Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцать первый день.

Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, какія молитвы не угодны Божіей Матери?)

I. Нынѣ церковь воспоминаетъ положеніе честнаго пояса Пресв. Богородицы, что было въ 408 г. Кромѣ Своей ризы, Пресв. Богородица оставила вѣрующимъ еще Свой честный поясъ; онъ былъ передаваемъ между вѣрующими такъ же, какъ и риза, по преемству отъ одного къ другому въ Іерусалимѣ. Императоръ Аркадій, сынъ Ѳеодосія Великаго, получивъ поясъ изъ Іерусалима, положилъ его въ Константинополѣ. По времени, вслѣдствіе общественныхъ бѣдствій, поясъ былъ взятъ изъ Константинополя въ г. Зилу, въ Каппадокіи, но при императорѣ Іустинѣ снова былъ принесенъ въ Константинополь. Отъ него происходили многія чудеса по молитвѣ къ Божіей Матери, если эти молитвы были благоугодны Господу и были пріемлемы Богоматерью. Часть пояса находится на Аѳонѣ, въ Ватопедскомъ монастырѣ, въ крестѣ, другая часть — въ Трирскомъ монастырѣ, на западѣ.

II. Братіе христіане! Многіе усердно молятся предъ иконами Божіей Матери и глубоко чтятъ св. предметы, бывшіе въ употребленіи Ея во время земной жизни Ея, наприм. Ея ризу и поясъ, какъ орудіе милостей Божіихъ, какъ священное огражденіе. Но не всякая молитва можетъ быть услышана Богоматерью.

а) Во-первыхъ, не разумныя молитвы, какъ бы онѣ ни были усердны, никогда не могутъ быть услышаны Царицей небесной.

Не тяжело ли Пресвятой Дѣвѣ Маріи слышать (а Она слышитъ!), какъ обиженный кѣмъ-либо, вмѣсто того, чтобъ просить себѣ, по заповѣди Спасителя, любви къ обидѣвшему, проситъ ему отмщенія и погибели? Не тяжело ли слышать (а Матерь Божія слышитъ!), какъ похитившій, или присвоившій неправедно чужую собственность, вмѣсто того, чтобы просить себѣ благаго расположенія возвратить четверицею (Лук. 19, 8) неправедно стяжанное, проситъ успѣха въ сокрытіи своей неправды отъ очей правосудія? Для вразумленія таковыхъ просителей мы должны, хотя кратко, замѣтить, что на небѣ нѣтъ лицепріятія, что тамъ пріемлется одна правда или искреннее покаяніе, что воля Матери Божіей и Сына Ея есть одна и та же — святость наша (1 Сол. 4, 3), что Матерь и не можетъ просить того, чего не можетъ даровать Сынъ безъ нарушенія Своей правды, что потому просящіе неправеднаго сами себѣ изрекаютъ не только отказъ, но и осужденіе.

б) Во-вторыхъ, подъ это осужденіе подходятъ и всѣ тѣ, кои у Матери Божіей просятъ хотя позволительнаго, но съ намѣреніемъ нечистымъ. Такъ, напримѣръ, если кто проситъ богатства, имѣя сильное желаніе начать вести жизнь роскошную и сладострастную; если кто молитъ о возвращеніи здоровья, чтобы, получивъ просимое, немедленно возвратиться къ худымъ навыкамъ и дѣламъ. Всѣ таковые и подобные просители да вѣдаютъ однажды и навсегда, что они не пріимутъ просимаго, ибо злѣ просятъ (Іаков. 4, 3). Всякое прошеніе о неправедномъ, или для цѣли беззаконной, есть оскорбленіе Матери Божіей и обращается на главу просящаго.

в) Въ-третьихъ, молитвы къ Богоматери исключительно о благахъ чувственныхъ также не всегда могутъ быть услышаны Ею.

Если бы какимъ-либо чудомъ открылась предъ нами совокупность прошеній, возсылаемыхъ къ Ней въ одномъ семъ храмѣ, что, думаете, увидѣли бы мы? Увидѣли бы безчисленный рядъ прошеній о благахъ временныхъ, о избавленіи отъ различныхъ болѣзней, отъ враговъ, отъ клеветъ и гоненій, объ успѣхѣ въ торговлѣ, въ путешествіяхъ, въ бракосочетаніи, и тому подобное. Но много ли, думаете, явилось бы предъ нами прошеній о благахъ духовныхъ, о исцѣленіи отъ различныхъ болѣзней души и совѣсти, о побѣжденіи худыхъ привычекъ и страстей, о стяжаніи той или другой добродѣтели, о совершеніи трудныхъ подвиговъ любви къ Богу и ближнему? Ахъ, и безъ особеннаго откровенія таинъ сердечныхъ, можно безошибочно сказать, что прошеній о духовныхъ благахъ къ Матери Божіей весьма немного. Отчегоже такъ, развѣ у насъ одно тѣло, а души и совѣсти нѣтъ? Развѣ душа и совѣсть наша не имѣютъ своего рода болѣзней и нуждъ? Развѣ Матерь Божія можетъ подавать одно временное и тлѣнное? Или мы любимъ одно тѣло наше, а душу ставимъ ни во что? или не вѣримъ въ другую жизнь, въ судъ и воздаяніе по смерти? — Но этого никто не скажетъ изъ самыхъ развращенныхъ людей. Не скажемъ словами, а дѣлами говоримъ непрестанно едва не всѣ мы. У всѣхъ только и заботы, что о земномъ и тлѣнномъ, о пищѣ, одеждѣ, забавахъ, а о томъ, въ какомъ состояніи наша душа, цѣла ли совѣсть, вѣрны ли мы Христу, съ Коимъ сочетались при крещеніи, не уклонились ли отъ пути праваго, — о томъ, какъ намъ оставить эту суетную жизнь и явиться предъ нашимъ Создателемъ, измыты ли наши грѣхи покаяніемъ, есть ли въ насъ хотя малый ростокъ для вѣчной жизни въ Богѣ, объ этомъ чрезвычайно важномъ дѣлѣ, мы, если и помышляемъ, то весьма рѣдко, поверхностно, какъ о дѣлѣ чужомъ и неважномъ. И въ такомъ несчастномъ расположеніи духа мы являемся въ самые храмы Божіи! Съ такимъ небреженіемъ о своемъ спасеніи не стыдимся предстать предъ нашего Искупителя и Его пречистую Матерь! — Можетъ ли Она внимать такимъ неразумнымъ просителямъ? — Даровать блага, нами просимыя, значило бы съ Ея стороны дать намъ случай еще болѣе прилѣпиться къ земному и чувственному, еще глубже погрузиться въ удовольствія плотскія, потерять послѣднюю память о душѣ, совѣсти и будущей жизни. Посему нисколько не удивительно, если Пресвятая Дѣва, по истинной любви Ея къ намъ, не слышитъ многихъ прошеній нашихъ; если даже подаетъ намъ совершенно противное тому, о чемъ мы молимся къ Ней.

III. Отсюда само собою выходитъ новое, необходимое правило для нашихъ молитвъ къ пресвятой Дѣвѣ, которое однако же весьма часто забывается: я разумѣю нужду заключать всѣ прошенія къ Ней преданіемъ ихъ и себя въ Ея святую волю. Этого требуетъ собственная наша польза, ибо, по ограниченности нашего ума, по нечистотѣ нашего сердца, мы можемъ молить Господа и святыхъ Его о томъ, что намъ кажется полезнымъ, а само въ себѣ есть вредъ, или и само въ себѣ полезно, но для насъ пагубно. Съ неба же виднѣе всѣ мы, и все наше, прошедшее, настоящее и будущее; посему небожителямъ удобнѣе располагать нашею участію. Нашъ же долгъ, памятуя сіе, не стужать имъ прошеніями безусловными, не унывать, если не видимъ исполненія просимаго, не печалиться, если надъ нами сбывается и противное тому. Это мнимое невниманіе ихъ къ нашимъ молитвамъ можетъ быть истиннымъ плодомъ нашихъ молитвъ. Въ такомъ случаѣ лучше всего безъ роптанія обратиться къ своей совѣсти, разсмотрѣть свою жизнь, вникнуть въ свои способности, свой нравъ, свои отношенія, вспомнить, что мы созданы не для земли, а для неба, что нынѣ — завтра позовутъ насъ въ наше не земное отечество: тогда самъ можешь видѣть, почему Матерь Божія не исполнила какого-либо твоего прошенія. А если бы и при всемъ томъ не увидѣлъ причины сего, то и тогда не должно унывать и роптать, памятуя, что мы здѣсь многаго не понимаемъ въ судьбѣ своей. Придетъ время, когда все откроется. Тогда будемъ благодарить святыхъ Божіихъ, что не слушали многихъ нашихъ молитвъ, поступали вопреки нашимъ желаніямъ.

Мати Божія! не только защити, но и вразуми насъ: ибо мы сами и о чесомъ помолимся, якоже подобаетъ, не вѣмы (Рим. 8, 26). Аминь. (Сост. по проп. Иннокентія, арх. херс. и тавр., т. II, стр. 93-101 и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 223-225.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0