Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. благовѣрный князь Александръ Невскій.

(О заслугахъ и молитвенномъ предстательствѣ святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго).

I. Св. нынѣ ублажаемый благовѣрный великій князь Александръ Невскій давно оставилъ землю и царствуетъ на небѣ со Христомъ, но онъ не перестаетъ любить свою братію, свой народъ, свою отечественную страну, гдѣ онъ нѣкогда царствовалъ, гдѣ подвизался, гдѣ страдалъ, гдѣ проливалъ кровь въ борьбѣ съ врагами св. вѣры и отечества и гдѣ прославился, какъ новый чудотворецъ, преславный и богопріятный.

Вѣруемъ, что, не переставая любить русскій народъ, святый Александръ Невскій молитъ Господа, чтобы Онъ ниспослалъ этому народу преуспѣяніе въ вѣрѣ и благочестіи, миръ, благоденствіе, изобиліе земныхъ плодовъ. Особенно же молится онъ за тѣхъ, кто почитаетъ его память, кто проситъ его молитвъ или имѣетъ его своимъ ангеломъ, т.-е. небеснымъ покровителемъ. Наипаче же ходатайствуетъ онъ предъ Богомъ за нашего Государя, великаго Царя православной Россіи, Николая Александровича. Нашъ Государь есть преемникъ его власти, возсѣдаетъ на его престолѣ и продолжаетъ дѣло правленія. За благо святой Руси Александръ Невскій понесъ много трудовъ, много терзаній. Настоящій Государь нашъ вѣнчаетъ труды его, пожинаетъ плоды заботъ его и собираетъ ихъ на благо русскаго народа.

II. Святый Александръ Невскій царствовалъ въ тяжелое для Россіи время. Силы ея были еще слабы, а враги безчисленны.

а) Отъ сѣвера шли на Россію шведы. Они грозились превратить вѣру нашу, осквернить святыню нашу, насадить у насъ свою вѣру, которой не принимали отцы наши. Они шли огромными полчищами, въ богатомъ и крѣпкомъ вооруженіи. И вотъ, является въ древнемъ Новѣ-Городѣ князь Адександръ Ярославичъ, тогда еще юноша 25 лѣтъ, прекрасный, какъ ангелъ Божій. Смиренно молитъ онъ Господа о помощи и, укрѣпившись надеждою на Бога, обращается противъ враговъ церкви и отечества, неудержимый и могучій, какъ Сампсонъ. Онъ находитъ шведовъ на рѣкѣ Невѣ; святые Борисъ и Глѣбъ являются ему, какъ пособники и соратники; съ вѣрой въ небесное покровительство, съ мужествомъ и отвагой, которыя отличаютъ молодость, Александръ бросается на шведовъ и наноситъ имъ полное пораженіе.

На той самой рѣкѣ Невѣ, на берегахъ которой нѣкогда подвизался св. Александръ, потому и называемый Невскимъ, красуется теперь Петербургъ, столица нашего Государя, и тамъ возвышается тронъ его. Такимъ образомъ, гдѣ одинъ (Александръ Невскій) подвизался, тамъ другой, его потомокъ, царствуетъ. Одинъ положилъ основаніе, а другой на этомъ основаніи воздвигаетъ высокое зданіе народнаго могущества, свободы и величія.

б) Послѣ пораженія шведовъ на рѣкѣ Невѣ святый Александръ Невскій одержалъ блистательную побѣду надъ нѣмцами. Нѣмцы уже овладѣли было многими русскими областями на западѣ, поставили своихъ намѣстниковъ въ русскихъ городахъ. Но, вотъ, является князь Александръ Ярославичъ, сначала нападаетъ на нѣмецкія области, а потомъ и на главную нѣмецкую рать. Господь и здѣсь благословилъ оружіе Своего избранника; Невскій герой нанесъ нѣмцамъ рѣшительное пораженіе, выгналъ ихъ намѣстниковъ изъ русскихъ городовъ и такъ доставилъ русскому народу торжество, а у нѣмецкаго надолго отбилъ охоту нападать на русскія земли.

Эти нѣмцы со всѣми своими владѣніями входятъ теперь въ составъ русскаго государства и находятся подъ державою нашего Государя.

в) Но святый Александръ Невскій не былъ только героемъ на полѣ брани...

Въ то тяжелое время свирѣпые татары опустошили и подчинили себѣ Русь. Что же дѣлаетъ св. Александръ, побѣдитель шведовъ, нѣмцевъ и литовцевъ, полный любви къ отечеству и юношескихъ силъ! Если бы въ немъ была только отвага, то онъ, конечно, бросился бы на татаръ, какъ и на нѣмцевъ. Но въ немъ было еще и разумѣніе воли Божіей и смиреніе предъ карающей десницей Господней. Татарское нашествіе и татарское владычество — это были такія бѣдствія, которыхъ нельзя было отвратить человѣческими силами.

«Это гнѣвъ Божій. Съ Богомъ никто не въ силахъ спорить. Если Онъ восхотѣлъ покарать, то кто можетъ избавить, кромѣ Его Самого? Сохранимъ въ непорочности святую вѣру, и тогда Онъ умилосердится и послѣ временъ уничиженія и стыда пошлетъ намъ дни величія и славы». Такъ разсуждалъ святый Александръ Невскій и послѣ славныхъ побѣдъ надъ шведами, нѣмцами и литовцами отправился на поклонъ къ татарскому хану. Онъ склонилъ предъ ханомъ свою славную главу и уничижилъ себя за свой народъ, отрекся отъ своего геройства, отложилъ свою доблесть воинскую и явилъ высочайшія добродѣтели христіанскія — самоотреченіе, смиреніе, покорность волѣ Божіей. Невозможно сказать, какъ труденъ, великъ и святъ былъ этотъ подвигъ!

Поклоняясь непобѣдимому хану, св. Александръ выпросилъ у него одну милость для русскаго народа, но такую милость, которая вознаграждала его народъ за всѣ его бѣдствія. Эта милость состояла въ томъ, что татары не тѣснили и не истребляли на Руси святой православной вѣры. Св. Александръ понималъ своимъ великимъ, богопросвѣщеннымъ умомъ, что со святой вѣрой Россія не пропадетъ, что съ нею Россія бѣду переможетъ. О! какъ святъ былъ твой подвигъ здѣсь, святый благовѣрный и великій княже Александре!

Возвращаясь отъ татаръ, св. Александръ вдругъ почувствовалъ приближеніе смерти, принялъ монашескую схиму, нареченъ Алексіемъ и умеръ почти во цвѣтѣ лѣтъ, окруженный такою любовію своихъ подданныхъ, что они готовы были за нимъ и во гробъ лѣзть (по выраженію лѣтописца).

Господь принялъ его въ ликъ Своихъ святыхъ угодниковъ, прославилъ его чудотвореніями. Нетлѣнно оказалось тѣло его. Нетлѣнна оказалась и Россія, за которую онъ терпѣлъ опасности и униженія. Изъ своего порабощенія Россія поднялась величественная и несокрушимая, а враги ея и притѣснители истаяли и обратились въ ничтожество. Теперь мы видимъ ихъ продающихъ старье и находящихся въ услуженіи у русскихъ, нѣкогда своихъ рабовъ. Престолъ Александра Невскаго поднялся, возвысился надъ множествомъ народовъ, и гдѣ предѣлъ его возвышенію? — еще никто сказать не можетъ.

III. На этомъ престолѣ возсѣдаетъ теперь благочестивѣйшій Государь Николай Александровичъ. Помолимся святому Александру Невскому, чтобы онъ, царствуя на небеси, своими молитвами приходилъ на помощь Насдѣднику его престола, царствующему надъ народомъ его

Да расточатся его молитвами враги Россіи и Царя. Святая вѣра съ добрыми нравами да укрѣпляетъ народъ и да ведетъ его къ царству вѣчному, небесному. Аминь. (Сост. съ нѣкот. измѣн. по проп. «Рук. для сел. паст.» за 1890 г., августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 216-217.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0