Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцатый день.

Поуч. 4-ое. Св. благовѣрный князь Алекеандръ Невскій.

(Какъ намъ итти за І. Христомъ?)

I. Въ день памяти св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго, который, не смотря на всѣ трудности княжескаго правленія въ тревожное и опасное время, когда ему приходилось бороться и со шведами, и сохранить цѣлость Россіи и св. вѣры отъ татаръ, завоевавшихъ Россію и готовыхъ истребить ее, какъ доблестный воинъ всю жизнь строго и неуклонно шелъ по пути, указанному І. Христомъ и наслѣдовалъ чрезъ то небесную славу въ царствіи Божіемъ, умѣстно будетъ остановиться надъ вопросомъ: какъ и намъ итти за І. Христомъ?

II. Путь въ царствіе небесное есть Самъ І. Христосъ; только тотъ идетъ по сему пути, кто идетъ за І. Христомъ:

І. Христосъ сказалъ: кто хочетъ итти за Мною. Слова сіи значатъ, что І. Христосъ никого не приневоливаетъ и не принуждаетъ итти за Нимъ. Онъ не хочетъ имѣть Своими учениками невольниковъ, или не имѣющихъ собственнаго желанія, но хочетъ, чтобы человѣкъ самъ, охотно и безъ всякаго принужденія, предалъ всего себя Ему; и слѣдовательно въ царствіе небесное входятъ только тѣ, которые сами желаютъ войти. Христіанинъ! спасеніе и погибель твоя зависятъ отъ собственной твоей воли. Господь, по Своей неизреченной премудрости и любви, даровалъ тебѣ свободу дѣлать что хочешь, и не хочетъ отнять у тебя сего драгоцѣйнѣйшаго дара. И такъ, хочешь ты итти за І. Христомъ – и Онъ указуетъ тебѣ путь въ царствіе небесное, и даже готовъ помогать тебѣ на семъ пути; не хочешь итти — твоя воля: никто тебя не принуждаетъ и не принудитъ. Но смотри: берегись пренебрегать призываніе І. Христа и Его такую милость. І. Христосъ, по Своей великой благости, долго-долго толкаетъ въ двери сердца всякаго человѣка, чтобы пробудить его душу и возбудить въ немъ желаніе спасенія; но горе тому, отъ кого Онъ наконецъ отступитъ и кого отринетъ, какъ сына погибели!

Что значитъ итти за І. Христомъ? Итти за І. Христомъ значитъ во всѣхъ дѣлахъ и поступкахъ своихъ подражать дѣламъ и поступкамъ І. Христа. Какъ жилъ и поступалъ І. Христосъ на земли, такъ точно должны и мы жить и поступать, какъ напримѣръ:

І. Христосъ всегда воздавалъ благодареніе и хвалу Богу Отцу Своему, и всегда молился ему; точно такъ и мы, во всякомъ состояніи и во всѣхъ обстоятельствахъ жизни нашей, должны благодарить Бога, любить Его, и явно и тайно воздавать хвалу Ему и молиться Ему, и всегда имѣть Его въ своемъ умѣ и сердцѣ.

І. Христосъ пречистую Матерь Свою и мнимаго отца Своего и начальниковъ почиталъ, и имъ повиновался. Точно такъ и мы должны слушать и почитать своихъ родителей и воспитателей, не раздражать и не оскорблять ихъ своими поступками; и должны уважать своихъ начальниковъ и всякую власть, и должны имъ повиноваться и безропотно исполнять ихъ повелѣнія.

І. Христосъ, Царь вселенныя, платилъ дань царю земному, и Судія живыхъ и мертвыхъ не хотѣлъ присвоять Себѣ гражданской власти судьи или дѣлителя (Лук. 12, 14). Точно такъ и мы должны платить дани царю нашему безъ всякаго ропота, и не принимать на себя власти, не принадлежащей намъ, напримѣръ, власти судить и осуждать имѣющихъ власть и проч.

І. Христосъ должность, принятую Имъ на Себя, и дѣло, на которое Онъ посланъ въ міръ, исполнялъ съ охотою, ревностію и любовію. Точно такъ и мы должны съ усердіемъ, охотою и безропотно исполнять свои обязанности, какія налагаетъ на насъ Богъ и Государь, не смотря на то, хотя бы должности наши были трудны или низки.

І. Христосъ всякаго человѣка любилъ и всѣмъ дѣлалъ всякое добро. Точно такъ и мы должны любить своихъ собратій и, сколько возможно, дѣлать имъ добро или дѣломъ, или словомъ, или мыслію.

І. Христосъ для спасенія человѣка предалъ Самого Себя. Точно такъ и мы для доставленія добра людямъ не должны жалѣть ни трудовъ своихъ, ни здоровъя; для спасенія и защиты отечества и Государя, какъ отца отечества, не должны щадить даже самой жизни своей, а для І. Христа, какъ Искупителя и Благодѣтеля нашего, не должны жалѣть ни самыхъ утѣшеній души нашей, ни тѣла нашего, подобно святымъ мученикамъ, за І. Христа претерпѣвшимъ различныя мученія и смерть.

І. Христосъ волею предалъ Себя на страданіе и смерть. Точно такъ и мы не должны убѣгать отъ страданій и горестей, посылаемыхъ намъ отъ Бога, но должны также со смиреніемъ и преданностію къ Богу принимать и переносить ихъ.

І. Христосъ прощалъ врагамъ Своимъ все, что они дѣлали Ему, и сверхъ того, дѣлалъ имъ всякое добро и молился о спасеніи ихъ: точно такъ и мы должны прощать врагамъ своимъ, добромъ платить за сдѣланное намъ зло, благословлять ругающихъ насъ, въ полной вѣрѣ и надеждѣ на Бога, правосуднѣйшаго и всевидящаго Судію, безъ воли Коего и волосъ съ головы нашей не погибнетъ. Перенеся обиду безъ жалобы, безъ мщенія и съ любовію, ты поступишь какъ истинный христіанинъ.

І. Христосъ, Царь неба и земли, жилъ въ бѣдности, и Своими трудами снискивалъ Себѣ необходимое для жизни: точно такъ и мы должны быть трудолюбивыми и безлѣностно искать необходимаго для жизни нашей, и быть довольными своимъ состояніемъ и не желать богатства; потому что, по слову Спасителя, удобнѣе верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти въ царствіе небесное.

І. Христосъ, будучи кротокъ и смиренъ сердцемъ, никогда не искалъ и не желалъ похвалы отъ другихъ. Точно такъ и мы не должны ничѣмъ хвалиться предъ другими и искать похвалы отъ другихъ. Наприм., дѣлаешь ли ты добро другимъ, творишь ли ты милостыню, живешь ли благочестивѣе другихъ, или ты разумнѣе многихъ, или вообще лучше и отличнѣе ты своихъ собратій, — не хвались этимъ ни предъ людьми, ни предъ собою: потому что все, что ты имѣешь въ себѣ и у себя добраго и похвальнаго, все это не твое, но даръ Божій; твои одни только грѣхи и слабости, а все прочее — Божіе.

Итти за І. Христомъ значитъ еще то, чтобы повиноваться слову І. Христа; и потому мы должны слушать, вѣрить и исполнять все, что сказалъ І. Христосъ въ евангеліи и чрезъ апостоловъ Своихъ, и все это дѣлать безъ мудрованія и въ простотѣ сердца. Кто слушаетгь и внимаетъ слову І. Христа, тотъ можетъ называться ученикомъ Его; а кто слушаетъ и исполняетъ слова Его и притомъ въ простотѣ сердца и съ совершенною преданностію, тотъ есть истинный любимый ученикъ Его.

III. И такъ, вотъ что значитъ итти за І. Христомъ; вотъ истинныя качества и свойства ученика І. Христа, вотъ истинный и прямой путь въ царствіе небесное, и вотъ путь, которымъ прошелъ Самъ І. Христосъ, живя на землѣ, и которымъ должны итти христіане! Не было, и нѣтъ, и не будетъ другого пути, кромѣ сего пути.

И конечно, путь этотъ негладокъ, узокъ и колючъ, и особенно такимъ онъ покажется при началѣ своемъ: но за то онъ прямо ведетъ въ рай, въ царствіе небесное, въ вѣчное блаженство, къ Богу, — Источнику всякаго блаженства. Скорбенъ путь этотъ; но можно сказать, что за каждый шагъ по нему предстоятъ тысячи наградъ. Страданія на семъ пути не вѣчны, и даже можно сказать минутны, а награда за нихъ нескончаема и вѣчна, какъ Самъ Богъ. Страданія день отъ дня будутъ становиться меньше и легче, а награда часъ отъ часу будетъ увеличиваться болѣе и болѣе, во всю безконечную будущую жизнь.

И такъ, не страшитесь этого пути; ибо гладкій и ровный путь ведетъ въ адъ, а колючій и неровный — на небо. Самъ Христосъ — Помощникъ на этомъ пути, а Онъ сильный Помощникъ, идите за Нимъ, поспѣшайте и не медлите; идите, пока еще не затворены для васъ двери царствія небеснаго, — и Отецъ вашъ небесный еще далеко встрѣтитъ васъ на семъ пути, облобызаетъ васъ, одѣнетъ васъ первою одеждою, украситъ васъ перстнемъ и введетъ васъ въ чертогъ Свой, гдѣ пребываетъ Онъ Самъ и всѣ святые пророки, апостолы, святители и мученики и всѣ праведные, и гдѣ вы будете веселиться веселіемъ вѣчнымъ и истиннымъ. — Но когда будутъ затворевы для васъ двери царствія небеснаго, т. е. если вы умрете безъ покаянія и добрыхъ дѣлъ, то какъ бы ни старались итти туда, но васъ не пустятъ. Вы станете толкать въ двери и говорить: Господи, отверзи намъ! мы Тебя знаемъ, мы крещены въ Твое имя, мы назывались Твоимъ именемъ и даже дѣлали имъ чудеса. Но І. Христосъ скажетъ вамъ: Я не знаю васъ, вы не Мои, идите отъ Меня въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и аггеламъ его; тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ... (Сост. По «Указанію пути въ царствіе небесное», Иннокентія, митр. московск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 219-221.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0