Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-ое. Преподобный Моѵсей Муринъ.

(О вредѣ праздности и пользѣ трудолюбія для нравственной жизни христіанина).

I. Преподобный Моѵсей, память коего совершается нынѣ, былъ слугою у одного господина; вмѣсто того, чтобы въ честномъ трудѣ мирно проводить жизнь свою, исполняя назначеніе Божіе относительно своего званія, онъ полюбилъ праздность, удалился отъ своего хозяина и, какъ праздношатающійся, прилѣпился къ шайкѣ разбойниковъ, грабежомъ и насиліемъ пользовавшихся плодами чужихъ трудовъ. Товарищи, видя необычайную тѣлесную силу Моѵсея, избрали его себѣ предводителемъ и такимъ образомъ долгое время онъ проводилъ жизнь, исполненную всякихъ злодѣяній, въ крайней степени развращенную и чуждую всякаго стыда и страха предъ закономъ Божіимъ и человѣческимъ. Милосердый Богъ помогъ однако Моѵсею образумиться, возстать отъ своего глубокаго паденія и въ сокрушеніи сердца начать свое нравственное исправленіе. Оставивъ разбой, Моѵсей удалился въ уединенный монастырь и отдалъ себя подъ руководство братіи, исполняя усердно всѣ иноческія послушанія. Но не скоро могли изгладиться въ душѣ покаявшагося грѣшника воспоминанія изъ прежней его развращенной жизни. Въ самомъ началѣ особенно врагъ спасенія нашего — діаволъ налегалъ на него, возбуждая въ подвижникѣ скверныя помышленія и такую сильную брань плотскихъ вожделѣній, что онъ подвергся опасности измѣнить своему иноческому обѣту. Моѵсей обратился къ одному скитскому старцу Исидору, который совѣтовалъ ему изнурять плоть свою усиленнымъ постомъ, но сколько ни усиливалъ онъ своего воздержанія, вражія искушенія не оставляли его. Тогда, по совѣту иного старца, Моѵсей сталъ упражняться въ непрестанномъ молитвенномъ бдѣніи; цѣлыя почти ночи простаивалъ онъ, не смыкая очей, на молитвѣ и продолжалъ дѣлать такъ шесть лѣтъ, — но не смотря на то не могъ освободиться отъ неистоваго разженія плоти, воюющей на духъ. Наконецъ онъ самъ изобрѣлъ средство къ побѣдѣ надъ вражіими искушеніями: онъ каждую ночь обходилъ келліи пустынныхъ подвижниковъ и, собирая пустые водоносы, приносилъ ихъ наполненными водою и поставлялъ у келліи каждаго. Такой трудъ былъ благодѣяніемъ для многихъ старцевъ, жившихъ въ дальнемъ разстояніи отъ воды и по преклонности лѣтъ не могшихъ приносить себѣ воды, а для самого Моѵсея этотъ трудъ былъ еще большимъ благодѣяніемъ, потому что оказался самымъ дѣйствительнымъ средствомъ къ погашенію въ его душѣ страстныхъ помышленій и къ полной побѣдѣ надъ врагомъ спасенія. Дѣйствительно, съ этого времени въ душѣ Моѵсея мало по малу водворилось спокойствіе, трезвенность мыслей и совершенное отчужденіе плотскихъ вожделѣній.

II. Изъ этого примѣра мы можемъ видѣть, братіе, какъ гибельна бываетъ для человѣка праздность и какъ напротивъ благотворенъ для души честный трудъ, совершаемый во славу Божію и на общую по.льзу.

А. а) Справедливо праздность признается матерью всѣхъ пороковъ. Она, по словамъ Сираха, научаетъ мнозѣй злобѣ (Сир. 33, 28), даетъ возможность возникнуть и укорениться въ душѣ самымъ дурнымъ навыкамъ, которые, подобно сорнымъ травамъ на праздной нивѣ, свободно усиливаются въ душѣ не занятой помышленіями и заботою о добромъ и полезномъ.

б) Праздность есть состояніе не естественное для существа разумно-нравственнаго, одареннаго силами, по природѣ своей стремящимися къ дѣятельности и ею развиваемыми и укрѣпляемыми. Бездѣйствіе ослабляетъ душу и тѣло человѣка, дѣлаетъ его легкомысленнымъ, склоннымъ къ однимъ только удовольствіямъ и малоспособнымъ къ дѣлу. Неудивительно, что праздный человѣкъ, отставши отъ честнаго труда и ища себѣ такихъ занятій, которыя бы легко давали ему желанныя блага и удовольствія, бываетъ болѣе всего способенъ на всякое дурное дѣло, обманъ, хищное, грабительство и т. п.

Святитель Тихонъ задонскій такъ говоритъ о вредѣ праздности для тѣла и души человѣка:

«Сердце человѣческое праздно быть не можетъ; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А такъ какъ оно склонно ко всякому злу, и къ праздному сердцу, какъ къ дому пометенному и украшенному, удобно приступаетъ душевный врагъ — діаволъ, и мыслями злыми, какъ плевелами, наполняетъ его: то праздность много беззаконій рождаетъ... Праздность не только душу погубляетъ, но и тѣлу вредъ наноситъ... Какъ вода растлѣвается, которая теченія не имѣетъ: такъ тѣло человѣческое безъ движенія и трудовъ портится и ослабѣваетъ... Какъ по трудахъ сонъ сладокъ, такъ безъ трудовъ безпокоенъ бываетъ».

Для избѣжанія праздности да помнимъ, учитъ тотъ же святитель, что

аа) время есть сокровище самое драгоцѣнное: какъ сказаннаго слова, такъ и потеряннаго времени возвратить не, можно.

бб) время есть торгъ, на которомъ таланты, отъ Господа намъ данные, должно съ помощію Божіею умножать и приращать;

вв) неключимаго, т.-е. праздности предавшагося, ввергнутъ во тьму кромѣшную (Мѳ. 25, 30);

гг) иди убо ко мравію, о лѣниве, и поревнуй, видѣвъ пути его (Притч. 6, 6-11). (Част. Ѵ).

Итакъ, братіе, будемъ избѣгатъ праздности, какъ самой гибельной язвы для души и тѣла.

Б. Удалившись отъ гибельной праздности, полюбимъ честный трудъ, отрезвляющій душу и укрѣпляющій тѣлесныя силы.

а) Трудъ изначала назначенъ человѣку отъ Бога, Который Адаму и Евѣ еще въ блаженномъ ихъ состояніи повелѣлъ воздѣлывать и хранить рай. (Быт. 2, 15).

б) Потомъ, послѣ грѣхопаденія прародителей, трудъ добыванія въ потѣ лица насущнаго хлѣба хотя и былъ назначенъ Адаму какъ наказаніе за его преступленіе, но наказаніе это, по милосердію Божію, имѣетъ значеніе не столько карательное, сколько очистительное и исправительное, въ особенности же предотвращающее отъ грѣховъ. Трудъ смиряетъ человѣка и приводитъ его къ сознанію своей немощи и зависимости отъ Бога, отгоняетъ отъ человѣка духъ праздности, унынія и безпечности, воспитываетъ душу въ терпѣніи, воздержаніи и вообще упорядочиваетъ всю жизнь нашу, доставляя человѣку здравіе и долгоденствіе.

в) Приведемъ здѣсь нѣсколько библейскихъ и церковно-историческихъ примѣровъ трудолюбія.

Господь нашъ есть величайшій учитель трудолюбія. Трудясь до вступленія Своего на дѣло общественнаго служенія въ домѣ древодѣля Іосифа, Онъ затѣмъ всю остальную жизнь провелъ въ непрерывныхъ трудахъ. Онъ говорилъ апостоламъ: пойдемъ въ ближнія селенія и города, чтобы Мнѣ и тамъ проповѣдывать; ибо Я для того пришелъ (Марк. I, 38). — Онъ же говорилъ имъ: Отецъ Мой до нынѣ дѣлаетъ и Я дѣлаю. (Іоанн. V, 17).

Ап. Павелъ также есть великій наставникъ трудолюбія. Она пишетъ, что по одинакости ремесла, онъ остался у благоч. евреевъ Акиллы и Прискиллы и работалъ; ибо ремесломъ ихъ было дѣланіе палатокъ (Дѣян. XVIII, 3) — Ибо вы помните, братья, трудъ нашъ и изнуреніе: ночью и днемъ работая, чтобы не отяготить кого изъ васъ, мы проповѣдывали у васъ благовѣстіе Божіе (1 Сол. II, 9).

Святые подвижники также отличались дивнымъ трудолюбіемъ.

Авва Маркъ отшельникъ, въ продолженіе шестидесяти девяти лѣтъ, которыя прожилъ близъ монастыря Пентуклы, показывалъ рѣдкій образецъ постояннаго трудолюбія. Постясь по цѣлымъ седмицамъ, такъ что нѣкоторые считали его безплотнымъ, онъ день и ночь проводилъ въ трудахъ для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавалъ ее бѣднымъ, а самъ ни отъ кого ничего не принималъ. Узнавъ объ этомъ, нѣкоторые христолюбивые люди пришли было къ нему съ подаяніемъ: но старецъ сказалъ имъ: «я не беру, потому что по милости Божіей мнѣ достаточно моего рукодѣлія, чтобы содержать себя и приходящихъ ко мнѣ». («Лугъ духовн.» гл. 13).

Однажды пришли для назиданія къ аввѣ Ахиллѣ старцы. Они увидѣли, что авва ночью вилъ большую веревку, и просили его сказать имъ что-нибудь въ назиданіе. Онъ сказалъ: «съ вечера и до сего времени я свилъ двадцать локтей и, право, не имѣю нужды въ нихъ, но дѣлаю эту работу, боясь, какъ бы не прогнѣвался на меня Богъ и не осудилъ меня за то, что, будучи въ силахъ работать, не работаю, — потому тружусь и дълаю по силамъ моимъ». («Дост. сказ.» стр. 40 § 5).

III. Молитвами препод. Моѵсея Мурина да сохранитъ насъ Господь отъ духа праздности и да даруетъ намъ любовь къ честному и полезному труду! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 207-209.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0