Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-ое. Усѣкновеніе главы Предтечи Христова Іоанна.

(Почему такъ почтенно воспоминается усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи?)

I. Предтечѣ Господа нашего І. Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертію, дабы какъ на землѣ проповѣдывалъ онъ пришествіе Господа, возвѣщая: грядетъ крѣплій мене въ слѣдъ мене (Марк. 1, 7), такъ и во адѣ содержимымъ тамъ душамъ возвѣстить, что уже явился въ мірѣ ожиданный Мессія. Вотъ какъ исполнилось это: Иродъ, называемый Антипа, сынъ старшаго Ирода, избившаго дѣтей виѳлеемскихъ, былъ женатъ на дочери Ареты, царя аравійскаго; но прельстясь красотой Иродіады, жены Филиппа, брата своего, по согласію съ нею, прогналъ отъ себя первую законную жену, и взялъ Иродіаду. Такого беззаконія не могъ сносить ревнитель закона Божія, обличитель грѣховъ и проповѣдникъ покаянія, св. Креститель Іоаннъ: онъ сталъ обличать Ирода предъ всѣми, говоря: не должно тебѣ имѣть жены брата твоего. Но Иродъ, не терпя обличенія, повелѣлъ ввергнуть Іоанна въ оковахъ въ темницу. Всего же болѣе воспылала яростію противъ святого обличителя Иродіада. Она хотѣла тотчасъ убить его, но не могла, потому что Иродъ, знавшій Іоанна, какъ мужа праведнаго и святого, не хотѣлъ отдать его на убіеніе, боясь, впрочемъ, не столько Бога, сколько того, чтобъ народъ, почитавшій Іоанна, какъ пророка, изъ-за его убіенія не произвелъ возмущенія. Вслѣдствіе этого св. Іоаннъ пребывалъ въ темницѣ не малое время. Насталъ день рожденія Иродова. Въ этотъ день Иродъ угощалъ великимъ пиромъ князей своихъ, военачальниковъ и старѣйшихъ всей Галилеи, а дочь Иродіады увеселяла ихъ притомъ своею пляскою. Угодивъ тѣмъ Ироду и гостямъ его, плясальщица, по наставленію злобной матери своей, потребовала въ награду себѣ главы св. Іоанна Крестителя; и Иродъ, поклявшійся предъ тѣмъ дать ей все, чего она ни попроситъ, даже до половины царства своего, забылъ и святость Іоанна, и свое уваженіе къ нему, — велѣлъ стражу отсѣчь главу св. Іоанна и принесть на блюдѣ. Повѣствуютъ, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то къ ужасу всѣхъ присутствующихъ на пирѣ, она произнесла прежнія обличительныя слова свои: «не должно тебѣ имѣть жену брата твоего!» Но плясальщица небоязненно приняла св. главу и отнесла ее къ матери своей, а Иродіада не устыдилась еще поругаться главѣ Предтечи: колола языкъ ея иглою, и боясь, чтобъ обличитель ея не воскресъ, когда бы приложили главу его къ трупу, закопала ее во дворцѣ, на нѣкоторомъ безчестномъ мѣстѣ. Обезглавленное тѣло въ ту же ночь взято было учениками изъ темницы и погребено въ Севастіи.

За это беззаконное убійство, къ которому послѣ приложилъ Иродъ и поруганіе Самому Господу во время страданій Его, — когда, укоривь Его съ вои своими и поругався, оболкъ Его въ ризу свѣтлу, возврати Его къ Пилату (Лук. 23, 11), — наказаніе Божіе не умедлило постигнуть беззаконниковъ. Царь аравійскій Арета, мстя за безчестіе, нанесенное его дочери, возсталъ войною на Ирода, побѣдилъ его и поразилъ войско его такъ, что самъ Иродъ едва спасся. Потомъ императоръ римскій лишилъ Ирода всей власти и всѣхъ богатствъ и вмѣстѣ съ прелюбодѣйцею и ея дочерью послалъ въ заточеніе, сперва въ Ліонъ галльскій, потомъ въ Илерду, городъ испанскій, гдѣ они бѣдственно кончили жизнь свою. Прежде всѣхъ погибла плясальщица. При переходѣ ея въ зимнее время по льду чрезъ рѣку Сикорисъ, проломился подъ нею ледъ и она погрузилась въ воду по шею такъ, что ледъ стиснулъ ее и она повисла въ водѣ, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала нѣкогда на землѣ, не досягая дна рѣки, должна была какъ бы плясать въ водѣ. Наконецъ острымъ льдомъ совсѣмъ перерѣзало ей шею: обезглавленный трупъ занесенъ былъ водою, а къ Ироду и Иродіадѣ принесена была одна голова погибшей. Объ Иродѣ же и Иродіадѣ повѣствуютъ, что оба они пожерты были землею живые.

Св. Іоаннъ былъ Предтечею Христовымъ какъ въ жизни своей, такъ и по смерти «благовѣстилъ сущимъ въ адѣ Бога, явльшагося плотію». Послѣ, когда разоренъ былъ адъ въ воскресеніе Христово, онъ вмѣстѣ со всѣми другими праведниками изведенъ былъ Христомъ оттуда и сподобился многихъ вѣнцевъ на небѣ, какъ дѣвственникъ, какъ пустынножитель, какъ учитель и проповѣдникъ покаянія, какъ пророкъ, Предтеча, Креститель, и наконецъ какъ мученикъ.

II. Мы нынѣ съ почтеніемъ и благоговѣніемъ торжественно вспоминаемъ усѣкновеніе честныя главы честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Іоанна. Почему такъ почтенно, такъ важно и дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна?

Потому что изъ-за истины онъ пострадалъ, изъ-за истины отсѣчена ему глава; а истина для всѣхъ дорога, потому что въ ней спасеніе всѣхъ.

Что было бы на землѣ, если бы между людьми правды не наблюдалось, если бы истина не быда такъ хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на землѣ. Общество людей неправедныхъ и лживыхъ долго существовать не можетъ: истребятся они сами собою, или другъ друга истребятъ. Гдѣ правда не соблюдается, тамъ близокъ всему конецъ, и неправедное пріобрѣтеніе — всегда прахъ. Гдѣ истина не хранится, тамъ скоро все погибаетъ, — и беззаконная жизнь — близкая смерть. Что была бы земля безъ солнца? Мрачная, холодная, мертвая пустыня. А безъ правды еще хуже было бы на землѣ. Правда нужнѣе солнца для людей. И потому величайшее благодѣяніе дѣлаетъ роду человѣческому тотъ, кто правду на землѣ водворяетъ.

Вотъ почему почтенно, важно, дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи: онъ, уча людей правдѣ, уча истинѣ, доказалъ своею главою, что истина достойна всякаго уваженія, и правда должна быть всего дороже для всѣхъ; своими страданіями заставилъ другихъ любить правду и почитать истину. Если бы онъ пересталъ говорить Ироду, что недостоитъ ему имѣть женою жену брата своего: то могли многіе подумать, что и имъ можно подобнымъ образомъ жить. Мученическою смертію его всѣ убѣдились, что беззаконная жизнь Ирода есть дѣйствительно беззаконіе; такимъ образомъ, правда и тогда торжествуетъ, когда праведникъ умираетъ изъ-за правды. Она тогда то особенно и торжествуетъ, когда за нее праведникъ умретъ: кровь, пролитая за истину, самая краснорѣчивая проповѣдь о истинѣ.

Святые страдаютъ, умираютъ, лишь бы научить всѣхъ правду любить и истину хранить; а мы, братія, по крайней мѣрѣ жить будемъ правдою и истиною, чтобы тѣмъ заставить другихъ правду любить и истину почитать.

III. Будемъ, братія, и для себя и для другихъ любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконіе для всѣхъ пагубно. Почитая усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи, почтимъ истину, которую онъ такъ желалъ водворить. (Сост. по Синаксарю и проповѣд. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 209-211.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0