Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцатый день.

Поуч. 5-ое. Преподобный Александръ Свирскій.

(Противъ непочитающихъ родителей).

I. Нынѣ совершается память преп. Александра Свирскаго. Этотъ великій подвижникъ родился въ деревнѣ Олонецкой губерніи. Съ ранняго дѣтства и въ отрочествѣ являлъ онъ великое благочестіе, любилъ постъ и молитву, уклонился потомъ отъ брака, и всею душою стремился къ отшельнической жизни. Когда ему минуло 26 лѣтъ, преподобный отправился на острова Валаамъ и тамъ принялъ иночество. Онъ провелъ 13 лѣтъ въ монастырѣ, слѣдуя не своей волѣ, а послушный всѣмъ, и пребывая постоянно въ трудѣ и молитвѣ. Послѣ этого онъ получилъ позволеніе жить въ уединеніи; и, устроивъ себѣ тѣсную хижину въ 6 верстахъ отъ рѣки Свири, жилъ тамъ семь лѣтъ въ совершенномъ одиночествѣ. Затѣмъ стали собиратьсякъ нему труженики; жили сперва отшельники въ отдѣльныхъ келліяхъ; но потомъ, когда умножилось число братій, преподобный сталъ строить монастырь съ каменнымъ храмомъ св. Троицы. «Гдѣ возьмемъ средства? — говорили братья: — предпріятіе неразумное». Но пр. Александръ отвѣчалъ: «точно, мы ничего не можемъ сдѣлать, если не поможетъ Господь; но Онъ помогаетъ уповающимъ на Него». Храмъ былъ выстроенъ и въ 1526-мъ году освященъ по благословенію архіепископа Макарія.

Имя пр. Александра стало далеко извѣстно; многіе приходили къ нему за наставленіемъ; приносили и дары обители. Преподобный, умудренный Господомъ, наставлялъ и утѣшалъ приходящихъ, молился съ ними, убѣждалъ ихъ обращаться къ Господу во всѣхъ скорбяхъ и угождать Ему вѣрою, милосердіемъ, чистотою жизни.

Вотъ одинъ случай прозорливости преподобнаго Александра. Когда онъ освящалъ храмъ св. Троицы, послѣ молебна народъ подавалъ ему то деньги, то вещи. Въ это время поселянинъ Григорій также хотѣлъ подать отъ себя, но преподобный не принялъ. Два или три раза Григорій пытался положить даръ свой въ фелонь преподобнаго, но послѣдній отталкивалъ его руку, и наконецъ сказалъ: «дара твоего не приму; ты билъ свою мать и тѣмъ навлекъ на себя гнѣвъ Божій.» — «Что же мнѣ дѣлать?» спросилъ въ сокрушеніи Григорій. «Ступай, проси прощенія у своей матери и впредь не смѣй ее оскорблять», отвѣчалъ Александръ. «

II. Такъ тяжекъ грѣхъ непочтенія родителямъ, что даже жертва на храмъ отъ таковыхъ несчастныхъ дѣтей не пріемлется Богомъ.

Братіе! обратимся къ самимъ себѣ: Не этимъ-ли недугомъ болитъ и наше время? Много-ли нынѣ дѣтей, которые держатъ себя въ правильныхъ отношеніяхъ къ родителямъ, любятъ ихъ, почитаютъ, дорожатъ ихъ совѣтами и наставленіями, стараются заслужить ихъ любовь и благословеніе? Но лучше спросимъ: много-ли осталось родителей, которые бы благодарили Бога за дѣтей своихъ, которые-бы не жаловались на нихъ, не плакали отъ нихъ? «Дѣти насъ считаютъ ни во что, называютъ насъ отсталыми, наши совѣты странными и неудобоприложимыми, надъ нашими разсужденіями смѣются, на наши замѣчанія оскорбляются, не просятъ, а требуютъ нашего благословенія на свои начинанія, а, бываетъ, и безъ него обходятся.» Такъ жалуются на дѣтей родители. И вотъ отсюда раздѣлы въ крестьянствѣ, — избраніе рода занятій безъ совѣта родительскаго, женитьба безъ ихъ благословенія въ другихъ сословіяхъ. Мать или отецъ въ бѣдности, — дѣти ихъ стыдятся, тяготятся пріютить у себя, какъ должно, по родственному походить за ними. Мать и отецъ богатые, — дѣти не хотятъ обязываться ими, смириться предъ ними, пользоваться ихъ средствами къ жизни. Родители со слабостями, — дѣти ихъ въ глаза и за глаза поносятъ, безчестятъ, никакого уваженія имъ не оказываютъ. Есть дѣти, которые не стыдятся совсѣмъ отказываться отъ вспомоществованія своимъ бѣднымъ родителямъ, въ богадѣльни отдаютъ ихъ, тогда какъ могутъ сами вполнѣ успокоить ихъ, — бываютъ и такіе, которые доходятъ до такой дерзости, что руки свои поднимаютъ на родителей. Но чего не бываетъ, чего нельзя увидать, услыхать въ нынѣшнее время?

а) Не хотятъ почесть родителей, не боятся оскорблять ихъ?! Но что можетъ быть ужаснѣе, противоестественнѣе сего? Не почитать тѣхъ, которые дали намъ жизнь, насъ любятъ, въ свое время насъ покоили, для насъ лишали себя всякихъ удобствъ, для насъ готовы были терпѣть всякія лишенія — какой грѣхъ можетъ быть выше сего грѣха? Вы, которые холодны къ старику отцу и матери — вспомните, что въ свое время терпѣлъ для васъ отецъ, терпѣла мать! Отецъ съ ранняго утра до поздняго вечера въ трудахъ, въ заботѣ, — для кого? чтобы снискать содержаніе вамъ, которые сами еще не могли о себѣ подумать. А мать? О, кто изочтетъ ея безсонныя ночи, которыя она проводила надъ колыбелью вашею? Кто изочтетъ ея вздохи, ея слезы, ея страданія при вашихъ болѣзняхъ и страданіяхъ, неизбѣжныхъ въ дѣтствѣ? А молитва родительская за кого была такъ горяча, такъ пламенна? Все за васъ же, за ваше здоровье, за ваше счастіе и благополучіе, за ваше душевное спасеніе. И не этой-ли молитвѣ родительской — горячей, пламенной, не ей ли прежде всего вы обязаны всѣмъ тѣмъ, чѣмъ отъ Бога награждены? И вотъ такихъ-то лицъ, такъ къ вамъ близкихъ, такъ дорогихъ, такъ васъ любящихъ, вы не стыдитесь, не боитесь оставлять въ невниманіи, небреженіи, забвеніи?

Но скажутъ: не всѣ родители такъ заботливы бываютъ о дѣтяхъ, — есть безпечные, холодные къ дѣтямъ, есть деспоты, жестоко обращающіеся съ своими дѣтьми Что до того? И такихъ не должно оскорблять, и такихъ слѣдуетъ почитать. Тѣмъ выше будетъ твоя добродѣтель предъ Богомъ и людьми, если ты и не стоющимъ по твоему мнѣнію будешъ оказывать любовь и почтеніе, какъ заслужившимъ того. Для Господа почти ихъ, для собственнаго блага и счастія воздай любовію. Для блага другихъ, чтобы имъ подать добрый примѣръ, почитай всякихъ родителей, каковы-бы они ни были. Господь въ своей заповѣди не сказалъ: почитай отца и матерь добрыхъ, а всякихъ, сказалъ просто: чти отца твоего и матерь, слѣдовательно чти, не обращая вниманія на то, хороши-ли они или худы. Дѣламъ, жизни ихъ, если они не одобрительны, не слѣдуй, но самихъ ихъ уважай и почитай.

б) Всѣ мы, конечно, желаемъ, чтобы дѣла наши шли успѣшно, чтобы жизнь наша длилась долго, проходила безъ печалей и особенныхъ бѣдъ и скорбей. Всѣ мы желаемъ, чтобы Богъ благоволилъ къ намъ, чтобы благословеніе Его почивало на насъ. Но какъ будетъ почивать это благословеніе на томъ, на комъ нѣтъ благословенія родительскаго? Былъ-ли благополученъ Хамъ, дерзнувшій посмѣяться надъ отцемъ своимъ? — Нѣтъ, проклятый отцомъ, онъ былъ проклятъ и отъ Бога, за грѣхъ его пострадало и все потомство его. Къ преподобному Парѳенію, епископу Лампсакійскому, одни родители привели своего больного сына, прося помолиться объ исцѣленіи его. Преподобный не сталъ молиться. «Онъ заслужилъ такую болѣзнь за непочтеніе васъ, родителей'', сказалъ онъ имъ. «Пусть онъ и страдаетъ теперь». Тутъ родители объяснили ему, что дѣйствительно онъ оскорблялъ ихъ и они просили ему отъ Бога наказанія за это непочтеніе, но теперь имъ стало жалко его. Только вслѣдствіе неотступной просьбы родителей преп. Парѳеній наконецъ исцѣлилъ его. Такъ, не почитающій родителей — врагъ прежде всего самому себѣ, своему собственному благосостоянію, своему собственному спасенію. Отверженный Богомъ здѣсь, онъ отверженъ будетъ Богомъ и тамъ, и не хотѣвшій почесть отца земного, не удостоится въ будущей жизни хвалить, созерцать Отца небеснаго. Какъ-бы въ знаменіе этого въ ветхо-завѣтныя времена не почитающихъ родителей побивали камнями.

III. Итакъ, дѣти, бойтеся оскорблять своихъ родителей, почитайте ихъ, покойте, утѣшайте чѣмъ и какъ можете, — не чуждайтесь ихъ, если они просты и необразованны, не тяготитесь больными и старыми, терпите, снисходите къ подверженнымъ слабостямъ. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепон. поучен.» свящ. П. Шумова, вып 2-й, изд. 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 221-223.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0