Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Перенесеніе мощей святаго благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго изъ Владиміра въ царствующій градъ Петербургъ.

(О доблестяхъ святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго).

I. Въ настоящій день мы не можемъ пожелать для всѣхъ ничего лучшаго, какъ той небесной славы, которую пріобрѣлъ себѣ святый, достойно чтимый и ублажаемый нынѣ св. церковію, бдаговѣрный князь Александръ Невскій, жившій въ трудное время татарскаго порабощенія Россіи. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, предъ нимъ благоговѣютъ потомки, честныя мощи его прославилъ нетлѣніемъ праведный Мздовоздаятель праведниковъ, святая церковь причислила его къ лику святыхъ. Чѣмъ же стяжалъ себѣ такую славу св. Александръ Невскій? На это отвѣчаетъ мать наша, православная церковь, въ одномъ изъ своихъ пѣснопѣній въ честь его. Пріидите вси россійстіи сыны, воспѣваетъ она, восхвалите добраго начальника, власти мудраго строителя, воины доблестнаго воина, любители православія твердаго исповѣдника вѣры, изволеніемъ мученика. (Канонъ св. Александру Невск.). Вотъ цвѣты, изъ коихъ сплетенъ неувядаемый вѣнецъ славы благовѣрнаго князя, святаго Александра Невскаго.

II. а) Итакъ, святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ прежде всего добрымъ и милостивымъ начальникомъ. Призванный на дѣло служенія своему отечеству во дни посѣщенія его — во время татарскаго нашествія, благовѣрный князь явился въ это время истиннымъ хранителемъ и утѣшителемъ земли русской. Онъ хотя и болѣлъ душею по братіяхъ своихъ, но не только не пытался идти войною противъ поработителей своихъ, а и удерживалъ народъ отъ этого, заповѣдуя повиноваться имъ, «ибо Господь почтилъ ихъ царствомъ», внушалъ всѣмъ терпѣніе въ перенесеніи ниспосланнаго свыше наказанія и покаяніе во грѣхахъ своихъ, показывая собою добрый примѣръ; людей бѣдныхъ и нищихъ, томимыхъ гододомъ, питалъ хлѣбомъ своимъ, утѣшалъ отчаявающихся; самъ собиралъ дань для поработителей своихъ, дабы тѣмъ укротить жестокость и варварство ихъ. Не разъ путешествовалъ благовѣрный князь въ орду для ходатайства за русскій народъ предъ невѣрными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грѣхъ ихъ», а въ послѣднее свое путешествіе для защиты земли русской и окончилъ свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго, помолимся ему, да почіетъ и на всѣхъ христіанахъ православнаго царства духъ пламенной любви къ своему отечеству съ готовностью положить жизнь свою на службѣ ему, въ защитѣ царя — помазанника Божія, св. церкви и всѣхъ православныхъ христіанъ.

б) Святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ, далѣе, мудрымъ правителемъ. Много мудрости нужно было имѣть великому князю, дабы, съ одной стороны, не ожесточить могучихъ властелиновъ, а съ другой — защитить беззащитный народъ отъ ихъ насилія. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, въ которой, по прошествіи полчищъ татарскихъ, цвѣтущіе города и села были разоряемы и сжигаемы, народъ разбѣгался отъ страха враговъ, скрывался въ лѣсахъ и другихъ потаенныхъ мѣстахъ, ожидая себѣ поминутно смерти отъ меча варваровъ. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей изъ множества самостоятельныхъ княжествъ, дѣйствовавшихъ порознь противъ общаго врага. Но мудрость св. Александра Невскаго изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и безпорядки. Вспоминая о царственной мудрости святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго, помолимся, братія, ему о томъ, да ниспошлетъ Господь Богъ и возлюбленному Монарху нашему Благочестивѣйшему Государю Императору Николаю Александровичу премудрость, которая творитъ и царей славными, и подданныхъ счастливыми.

в) Третья царственная доблесть св. Александра Невскаго, прославляемая святою церковію, — это непобѣдимое мужество, приводившее въ восторгъ и удивленіе всѣхъ современниковъ. Невидимая помощь свыше, которой благовѣрный князь ввѣрялъ себя съ молитвою, видимо осѣняла его во многихъ войнахъ съ врагами земли русской, такъ что слава бранныхъ подвиговъ его проникла во всѣ страны міра. Но и по окончаніи своего земного поприща св. Александръ Невскій не оставилъ безъ попеченія своего земли русской и на небѣ: явилъ помощь и по смерти своей князю Димитрію Донскому въ борьбѣ его съ татарами и исходатайствовалъ царю Іоанну побѣду надъ казанцами. Въ силу этого мы вѣруемъ, что онъ нынѣ ограждаетъ моленіемъ своимъ и всѣхъ насъ, и грады владычествія своего, и вся люди земли россійскія, споборствуя на сопротивныя наслѣдникамъ своимъ императорамъ всероссійскимъ. (Троп. св. Алекс. Невск.). А вѣруя въ это, вознесемъ усердныя молитвы къ святому защитнику земли русской, да почіетъ тотъ же духъ непобѣдимаго мужества и крѣпости и на Августѣйшемъ Монархѣ нашемъ, да сотворитъ и его Господь Богъ врагомъ побѣдительна, злодѣемъ страшна.

г) Наконецъ, самый лучшій цвѣтъ въ неувядаемомъ вѣнцѣ славы благовѣрнаго князя Александра Невскаго есть благочестіе и святая ревность его по вѣрѣ. Благочестивый князь видѣлъ въ православной вѣрѣ, насажденной въ землѣ русской равноапостольнымъ предкомъ его княземъ Владиміромъ, единственный залогъ спасенія Руси, раздробленной на удѣлы и тѣснимой со всѣхъ сторонъ врагами, — и ни угрозы, ни ласки, ни льстивыя обѣщанія римскаго посла не могли склонить его къ измѣнѣ православію. «Ни огнь, ни вода, ни мечъ и никакая сила не принудятъ меня отступить отъ ученія православныя восточныя церкви», — эти достопамятныя слова произнесъ онъ нѣкогда противъ обольщеній запада. Съ другой стороны, Александръ Невскій твердо былъ убѣжденъ, что святая вѣра есть единственный залогъ жизни вѣчной, для которой онъ и подвизался на землѣ ко благу ввѣреннаго ему Богомъ народа. Онъ рѣшился лучше умереть въ Ордѣ, по примѣру благовѣрнаго предка своего, св. князя Михаила черниговскаго, чѣмъ уступить требованію зловѣрныхъ и совершить языческій обрядъ: «огню и идоламъ кланяться не буду», сказалъ благочестивый князь Александръ Невскій страшному завоевателю Батыю: «я — христіанинъ, и лучше приму смерть, чѣмъ отвергнусь вѣры предъ людъми». Cамъ свирѣпый повелитель татаръ — Батый, уважая мужество исповѣдника Христова, вопреки своему обычаю, принялъ и отпустилъ его съ честію. Воспоминая о такой исповѣднической доблести св. Александра Невскаго, его благочестіи и богоугодномъ житіи, помолимся этому вѣнценосному исповѣднику вѣры Христовой, да почіетъ тотъ же духъ благочестія и страха Божія на Благочестивѣйшемъ Государѣ нашемъ Императорѣ Николаѣ Александровичѣ. (См. Проп. прилож. къ Рук. для с. паст. за 1891 г.).

III. Святый благовѣрный княже Александре! Ты хранилъ, защищалъ и спасалъ землю русскую во время своей земной жизни, ты помогалъ во бранѣхъ благовѣрнымъ правителямъ земли русской, ты осѣнялъ священную главу тезоименитыхъ тебѣ — Александра Благословеннаго и Александра Освободителя-мученика въ тяжкія годины искушеній Россіи, твоему небесному руководству и попеченію ввѣрена была драгоцѣннѣйшая жизнь въ Бозѣ почившаго Благочестивѣйшаго Государя нашего Императора Александра Александровича, великаго царя Миротворца. Прилежно молимъ тя: сохрани его Сына, нынѣ благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича, для блага и счастія возлюбленнаго тобою отечества нашего: исполни Его духа премудрости и разума, духа крѣпости и мужества, духа благочестія и страха Божія, да и грядущіе всѣ роды всегда славятъ твое предстательство и заступленіе предъ Богомъ. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ дополн. по указ. выше источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 214-216.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0