Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать девятый день.

Поуч. 3-ье. Усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи.

(О неблагообразныхъ пиршествахъ и пьянствѣ).

I. Святый Іоаннъ Креститель, день усѣкновенія честныя главы коего мы празднуемъ, еще при жизни своей заслужилъ общую любовь и уваженіе, такъ, что даже царь Иродъ боялся его, зная, что онъ мужъ праведный и святый, и берегъ его; многое дѣлалъ, слушаясь его (Марк. 6, 20).

Хоть самъ Иродъ и уважалъ Іоанна, но жена брата его — Иродіада, съ нимъ незаконно жившая, давно гнѣвалась на праведника за то, что онъ обличалъ порочную жизнь ея, незаконную ея связь съ Иродомъ: ибо Іоаннъ говорилъ Ироду: не должно тебѣ имѣть жену брата твоего (18). Иродіада давно желала смерти Іоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконецъ случай къ этому представился: Иродъ въ день своего рожденія устрояетъ пиръ для своихъ вельможъ, и когда пировали они, вдругъ выходитъ дочь той нечестивой женщины, и нецѣломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Иродъ, уже упившійся виномъ и потерявшій здравый смыслъ, въ награду за богомерзкую ея пляску, съ клятвою обѣщается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего-жъ она проситъ? Наученная своею нечестивою матерію, она говоритъ: хочу, чтобы ты мнѣ далъ главу Іоанна Крестителя. И Иродъ, не помысливъ, что лучше было бы остаться лжецомъ, нежели осудить невиннаго ради необдуманнаго обѣщанія и безумной клятвы, даетъ приказъ принесть главу Іоаннову на пиръ. ІІосланный отсѣкъ ему голову въ темницѣ, принесъ ее на блюдѣ и отдалъ дѣвицѣ, а дѣвица отдала ее матери евоей. Итакъ пиръ пьяныхъ людей закончился смертію великаго праведника!

II. Размышленіе объ этомъ злодѣяніи невольно приводитъ на мысль, что и всякій пиръ, гдѣ преобладаетъ пьянство, не обходится безъ печальныхъ послѣдствій.

а) И сколько безумныхъ дѣлъ совершается въ разгоряченіи, которое производится пированіемъ, въ опьяненіи, которое происходитъ отъ вина! Примѣры этого являются намъ и въ свящ. писаніи, и въ окружающей насъ жизни.

Здѣсь и дорогое время попусту убиваютъ, и здоровье губятъ, имѣніе расточаютъ, подвергаютъ себя и семейство свое нищетѣ, и душу свою безобразятъ различною скверною.

аа) Приведемъ примѣръ этого рода изъ свящ. писанія. Нечестивый вавилонскій царь Валтасаръ давалъ пиръ своимъ вельможамъ и пилъ вино предъ глазами тысячи людей. Выпивши вина, онъ приказалъ принести золотые и серебряные сосуды, которые отецъ его Навуходоносоръ вынесъ изъ храма іерусалимскаго, приказалъ принести ихъ, чтобы изъ нихъ пить... Таковы бываютъ во всѣ времена выдумки пьянаго, у котораго въ головѣ не остается здравыхъ мыслей, а есть желаніе чѣмъ нибудь страннымъ и безумнымъ выказать свой разумъ. Тогда-то явилась огненная рука и написала предъ Валтасаромъ на стѣнѣ, что царство его погибнетъ, что опредѣленіе объ этомъ Всевышняго уже состоялось. (Дан. гл. 5).

Другой нечестивый царъ египетскій Птоломей Филопаторъ — имѣлъ въ своемъ царствѣ многихъ благочестивыхъ евреевъ. Онъ зналъ, что они сохраняютъ ему неизмѣнную и совершенную вѣрность. Но во время вечери, опьяненный виномъ, онъ изрекаетъ клятву, что немедленно предастъ ихъ гибели, всѣхъ поголовно. Такова бываетъ жестокость и безжалостность человѣка, покорившагося вину... Только явленіе страшныхъ небесныхъ ангеловъ спасло невинныхъ евреевъ (3 кн. Макк. 5—6).

Таковы примѣры изъ Писанія.

бб) Нужны ли еще примѣры изъ жизни, насъ окружающей? Сколько убійствъ, грабежей, кражъ совершается подъ дѣйствіемъ вина! Дѣти подымаютъ руки на родителей, мужья на женъ, братья на братьевъ. Сосчитано, что изъ сотни всѣхъ преступленій, за которыя люди содержатся въ тюрьмахъ и присуждаются къ ссылкѣ, изъ сотни такихъ преступленій, по крайней мѣрѣ, 75 всегда совершаются или вслѣдствіе пьянства или подъ вліяніемъ вина. Вотъ какіе плоды винопитія! Вотъ какая радость врагу рода человѣческаго доставляется тѣми, кто упивается виномъ, кто угощаетъ до опьяненія виномъ и кто торгуетъ виномъ на погибель душъ христіанскихъ! Горе міру отъ соблазновъ, но и горе, и великое горе, и тому, чрезъ кого соблазнъ приходитъ!

б) Если же подобныя пиршества такъ соблазнительны и могутъ быть поводомъ къ большимъ злодѣяніямъ, не лучше ли совсѣмъ не заводить ихъ? Нѣтъ! Общительность, гостепріимство, взаимныя угощенія — это добрыя качества; они выражаютъ любовь къ ближнему. Но зачѣмъ при этомъ угощать другъ друга до пресыщенія и тѣмъ болѣе — неотвязчиво угощать виномъ, когда видишь, что твой собесѣдникъ и безъ того уже довольно нетрезвъ! Подобныя угощенія — уже не добродѣтель, а очевидное злодѣяніе. Начиная отъ хозяина до гостей, всѣ должны заботиться, чтобы собраніе ихъ было чинно, разговоры благоразумны, поучительны для младшихъ; самое употребленіе пищи и вина умѣренно. Только такіе пиры еще можно допустить, какъ выраженіе взаимнаго согласія и любви. Если же хотите, чтобы ваши пиршества были пріятны Богу и душеполезны, угощайте на нихъ бѣдныхъ, которые нуждаются въ нашей помощи; такое угощеніе не пропадетъ даромъ. Егда твориши пиръ, учитъ Господь, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слѣпыя: и блаженъ будеши, яко не имутъ ти что воздати: воздастижетися въ воскрешеніе праведныхъ; тогда наградитъ тебя праведный Судія (Лук. 14, 13. 14).

Неблагообразныя пиршества съ неумѣреннымъ употребленіемъ опьяняющихъ напитковъ всегда губили и губятъ множество людей.

Иныя пиршества такъ тлетворны, что на нихъ можетъ погибнуть все, что только было въ душѣ добраго. Пьянство дѣлаетъ человѣка и умнаго безумнымъ. Кто омрачилъ умъ и совѣсть излишнимъ употребленіемъ вина, тотъ можетъ сдѣлать все, къ чему влекутъ его чувственныя страсти, разженныя виномъ. Излишнія взаимныя угощенія, одна — другая лишняя чарка все дѣло испортили: здоровыя сужденія, полезные совѣты, доброе настроеніе заглушены нетрезвостію, и вмѣсто этого начинаются различныя безчинства, ссоры, ругательства, даже драки. И Иродъ сознавалъ, что умертвить такого праведника, — какъ св. Іоаннъ Креститель, — значитъ на вѣки погубить свою душу, однакожъ, упившись, позабылъ обо всемъ. («Странникъ» за 1864 г.).

III. Вотъ вамъ, братія мои, краткія замѣчанія касательно вашихъ пировъ, вечеринокъ. Не забывайте ихъ, если не желаете участи беззаконнаго Ирода, сдѣлавшагося чрезъ пьянство на пиру убійцею, и погубившаго душу свою. Припоминайте воспоминаемое нынѣ событіе, припоминайте, къ какимъ ужаснымъ послѣдствіямъ можетъ приводить пьянство. Старайтесь всегда — и на пирахъ — быть воздержными, благоприличными. (Сост. Г. Д. по указан. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 212-214.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0