Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-е. Преподобный Моѵсей Муринъ.

(Судъ Божій, карающій убійцъ).

I. Жизнь нынѣ ублажаемаго преподобнаго Моѵсея весьма поучительна. Она показываетъ, что нѣтъ грѣховъ, побѣждающихъ милосердіе Божіе. Великій разбойникъ, проливавшій кровь человѣческую и совершавшій разныя злодѣянія, препод. Моѵсей, послѣ своего обращенія къ Богу, когда божественная благодать чрезъ совѣсть его коснулась его души, сдѣлался совершенно другимъ человѣкомъ. Оставивъ товарищей своей порочной жизни и всѣ награбленныя сокровища, онъ уединился въ одинъ монастырь и здѣсь подвигами поста, молитвы, смиренія, мужественной и непрестанной борьбы съ своими страстями и похотями, и постояннымъ слезнымъ покаяніемъ достигъ высокой степени святости. По поводу прежней его грѣховной жизни побесѣдуемъ нынѣ, братіе, о грѣхѣ человѣкоубійства.

II. Человѣкоубійство есть одно изъ такихъ злодѣяній, за которыя судъ Божій постигаетъ злодѣя въ сей жизни, если онъ во время не раскается всѣми силами своей души, часто вслѣдъ за совершеніемъ злодѣянія, а еще чаще замѣчательными и поразительными путями. Это злодѣяніе человѣкоубійства такъ тяжко, что противъ человѣкоубійцы вопіютъ къ Богу объ очищеніи за кровь свою и души избіенныхъ (Апок. 6, 10); противъ него вопіетъ и самая кровь, невинно пролитая имъ на землѣ (Быт. 4, 10); противъ него и самая правда Божія... Первый на землѣ человѣкоубійца, Каинъ, во всю жизнь свою носилъ на челѣ своемъ печать отверженія Божія и знаменіе суда и кары небесной: и рече Господь Каину: гласъ крове брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли: и нынѣ проклятъ ты на земли, яже разверзе уста своя, пріяти кровь брата твоего отъ руки твоея. Егда дѣлаеши землю, и не преложитъ силы своея дати тебѣ, стеня и трясыйся будеши на земли (Быт. 4, 10—12). Оттого бремя жизни Каина было для злодѣя тяжелѣе и страшнѣе смерти, которой онъ желалъ себѣ (—14); но и смерть удалена была отъ него угрозою суда Божія, ибо сказано: всякъ убивый Каина седмижды отмстится (—15).

Человѣкоубійца, при всѣхъ усиліяхъ скрыть свое злодѣяніе, раньше или позже, такъ или иначе, непремѣнно открывается и уличается, или же самъ собою, по обличенію совѣсти, сознается въ преступленіи. Какъ часто самыя маловажныя обстоятельства, самые случайные признаки даютъ основаніе и не всегда опытнымъ судьямъ узнавать и уличать скрывшагося человѣкоубійцу... Но иногда Богъ попускаетъ человѣкоубійцѣ скрыться на время отъ законнаго преслѣдованія; но и тогда, какъ поразительно, какъ поучительно праведный судъ Божій изобличаетъ убійцу!

а) Чаще всего его обличаютъ угрызенія и мученія совѣсти. Совѣсть — это голосъ нелицемѣрнаго и неподкупнаго суда Божія въ душѣ человѣческой. Примѣры такого дѣйствія совѣсти въ обличеніи человѣкоубійства многочисленны и разнообразны. Одинъ разбойникъ, по имени Давидъ, до того привыкъ убивать людей, что проливалъ кровь человѣческую безъ всякаго смущенія совѣсти, какъ кровь животныхъ, и сдѣлался предводителемъ шайки подобныхъ себѣ злодѣевъ. Разъ, по устроенію Божію, въ минуты уединеннаго размышленія, вдругъ пробуждается въ немъ совѣсть — и онъ оставляетъ все и предается самому строгому покаянію.

И вотъ другой подобный примѣръ. Одинъ разбойникъ, по имени Варваръ, своими злодѣяніями наводилъ ужасъ на всѣ окрестныя страны. Однажды послѣ грабежа и пролитія крови человѣческой, обремененный сокровищами, онъ уединяется въ пещеру, чтобы пересмотрѣть сокровища, добытыя новымъ убійствомъ. Въ уединеніи пещеры его ничто не развлекало; и тогда, смотря на сокровища, онъ спросилъ себя по совѣсти: для чего всего это?.. Въ эти минуты совѣсть возстала страшнымъ обличителемъ разбойника, и — тотъ, кого не могли уловить никакія преслѣдованія, является самъ предъ служителемъ Божіимъ и говоритъ: «я разбойникъ! Злодѣянія мои безчисленны: я грабилъ, убивалъ! если знаешь, отецъ мой, что Богъ приметъ мое покаяніе, то, чѣмъ угодно, обяжи меня, я все готовъ исполнить. Если же нѣтъ, то вотъ мечъ, вели имъ убить меня!»

б) Иногда бываетъ такъ, что человѣкоубійца, страшась законнаго преслѣдованія и суда, тотчасъ по совершеніи злодѣянія старается только о томъ, чтобы подавить упреки и мученія совѣсти, скрыть слѣды убійства и отклонить отъ себя подозрѣнія; но при этомъ, въ смущеніи совѣсти, своими странными поступками болѣе открываетъ, чѣмъ скрываетъ, слѣды убійства и признаки подозрѣнія.

в) Бываетъ и такъ даже, что смущеніе совѣсти производитъ въ немъ нѣкоторое помѣшательство, такъ что невинно пролившій кровь человѣческую самъ выдаетъ себя убійцею и признаетъ надъ собою непосредственный судъ Божій. Вотъ одинъ изъ такихъ примѣровъ, записанныхъ исторіею. Ѳеодерикъ, царь варваровъ ост-готѳовъ, когда овладѣлъ Италіею, по клеветѣ и неосновательному подозрѣнію, вопреки убѣжденіямъ своей совѣсти, папу Іоанна уморилъ въ темницѣ, знаменитаго сенатора Боэція замучилъ въ страшныхъ пыткахъ, тестю его Симмаху отсѣкъ голову. Хотя онъ и давно привыкъ къ убійству и крови, но все же не могъ не чувствовать угрызеній совѣсти въ пролитіи крови неповинной; онъ хотѣлъ однако же заглушить судъ совѣсти и не хотѣлъ признаться и покаяться въ злодѣяніи. Между тѣмъ судъ Божій судомъ совѣсти сдѣлалъ свое: Ѳеодерикъ отъ душевнаго смущенія и душевной борьбы впалъ въ мрачное и томительное расположеніе духа, а потомъ и совсѣмъ помѣшался въ умѣ. За обѣдомъ слуги подали Ѳеодерику на столъ голову большой рыбы. Ему показалось, что это голова недавно убитаго Симмаха, и что она, прикусивъ зубами нижнюю губу и смотря на него глазами, выражающими дикость и бѣшенство, страшно грозитъ ему... Испуганный необыкновеннымъ явленіемъ и дрожа какъ бы въ лихорадкѣ, онъ бѣгомъ бросился къ постели. Онъ оплакивалъ свой грѣхъ противъ Симмаха и Боэція, изъявляя свое сожалѣніе объ этомъ несчастіи, и тутъ же скончался.

г) Бываютъ и такіе люди, которые, по совершеніи человѣкоубійства, успѣвши укрыться отъ законнаго преслѣдованія, потомъ продолжаютъ жить спокойно. Въ такихъ случаяхъ судъ Божій особенными обстоятельствами жизни обличаетъ убійцу и отмщаетъ за неповинную кровь человѣческую. Чаще всего такой судъ Божій выражается тѣмъ, что скрывшійся человѣкоубійца, послѣ, по необъяснимому стеченію обстоятельствъ, попадаетъ въ число людей, подозрѣваемыхъ въ совершеніи другого убійства; обстоятельства дѣла такъ запутываются, что виновникъ прежняго убійства никакъ не можетъ доказать своей невинности въ совершеніи убійства настоящаго. Тогда онъ или признаетъ въ своей судьбѣ видимый судъ Божій и открываетъ правду, или же, въ случаѣ скрытности, получаетъ за скрытое злодѣяніе наказаніе по суду за такое убійство, въ которомъ на дѣлѣ онъ не виноватъ. Нѣсколько примѣровъ такого суда Божія надъ разными злодѣями приводитъ преподобный Ефремъ Сиринъ.

д) Судъ Божій дѣйствуетъ иногда въ обличеніи человѣкоубійцы посредствомъ безсловесныхъ животныхъ и даже вещей неодушевленныхъ. Въ царствѣ греческомъ, при императорѣ Константинѣ Погонатѣ, случилось вотъ что. Пустынной дорогой шелъ путникъ, сопровождаемый домашнею собакою. На путника напалъ разбойникъ, убилъ его и скрылся. Животное — свидѣтель человѣкоубійства, оставалось при трупѣ убитаго хозяина неотлучно. Другой прохожій предалъ трупъ мертвеца землѣ; животное послѣдовало за благодѣтедемъ своего хозяина и остадось при немъ. Новый хозяинъ собаки былъ содержатель гостиницы. Прошло много времени, и вотъ въ гостиницу входитъ тотъ скрывшійся убійца; собака, ласкавшаяся по обычаю ко всѣмъ постояльцамъ, вдругъ, къ изумленію всѣхъ, съ лаемъ бросается на пришельца и съ озлобленіемъ кидается ему въ лицо; ей запрещаютъ; она не повинуется, и повторяетъ свое нападеніе нѣсколько разъ. Видѣвшіе это заподозрили незнакомца во враждебныхъ отношеніяхъ къ прежнему хозяину животнаго и объявили объ этомъ суду. На судѣ скрывавшійся злодѣй признался въ человѣкоубійствѣ. Или вотъ еще замѣчательнѣе случай. Шли вмѣстѣ два товарища, одинъ рѣшился лишить жизни другого, чтобы завладѣть его сокровищемъ. Беззащитный страдалецъ въ рукахъ злодѣя умолялъ его взять сокровище, только бы не убивалъ его, и клятвенно обѣщался сохранить въ тайнѣ злодѣйское покушеніе его; но злодѣй не внималъ мольбамъ страдальца. И вотъ, когда онъ заносилъ послѣдній смертельный ударъ своей жертвѣ, до нихъ долетѣлъ звукъ церковнаго колокола; умирающій призывалъ во имя всевидящаго Бога этотъ священный звукъ во свидѣтели убійства и обличителя убійцы. Съ злою насмѣшкою надъ безсиліемъ умирающаго и надъ несбыточностію надеждъ его, злодѣй довершилъ дѣло. И чтоже? Человѣкоубійца съ того времени не могъ спокойно слышать звука церковнаго колокола: всякій разъ,когда только слышалъ его, злодѣй приходилъ въ смущеніе и трепетъ. Мучимый сознаніемъ суда Божія надъ собою, преступникъ убѣдился въ необходимости признаться въ человѣкоубійствѣ и признался.

Цари римскіе и гонители христіанъ въ первые вѣка затруднялись въ изобрѣтенія средствъ для умноженія мученій и пролитія крови христіанской. И за то всѣ они или испытывали казнь небесную въ ужасныхъ мукахъ неслыханныхъ и отвратительныхъ болѣзней, или собственною жизнію и кровію, пролитою отъ рукъ убійцъ, принесли возмездіе за мученія и насильственную смерть христіанъ. «О слезы, слезы! О кровь христіанская! Какъ жестоко вы мстите за себя!» взывалъ не одинъ гонитель христіанъ, сознавая надъ собою карающую руку Божію. (См. Воскр. чт. 1857 г.).

III. Братіе! Будемъ молить Господа, да избавитъ Онъ насъ не только отъ столь тяжкаго грѣха, какъ человѣкоубійство, но да сохранитъ насъ и отъ ненависти къ ближнему, ибо по суду Христову всякій, ненавидящій своего брата, есть человѣкоубійца. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 205-207.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0