Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Первый день.

Поуч. 1-ое. Св. праведный Филаретъ милостивый.

(О раздаяніи милостыни).

I. Св. праведный Филаретъ, память коего совершается нынѣ, прозванный «милостивымъ» за свое особенное милосердіе къ бѣднымъ, жилъ въ малоазійской области Пафлагоніи, въ городѣ Амни, при царѣ Константинѣ и матери его Иринѣ, въ ѴІІІ-мъ вѣкѣ. Онъ былъ женатъ и имѣлъ дѣтей. Св. Филаретъ происходилъ отъ благородныхъ и благочестивыхъ родителей и былъ очень богатъ, но не наслаждался богатствомъ. Постоянно помышляя о будущей жизни, любилъ нищихъ и убогихъ и раздавалъ имъ щедрую милостыню. И вообще, кто чего ни попросилъ бы у него, никому не было отказа. Господу угодно было испытать св. Филарета въ терпѣніи, какъ нѣкогда праведнаго Іова. Дикій народъ — арабы напали на Пафлагонію, ограбили жителей, и у св. Филарета осталось только два вола, одна корова и домъ, гдѣ онъ жилъ. Но святой не горевалъ о своей потерѣ, а, подобно Іову, предался волѣ Божіей и не переставалъ помогать бѣднымъ послѣднимъ своимъ добромъ. Такъ отдалъ сначала одного, а потомъ и другого своего вола поселянамъ, у которыхъ пали волы на полѣ; отдалъ и корову, даже и съ теленкомъ, чтобы не разлучать теленка съ матерью; отдавалъ свою послѣднюю одежду и хлѣбъ. Жена и дѣти роптали на святого, но онъ утѣшалъ ихъ, говоря пророчески: «у меня, въ одномъ мѣстѣ, есть такъ много сокровищъ, что если вы проживете еще сто лѣтъ, будетъ для васъ всего довольно». И дѣйствительно Господь возвратилъ Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить сына своего Константина, велѣла собрать со всего царства знатныхъ и красивыхъ дѣвицъ, чтобы выбрать изъ нихъ невѣсту Константину. Въ числѣ невѣстъ была представлена во дворецъ одна изъ внучекъ Филарета, Марія. Она понравилась царю больше всѣхъ, и сдѣлалась царицею. Св. Филаретъ возвысился и снова разбогатѣлъ, и тогда сбылась его надежда на Господа. Жена и дѣти сознались въ своихъ оскорбленіяхъ, дѣланныхъ ему, и просили прощенія. Св. Филаретъ, и возвысившись, не переставалъ быть смиреннымъ и добрымъ. Однажды онъ велѣлъ своимъ домашнимъ устроить обѣдъ для царя и вельможъ, но привелъ на обѣдъ нищихъ и увѣчныхъ и самъ угощалъ ихъ, сидя вмѣстѣ съ ними. Предъ смертыо завѣщалъ дѣтямъ жить такъ же, какъ жилъ онъ — быть благочестивыми и добрыми къ бѣднымъ и нуждающимся. Много слезъ было пролито на могилѣ св. Филарета: плакали и рыдали всѣ нищіе и убогіе. При гробѣ его совершилось множество чудесъ. Вскорѣ послѣ смерти, одинъ изъ родственниковъ св. Филарета видѣлъ его во снѣ сидящимъ на золотомъ престолѣ и окруженнымъ святыми.

II. Жизнь св. праведнаго Филарета милостиваго даетъ намъ урокъ христіанскаго милосердія, и учитъ насъ тому, какъ мы должны творить милостыню. Наше христіанское милосердіе къ бѣднымъ выражается большею частію въ раздаяніи милостыни.

Чтобы раздаяніе милостыни было христіанское, нужно соблюдать слѣдующія правила: давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, какъ надобно; давай, когда надобно, т.-е. имѣй въ виду и человѣка, кому даешь, и мѣру, и образъ подаянія, и время.

а) Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища въ пустынѣ: въ первый разъ они собирали женскія украшенія для того, чтобы изъ нихъ вылить золотого тельца: въ другой разъ они сносили свои золотыя, серебряныя и мѣдныя вещи, драгоцѣнные камни и ткани на устройство и украшеніе скиніи (походнаго храма). Въ первомъ случаѣ они отдали свои сокровища діаволу, и слѣдовательно не туда, куда надобно; во-второмъ — посвятили ихъ Богу, то-есть — отдали туда, куда отдавать было надобно. И такъ, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имѣніе на свои прихоти, которыя для тебя то же, что идолы, — напримѣръ, на игры, на наряды, на пьянство и непристойныя пирушки: то знай, что отдаешь его туда, куда ненадобно, ибо приносишь его въ даръ діаволу. А когда жертвуешь на церковь, на помощь какому-нибудь бѣдному семейству, на приданое бѣдной дѣвицѣ, на пропитаніе сироты, — то знай, что ты отдаешь именно туда, куда надобно: ты приносишь все это въ даръ Господу Богу.

б) Давай, сколько надобно, то-есть смотря по человѣку и по его нуждѣ. Нищему, который бродитъ по міру, довольно и двухъ денежекъ на покупку насущнаго хлѣба; но этихъ двухъ денежекъ недостаточно почтенному человѣку, который по какимъ-нибудь прискорбнымъ обстоятельствамъ пришелъ въ нищету, — недостаточно и на приданое бѣдной дѣвицѣ. Когда земля пересохла, ея не напоишь нѣсколькими каплями воды: она нуждается въ обильномъ дождѣ. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равнымъ образомъ: каково состояніе подающаго, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогій можетъ дать меньше. А у Господа оба они получатъ равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотритъ не на подаяніе, а на доброе произволеніе. Двѣ мѣдныхъ лепты положила убогая вдовица въ сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но І. Христосъ похвалилъ ея приношеніе больше другихъ: вси, сказалъ Онъ, отъ избытка своего положили, а сія отъ лишенія своего положила все, что имѣла, все состояніе свое. Дверь можно отпереть и золотымъ, и желѣзнымъ, и даже деревяннымъ ключемъ, лишь бы онъ подходилъ къ замку; такъ и райскую дверь — богатый можетъ отпереть себѣ червонцемъ, а бѣднякъ мѣдною денежкой.

в) Давай, какъ надобно, и во-первыхъ: давай съ привѣтливымъ взоромъ отъ добраго сердца, а не съ сожалѣніемъ и какъ бы поневолѣ: не отъ скорби, ни отъ нужды: доброхотна бо дателя любитъ Богъ (2 Кор. 9, 7). Стоитъ ли награды тотъ, кто даритъ и бранитъ, подаетъ милостыню и стыдитъ?!.. Возлюбленный братъ, если бы ты зналъ, кто на самомъ дѣлѣ проситъ у тебя куска на пропитаніе, ничтожной помощи! Вѣдь это Самъ Богъ во образѣ нищаго человѣка! Такъ говоритъ о семъ св. Златоустъ: «подъ покровомъ нищеты скрывается Самъ Богъ: нищій простираетъ руку, а пріемлетъ Богъ. Кто подаетъ милостыню убогому, тотъ одолжаетъ Самого Бога: милуяй нища взаимъ даетъ Богови» (Притч. 19, 17). И такъ, подумай, съ какою радостію надобно тебѣ подавать милостыню!

Подавай, во-вторыхъ, щедрою рукою, ибо какъ сѣятель не по одному зернышку бросаетъ сѣмена, а цѣлою горстію, такъ и въ дѣлѣ милостыни слѣдуй слову царя Давида: расточи, даде убогимъ, посему правда его пребываетъ во вѣкъ вѣка (Пс. 111, 9). Какъ посѣешь, такъ и пожнешь: посѣешь щедро, много и пожнешь; посѣешь скупо, мало и соберешь. Сѣяй скудостію, скудостію и пожнетъ; а сѣяй о благословеніи, о благословеніи и пожнетъ (2 Кор. 9, 6). — Какъ подавать милостыню — учитъ Самъ Христосъ: тебѣ же творящу милостыню, да не увѣсть шуйца твоя, что творитъ десница твоя (Мѳ. 6, 3). Это значитъ: пусть твоя милостыня будетъ тайною, такъ чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и самъ ты не считалъ своего добра: когда подаетъ одна рука, другой о томъ знать ненадобно: пусть онѣ обѣ подаютъ — то есть щедро и обильно.

г) Наконецъ, давай, когда надобно. Эго всего нужнѣе и для бѣдняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бѣднякъ не пришелъ въ отчаяніе, не предался воровству и другимъ порокамъ, пока не умеръ съ голоду и холоду. Помоги безпомощной сиротѣ дѣвицѣ выйти въ замужество, пока она не потеряла се я, чтобы и тебѣ за нее Богу не отвѣчать. Подавай, наконецъ, пока и самъ ты живешь на свѣтѣ, не ожидая часа смертнаго. При смерти ты поневолѣ будешь милостивъ, потому что съ собою въ гробъ ничего взять не можешь; пока живъ, дѣлай добро, чтобы оно шло отъ добраго сердца, отъ добраго произволенія, и тогда ты будешь имѣть у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходѣ изъ сей жизни, но много лучше она при жизни. О, какъ велика за нее награда у Господа! какое утѣшеніе доставитъ она твоей совѣсти! О, какая радость сердцу утѣшаться еще при жизни благополучіемъ того сироты, котораго ты въ люди вывелъ, видѣть счастіе той бѣдной дѣвицы, которую ты замужъ пристроилъ, видѣть радость того бѣдняка, который при твоей помощи изъ бѣды выпутался!

III. Молитвами св. Филарета милостиваго да поможетъ намъ Господь быть милостивыми къ нищимъ и мудрыми въ раздаяніи милостыни. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко, по Ч.-М. и «Поуч. слов.» Иліи Минятія).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 631-633.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0