Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабря.
Первый день.

Поуч. 2-ое. Св. Филаретъ милостивый.

(Уроки благотворительности изъ жизни св. Филарета милостиваго).

I. Св. Филаретъ милостивый, память коего совершается нынѣ, принадлежалъ къ богатому и знатному роду. Родители съ раннихъ лѣтъ внушили ему любовь къ Богу, и онъ жилъ въ такомъ довольствѣ и счастіи, какія рѣдко выпадаютъ на долю людямъ. Но Филаретъ помнилъ свои обязанности. «Не для того Богъ далъ мнѣ богатство», говорилъ онъ женѣ своей Ѳеозвѣ, «чтобы я пользовался имъ одинъ, а чтобы дѣлился съ неимущими». И дѣйствительно Филаретъ дѣлился послѣднимъ съ бѣдными не только тогда, когда былъ богатъ, а даже и тогда, когда сталъ бѣденъ. Помогая бѣднымъ, Филаретъ самъ дошелъ до такой нищеты, что сталъ нуждаться въ дневномъ пропитаніи себя и своего семейства. Иногда сосѣди, изъ сожалѣнія, посылали ему хлѣба или муки, но и тутъ Филаретъ свою часть дѣлилъ съ нищими «Прими, благодаря Бога» — говорилъ онъ, отдавая часто послѣднее нищему и уклоняясь отъ всякой благодарности себѣ. Богу угодно было вновь надѣлить богатствомъ добраго и кроткаго Филарета. Внучка его сдѣлалась женою самого царя; Филарету оказанъ былъ почетъ и даны богатыя помѣстья. Но Филаретъ по прежнему остался милостивымъ, кроткимъ и смиреннымъ, радуясь, что имѣетъ возможность болѣе помогать бѣднымъ.

II. а) Прежде всего замѣчательны для насъ, бр., тѣ побужденія, по которымъ праведный Филаретъ поприще милосердія избралъ главною цѣлію всей своей жизни. Сынъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей Георгія и Анны, праведный Филаретъ съ первыхъ лѣтъ своихъ научился благочестію, и сердце добраго юноши, горѣвшее любовію къ Богу и ближнему, безъ сомнѣнія не разъ вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Дѣян. 9, 6), какой укажешь мнѣ путь, какимъ бы могъ я достигнуть спасенія?» Отвѣтъ былъ данъ. Супружество съ доброю и благочестивою Ѳеозвою обогатило его, и потомъ изобильно потекли къ нему блага жизни. Имѣлъ онъ много стадъ, богатыя усадьбы, домъ его былъ полною чашею всякаго изобилія, онъ сдѣлался однимъ изъ первыхъ богачей въ своей странѣ. Какъ понялъ праведникъ тотъ путь, который указалъ ему промыслъ Божій? Онъ разсудилъ въ сердцѣ своемъ: «для того ли дано мнѣ все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостію сохраню богатство, то какую пользу получу отъ него на послѣднемъ судѣ?» Помнилъ онъ наставленіе псалмопѣвца: богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Представлялась умному взору его и другая заповѣдь Спасителя: куплю дѣйте, дондеже пріиду (Лук. 19, 13). Богатство, разсуждалъ праведникъ, это талантъ, который должно пустить въ оборотъ, пріумножить дѣлами любви и возвратить къ подателю чрезъ руки нищихъ. И вотъ онъ разверзъ щедрую десницу свою для подаянія бѣднымъ, искалъ ихъ, радовался случаю помочь кому-либо, и скоро имя его прославилось, какъ имя великаго благодѣтеля въ странѣ.

Вотъ какъ надобно и всѣмъ намъ смотрѣть на блага, которыя Господь подаетъ намъ въ жизни! Это таланты, данные намъ не для собственнаго наслажденія, но для благаго употребленія на дѣла любви: строго взыщетъ ихъ отъ насъ праведный Судія, если благовременно не приложимъ старанія пріумножить ихъ и возвратить Ему въ полезномъ служеніи ближнему.

Дары Божіи разнообразны: не одни богатые дадутъ отвѣтъ въ употребленіи своихъ сокровищъ; тѣлесная крѣпость, способный къ познаніямъ умъ, нѣжное сердце — это также дарованія Божіи, которыя можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно съ волей Божіей, на дѣло любви и милосердія. Никто не лишенъ возможности быть полезнымъ въ своемъ кругу, и Господу будетъ угодно, если каждый изъ насъ, подобно праведному Филарету, сознаетъ долгъ — быть милосердымъ, будетъ стараться исполнить этотъ долгъ, чѣмъ можетъ, и поспѣшитъ на дѣла любви и милосердія, пока есть время и возможность.

б) Въ то время, какъ праведный Филаретъ расточалъ свои сокровища убогимъ, страна, въ которой онъ жилъ, подверглась опустошительному нашествію враговъ, и самъ онъ изъ богатаго сдѣлался бѣднымъ, такъ что тяжкимъ трудомъ земледѣльца едва могъ пропитывать себя и свое семейство.

Можно было бы думать, что съ прекращеніемъ изобилія прекращается и призваніе къ благотворенію. Не такъ думаетъ и поступаетъ праведникъ. По собственному опыту, онъ теперь еще болѣе чувствуетъ нужду другого и не перестаетъ благотворить изъ того немногаго, что осталось: одного за другимъ отдаетъ бѣдному земледѣдьцу двухъ оставшихся у него воловъ, воину послѣдняго коня, за оскудѣніемъ сокровищъ питаетъ нищихъ медомъ изъ ульевъ, раздаетъ взятую заимообразно у сосѣдей пшеницу, наконецъ дѣлится съ другими и тѣмъ, что ему самому было прислано отъ благотворителя. Несомнѣнно, что, еслибы было нужно, онъ отдалъ бы за другихъ и жизнь. Вотъ истинное милосердіе, плодъ любви николи же отпадающей (1 Кор. 13, 8), и еще урокъ намъ изъ жизни праведника! Надобно помнить, что испытанію подвергаются отъ Бога не одна вѣра и терпѣніе человѣка; но своего рода искушенія бываютъ и для добродѣтели милосердія. Такъ испытывается милосердый, когда на своемъ благотворительномъ поприщѣ встрѣчаетъ затрудненія со стороны другихъ людей, непонимающихъ его добрыхъ намѣреній, когда со стороны самихъ облагодѣтельствованныхъ видитъ холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, самъ терпитъ лишенія и недостатки. Тогда только докажемъ, что мы рабы Богу вѣрные, когда и среди этихъ неблагопріятныхъ обстоятельствъ не угасимъ въ себѣ любви, не ожесточимъ своего сердца, не закроемъ своей благодѣтельной руки.

в) Наконецъ достоинъ примѣчанія самый способъ благотворенія у святаго Филарета. Онъ тщательно удаляетъ мысль о себѣ, нарочито скрываетъ благороднѣйшія движенія своего исполненнаго любовію сердца, представляя единственнымъ виновникомъ своихъ даяній Бога. «Прими — благодаря Бога,» вотъ что онъ обыкновенно говорилъ при благотвореніи. Бѣдный воинъ, которому онъ отдалъ послѣдняго коня, старался расположить его къ благодѣянію изображеніемъ того наказанія, которое за неимѣніе коня онъ потерпитъ отъ руки тысящника. Праведникъ сказалъ: «прими, но вѣдай, что не ради прещенія тысящника, но милости ради Божіей даю тебѣ» Въ этомъ случаѣ праведникъ не только смиренно сознавалъ, что Богъ есть дѣйствуяй въ насъ, и еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи (Фил. 2, 13), но свидѣтельствовалъ и о той высокой истинѣ, что наше милосердіе къ бѣднымъ есть благодѣяніе имъ Божіяго промысла, только чрезъ наши руки совершающееся. Такъ должны стараться поступать и мы, ежели желаемъ, чтобы къ намъ были отнесены слова Спасителя: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Мѳ. 25, 40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, къ прославленію и благодаренію Его единаго должны располагать бѣдныхъ, получающихъ изъ нашихъ рукъ. Господь сказалъ: тебѣ творящу милостыню, да не увѣсть шуйца твоя, что творитъ десница твоя (Мѳ. 6, 3). Какъ возможно скрыть дѣло милости не только отъ другихъ, но и отъ самого себя? — Это будетъ возможно, когда будемъ и сами всегда представлять, и другимъ напоминать о дѣйствующемъ чрезъ насъ Богѣ, Который единъ есть Отецъ сирыхъ и питатель нищихъ. Проникнутый этимъ убѣжденіемъ, святый праведный Филаретъ достигъ глубокаго смиренія при благотвореніи, котораго не могли поколебать и тѣ высокія почести, коими онъ былъ окруженъ при концѣ жизни, какъ дѣдъ царицы. Поразительнымъ образомъ открылось смиреніе праведнаго благотворителя, когда онъ, повелѣвъ приготовить пышную трапезу для принятія и угощенія царя, по заповѣди Спасителя (Лук. 14, 13), созвалъ нищихъ, прокаженныхъ, слѣпыхъ, хромыхъ, и самъ, какъ рабъ, имъ служилъ, вмѣстѣ съ сыномъ и внуками. Представляя себя глубокимъ смиреніемъ въ орудіе пекущагося о людяхъ провидѣнія, св. Филаретъ имѣлъ утѣшеніе примѣчать, какъ дѣйствительно невидимая десница Божія управляла его благодѣтельною рукою. Когда онъ, осматривая внѣшній видъ и одежду просившаго милости, считалъ его менѣе другихъ нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала изъ влагалища болѣе, нежели сколько онъ хотѣлъ: — и, дѣйствительно, въ послѣдствіи оказывалось, что по-видимому не бѣдно одѣтый весьма нуждался въ помощи, случалось и наоборотъ. «Богъ знаетъ нужду каждаго просящаго; Онъ и устрояетъ руку дающаго, какъ хощетъ»: вотъ какое убѣжденіе было у милосердаго праведника! Но смиреніе не могло сокрыть этого свѣтильника. Еще при жизни онъ былъ высоко поставленъ на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ (Мѳ. 5, 15): и любители благотвореній искали у него наставленій и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.

III. Да напечатлѣется же и въ нашемъ сердцѣ образъ милостиваго праведника для нашего наставленія и руководства въ дѣлахъ милосердія! Возчувствуемъ, подобно ему, какъ одну изъ главнѣйшихъ въ жизни, обязанность быть милосердыми; не измѣнимъ ей и во дни счастія, и во время напасти и искушеній; не ослабимъ ее близорукимъ опасеніемъ за участь нашу и присныхъ нашихъ; наконецъ смиренно предадимъ себя въ орудіе пекущагося о всѣхъ Провидѣнія и взыщемъ молитвою и вѣрою путей его на поприщѣ благотворенія, да будетъ единъ Богъ дѣйствуяй вся во всѣхъ, и Ему Единому слава и благодареніе. (Изъ Словъ и рѣчей настоятеля Спб. Исаакіевскаго собора о. прот. П. Смирнова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 633-635.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0