъ грѣховнаго сна разсматриваніе бѣдственности грѣховнаго состоянія. Грѣхъ — пагуба для всѣхъ. Эту истину уже тысячу разъ оправдали многіе частные люди, семейства, города, цѣлыя земли, и теперь оправдываетъ ее безчисленное множество людей. Всякій дѣлающій и располагающійся дѣлать грѣхъ носитъ осуждающаго судію въ собственномъ сердцѣ. Онъ никогда не бываетъ совершенно спокоенъ; что-то непрестанно гложетъ его сердце, и онъ всегда въ страхѣ, всегда боится всенароднаго обличенія и тяжкаго наказанія. Притомъ грѣхъ обыкновенно бываетъ весьма неблагодаренъ. Вмѣсто того, чтобы доставить своему любителю хоть что-нибудь уважительное, онъ часто отнимаетъ у него все: отнимаетъ честь, доброе имя, довѣренность, здоровье, имущество, отнимаетъ такъ, что состояніе его бываетъ крайне несчастно. Это одна сторона! Съ другой стороны состояніе грѣшника весьма подобно, какъ говоритъ св. апостолъ, сну или состоянію соннаго. Во снѣ у человѣка всѣ высшія силы души какъ бы исчезаютъ, и дѣйствуетъ только воображеніе, которое доставляетъ спящему разнаго рода мечты: различныя удовольствія, сокровища, почести и т.п.; но, по пробужденіи, отъ всѣхъ его мечтаній не остается у него совершенно ничего. Тоже бываетъ съ грѣшникомъ. Совѣсть у него засыпаетъ, разумъ — тоже; дѣйствуетъ только чувственность: потому что грѣхъ льститъ только чувственной части человѣка, только чувственную часть его распаляетъ пріятными видами разныхъ удовольствій и счастія. И это дѣйствованіе грѣха бываетъ такъ сильно, что человѣкъ забываетъ свое высшее происхожденіе, свое назначеніе и всею душею прилѣпляется къ землѣ; но земля никакъ не можетъ доставить ему душевнаго удовольствія и счастія: льститъ ему тѣмъ, льститъ другимъ, онъ испытываетъ все, что доставляетъ ему земля, и во всемъ, что она доставляетъ, находитъ только землю — пищу несродную его душѣ, томленіе духа, недовольство и разочарованіе. Суета суетствій, всяческая суета на землѣ, сказалъ Премудрый, и — всякій проснувшійся отъ грѣха ясно видитъ и всею душею говоритъ то же.

Итакъ, грѣшникъ, всматривайся въ бѣдственность своего состоянія! Она можетъ весьма сильно побуждать тебя къ оставленію грѣховнаго сна — къ покаянію и исправленію. Несчастіе никому не пріятно; тѣмъ больше должно быть всѣмъ намъ непріятно несчастіе истинное и вѣчное.

б) Далѣе, весьма сильно можетъ будить грѣшника отъ грѣховнаго сна и располагать его къ покаянію и исправленію частое представленіе себя на краю своей жизни. Тотъ обманываетъ себя часто весьма несчастно, кто думаетъ, что будетъ жить долго. Наша жизнь часто оканчивается совершенно неожиданно и прерывается какъ слабая паутина или тухнетъ какъ свѣча отъ сильнаго вѣтра. А на всю нашу жизнь намъ должно смотрѣть какъ на длинный рабочій день, въ который, при помощи Божіей благодати, намъ должно совершить дѣло нашего спасенія и совершеннымъ дѣломъ пріобрѣсти будущее блаженство.

Чаще представляйте себя на концѣ своей жизни! Поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши, говоритъ Премудрый (Сирах 7, 39).

в) Наконецъ, весьма сильно будитъ насъ отъ грѣховнаго сна мысль о всеблагомъ и правосудномъ Богѣ, Который никакъ не можетъ терпѣть грѣха. Безъ Бога мы ничто; Ему обязаны мы всѣмъ, что ни имѣемъ, не исключая и насъ самихъ. Богъ весьма благъ, но такъ-же и правосуденъ. Онъ долго щадилъ первый, растлѣнный грѣхомъ (Быт. 6,5) міръ, и — наконецъ истребилъ его потопомъ. Онъ долго терпѣлъ исполненныхъ всякой нечистоты іудеевъ, и — наконецъ отвергъ ихъ. Такимъ образомъ кто не хочетъ покаяться и быть въ Его любви и блаженствѣ, тотъ необходимо долженъ впасть въ руки Его правосудія. Когда Онъ воскреситъ всѣхъ мертвыхъ, тогда вмѣстѣ со всѣми воскреснутъ нераскаянные грѣшники, и — горе имъ! Ихъ участь будетъ невыразимо ужасна. И ввергнутъ ихъ въ пещь огненну: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ, говоритъ Господь (Мѳ. ІЗ, 42)

III. Братія! Вотъ сильныя средства къ пробужденію отъ грѣховнаго сна. Употребляйте ихъ, кому нужно проснуться, чтобы получить жизнь вѣчную. Аминь. (Сост. по Словамъ или бесѣд. на всѣ воскр. и праздн. дни, Григорія, архіеп. казан. и свіяжскаго, т. III, стр. 19—24).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 636-638.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0