Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. благовѣрный князь Александръ Невскій.

(Царь есть Божій слуга и отецъ отечества).

I. Св. нынѣ прославляемый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ ангеломъ въ Бозѣ почившихъ государей земли святорусскія: Александра I Благословеннаго, Александра II, Царя освободителя и мученика, и Александра III Миротворца. Въ день св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго вся стомилліонная Россія не разъ преклоняла свои колѣна въ храмахъ Божіихъ и молилась о своихъ державныхъ Вождяхъ. Передъ временемъ общихъ и прилежныхъ молитвъ церкви о Царѣ умѣстно было тогда, да и теперь полезно будетъ предложить вашему благочестивому вниманію вопросъ: что такое царь для царства? Узнавъ, что дарованіе царя царству есть великое благодѣяніе Божіе къ христіанскому народу, мы тѣмъ усерднѣе будемъ возносить свои молитвы къ Богу о Царѣ нашемъ, Благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ Николаѣ Александровичѣ, нынѣ благополучно царствующемъ, за котораго каждый день св. церковь вмѣстѣ со всѣми христіанами земли святорусскія возноситъ свои молитвы къ Царю царей.

II. а) И такъ, спросимъ: что такое благочестивый Царь для благочестиваго царства? Божій слуга есть, посланникъ и служитель Отца небеснаго, живое орудіе всеуправляющей десницы Божіей, исполнитель судебъ Божіихъ о народѣ. Единъ Господь Богъ, Творецъ и Вседержитель, есть Царь и Владыка всяческихъ; Ему единому принадлежитъ всякая власть и сила на небеси и на земли. Тебѣ, Господи, говоритъ богодухновенный царь, подобаетъ величество и сила и слава, и одолѣніе и хвала, Тебѣ достоитъ царствовати и Тебѣ, Господи, царство и великолѣпіе во всѣхъ и во всякомъ началѣ (1 Парал. 29, 11). Отъ сего-то верховнѣйшаго Владыки всяческихъ исходитъ и всякая власть на земли; нѣсть бо власть, аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть (Римл. 13, 1). Отъ него происходитъ преимущественно высочайшая власть царственная: владѣетъ Вышній царствомъ человѣческимъ, и ему же восхощетъ дастъ е (Дан. 4, 14). Мною Царіе царствуютъ и сильніи пишутъ правду, говоритъ всезиждительная Премудрость Божія (Притч 8, 15). Онъ Самъ предъизбираетъ мужей благопотребныхъ во время свое, возводитъ ихъ на высоту престоловъ, поставляетъ вождями народовъ, вручаетъ имъ судьбу царствъ земныхъ: въ руцѣ Господни власть земли, и потребнаго во время воздвигнетъ на ней (Сир. 10, 4). И сихъ-то избранныхъ Онъ предваряетъ Своимъ благословеніемъ благостнымъ: славу и велелѣпіе возлагаетъ на нихъ; даруетъ имъ судъ Свой и правду Свою, судити людемъ Его въ правдѣ (Псал. 71, 2) и нищимъ Его въ правотѣ; препоясуетъ ихъ силою свыше, изощряетъ мечъ и напрягаетъ лукъ, да будутъ отмстителями въ гнѣвъ злое творящимъ (Римл. 13, 4); согрѣваетъ сердце ихъ любовію къ утѣшенію сирыхъ, къ заступленію обидимыхъ; влагаетъ слово Свое въ уста ихъ, чтобы законъ царственный былъ святъ и непреложенъ и слово царственное не возвращалось тще; содержитъ самое сердце ихъ въ руцѣ Своей, и аможе аще восхощетъ, тамо уклонитъ е (Притч. 21, 1).

б) Спросимъ еще самихъ себя: что такое благочестивый Царь для благочестиваго царства? Богодарованный отецъ многочисленнаго семейства, безъ котораго сыны царства подобны безпріютнымъ сиротамъ, лишеннымъ крова и защиты; свыше поставленная глава народа, которая, сосредоточивая въ себѣ жизнь и силы государства, охраняетъ его цѣлость, приводитъ въ стройное и согласное движеніе его члены, и безъ которой все царство было бы мертво и неподвижно. Посмотрите на великое царство вселенной! Взойдетъ на небѣ солнце, — и все радуется и животворится, возрастаетъ и укрѣпляется, цвѣтетъ и плодотворитъ. Сокроется солнце на западѣ, — и всюду мракъ и темнота, все предается бездѣйствію и сну. Покроется солнце облаками, — и все пріемлетъ унылый и мрачный видъ, — не такъ ясно и не такъ отрадно, не то небо и не та земля. Что боговозженное солнце для природы, то Богодарованный Царь для своего царства. Призираетъ свѣтлое око Царя, — и изсушаются слезы, утоляются вздохи, ободряются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя, — и облегчаются бѣдствія, восполняются лишенія, награждаются заслуги, увѣнчаваются подвиги. Исходитъ царственное слово, — и все приводится въ стройный чинъ и порядокъ, все возбуждается къ дѣятельности, всему указуется свое назначеніе и мѣсто. Вспомните судьбу любезнаго отечества нашего! Кто просвѣтилъ его свѣтомъ истинной вѣры и благочестія? Цари православные. Кто основалъ, расширилъ, укрѣпилъ его и украсилъ памятниками вѣры и славы народной; Цари православные. Кто охранилъ его въ тяжкія годины испытанія, возвеличилъ его могущество и славу? Цари православные. Кто призвалъ къ намъ науки и искусства, образовалъ наши нравы, пріучилъ къ трудолюбивой промышленности, водворилъ обиліе и довольство? Цари православные. Словомъ, жизнь народа русскаго всегда нераздѣльна была съ жизнію царей русскихъ и опиралась на ней: вмѣстѣ они трудились и преуспѣвали, вмѣстѣ терпѣли и страдали, вмѣстѣ молились и уповали, вмѣстѣ сражались и торжествовали.

III. Что воздадимъ, братіе-соотечественники, благодѣющему намъ Богу о всѣхъ, яже воздаде намъ? (Псал. 115, 3). Вседовольный и всеблаженный, Онъ благихъ нашихъ не требуетъ, напротивъ Самъ подаетъ каждому жизнь и дыхание и вся (Дѣян. 17, 25). Одно благоволитъ Онъ принимать отъ насъ — чистое и святое, сердечное и благоговѣйное благодареніе и прославленіе святаго имени Его: призови Мя въ день скорби твоея. говоритъ Онъ, и изму тя, и прославиши Мя (Псал. 49, 15). Да вознесется нынѣ и да возносится всегда отъ сердецъ нашихъ благодареніе сіе, какъ кадило благовонное и какъ всесожженіе тучное и всесовершенное предъ престоломъ величества славы Божіей. Одно, чѣмъ можемъ привлекать къ себѣ благодать Божію, — это благоговѣйная, усердная молитва, соединенная съ живою вѣрою въ безконечныя заслуги и ходатайство за насъ Сына Божія: аминь, аминь глаголю вамъ, яко елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ (Іоан. 16, 23), увѣряетъ насъ Самъ Единородный Сынъ Божій.

Помолимся нынѣ и будемъ молиться всегда: да сохранитъ Господь драгоцѣнную жизнь благочестивѣйшаго Монарха нашего до послѣднихъ предѣловъ жизни человѣческой; да не оскудѣетъ никогда крѣпость десницы его къ отраженію всѣхъ враговъ отечества, къ низложенію всѣхъ преградъ благоденствія народнаго, къ совершенію всѣхъ великихъ помысловъ Его, да озаряется умъ его свыше къ усмотрѣнію всего, что потребно для счастія народовъ и племенъ, находящихся подъ могущественнымъ скипетромъ его. Молю убо, убѣждаетъ насъ и апостолъ Христовъ молиться за царя, творите молитвы, моленія и благодаренія за Царя и за вся, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ, сіе бо добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ (1 Тим. 2, 1—3). (Сост. съ нѣкоторымъ дополн. и измѣн. по Полн. собр. проп. Димитрія, архіеп. хер. т. Ѵ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 217-219.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0