Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать седьмой день.

Преп. Пименъ Великій.

(О неосужденіи).

I. Препод. Пименъ, родомъ египтянинъ, память коего совершается нынѣ, родился около 340 года по Р. Хр.. Въ молодыхъ еще годахъ онъ далъ обѣтъ безмолвія и отреченія отъ міра и сталъ подвизаться въ пустынномъ скиту, близъ Діокла. Съ нимъ вмѣстѣ подвизались и братья его: старшій — Анувій и меньшой, неизвѣстный по имени.

И такъ строго содержалъ преп. Пименъ обѣтъ свой отреченія отъ міра, что даже отъ свиданія съ матерію своею онъ отказался, когда она пришла однажды навѣстить своихъ дѣтей въ скиту, и только уже по настоятельному убѣжденію братіи Пименъ, подойдя къ двери, за которою стояла мать его, сказалъ ей: — «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку съ нами, то въ будущей жизни будешь видѣть насъ; такъ мы надѣемся на человѣколюбіе Божіе!» И утѣшенная этимъ обѣщаніемъ мать оставила скитъ, не домогаясь болѣе видѣть дѣтей своихъ и не отвлекая ихъ отъ подвига избранной ими жизни.

Впослѣдствіи также и правителя египетской области, наслышавшагося о строгомъ подвижничествѣ преп. Пимена и пожелавшаго посѣтить его, преп. Пименъ не принялъ, разсуждая, что если высшія лица мірскія будутъ посѣщать его, то многіе и изъ простого народа начнутъ нарушать его уединеніе, и тогда онъ подвергнется опасности утратить смиреніе и впасть въ гордыню.

Между тѣмъ преп. Пименъ, тяготясь возрастающею славою, избѣгая почитанія людей, скитался в продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ по разнымъ мѣстамъ; потомъ, возвратясь въ египетскую пустыню, оставался въ ней до самой своей кончины около 450 г., продолжая свое суровое подвижничество, но вмѣстѣ съ тѣмъ не оставляя людей своими наставленіями, изъ которыхъ многія сохранились въ писаніяхъ и до настоящаго времени.

Однажды братія спросили преп. Пимена: «слѣдуетъ ли, видя согрѣшеніе брата, умолчать и покрыть грѣхъ его?» — «Слѣдуетъ, — отвѣчалъ преп. Пименъ, — если покроешь грѣхъ брата, то и Богъ покроетъ твой грѣхъ»...

— Я слышу неприличное объ одномъ нерадивомъ братѣ, — сказалъ однажды преп. Пимену одинъ изъ иноковъ,– и такъ соблазняетъ меня его жизнь, что я даже хотѣлъ бы отойти отсюда...

— А правда ли то, что ты слышалъ о братѣ? — спросилъ преп. Пименъ.

— Правда, потому что мнѣ передалъ о немъ одинъ вѣрный человѣкъ...

— Нѣтъ, онъ не вѣрный человѣкъ, — возразилъ подвижникъ, если бы онъ былъ вѣрный, то никогда не сказалъ бы тебѣ худого о братѣ. А ты, чего не видѣлъ самъ, о томъ не вѣрь и другому, да если и своими глазами увидишь, то не тотчасъ вѣрь...

— Но какой же отвѣтъ ты дашь Богу, что, увидѣвъ согрѣшающаго, не обличилъ его?

— Я скажу: Господи! Ты повелѣлъ прежде вынуть бревно изъ своего глаза, а потомъ извлекать сучекъ изь глаза брата... я исполнилъ повелѣніе Твое...

II. Обратимъ, братія, вниманіе на это наставленіе преп. Пимена и будемъ воздерживаться отъ осужденія нашихъ ближнихъ, если мы къ тому не призваны церковною и гражданскою властію.

а) Мы въ своей частной жизни не имѣемъ никакого права осуждать ближнихъ, — потому что одинъ Богъ есть Законоположникъ и Судія, могій спасти и погубити (Іак. 5, 12); Онъ только имѣетъ власть судить неблагодарнаго грѣшника. Ты же кто еси судяй чуждему рабу (Рим. 14, 4)? Стоитъ онъ или падаетъ, судить о томъ не тебѣ, а Господу его, говоритъ ап. Павелъ. Силенъ бо есть Богъ поставити его. Позволяя себѣ судить о дѣйствіяхъ человѣческихъ, мы чрезъ это какъ бы предвосхищаемъ право Божіе. А это не есть ли величайшій грѣхъ предъ Богомъ?

б) Мы не должны осуждать нравственное поведеніе ближнихъ и потому, что не въ силахъ произнесть о человѣкѣ правильное сужденіе. Кто бо вѣсть отъ человѣкъ, говоритъ ап. Павелъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка, живущій въ немъ? (1 Кор. 2, 11). Судя о поступкахъ человѣка, не трудно намъ ошибиться въ своихъ сужденіяхъ; судъ нашъ будетъ основываться только на внѣшнихъ признакахъ, которые часто не соотвѣтствуютъ внутреннимъ качествамъ. Предоставимъ это дѣло лицамъ, поставленнымъ отъ Бога вязать и рѣшить совѣсть людей по ихъ чистосердечному признанію предъ лицомъ Божіимъ.

Быть можетъ въ то время, когда мы осуждаемъ нашего согрѣшившаго ближняго, онъ давно въ слазахъ и сокрушеніи сердца раскаялся предъ Богомъ и испросилъ у Него прощеніе. Быть можетъ, осуждая ближняго, мы дѣлаемся орудіемъ клеветниковъ, которыхъ діаволъ научилъ говорить ложь на ближняго, чтобы поселить смуту и нестроеніе между христіанами. Быть можетъ, что мы глубоко ошибаемся, рѣшаясь осуждать другихъ за то, за что ихъ нужно намъ одобрять и уважать.

в) Еще болѣе должно удерживать насъ отъ осужденія полное сознаніе того, что чрезъ осужденіе другихъ мы и отъ людей и отъ Бога навлекаемъ на себя заслуженное нами осужденіе. Не судите, говоритъ Господь, да не судими будете (Матѳ. 7, 1). Часто мы осуждаемъ ближняго за то, въ чемъ сами виновны и что въ себѣ самихъ не только извиняемъ, но и выхваляемъ. Осуждая такимъ образомъ другихъ, не осуждаемъ ли мы вмѣстѣ съ тѣмъ и себя? Неизвинителенъ ты, всякій человѣкъ, говоритъ ап. Павелъ, судящій другаго; ибо тѣмъ же судомъ, какимъ судишь другаго, осуждаешь себя, потому что, судя другаго, дѣлаешь то же (Рим. 2, 1) и самъ.

г) Зная невнимательность нашу къ самимъ себѣ, тотъ же апостолъ увѣщеваетъ насъ: испытывайте самихъ себя, самихъ себя изслѣдывайте! (2 Кор. 13, 5). Вотъ урокъ для христіанина, который долженъ быть всегда и вездѣ предъ его глазами! Вотъ предметъ для его занятій, стараній и попеченій! А обращаемъ ли мы на это должное вниманіе? Взойти въ храмину своей души, разсматривать и изслѣдовать собственные помыслы, пожеланія, чувствованія и наклонности, — это какъ бы не наше дѣло. Что ты смотришь на сучекъ въ глазѣ брата твоего, говоритъ Спаситель, а бревна въ своемъ глазѣ не чувствуешь? (Матѳ. 7, 3). Лицемѣръ! вынь прежде бревно изъ твоего глаза, и тогда увидишь, какъ вынуть сучекъ, изъ глаза брата твоего (5). Спаситель этими словами научаетъ насъ быть внимательнѣе къ самимъ себѣ, замѣчать собственныя слабости, недостатки и погрѣшности, чтобы тѣмъ самымъ истребить въ себѣ худую наклонность осужденія.

д) Приведемъ здѣсь нѣсколько примѣровъ, показывающихъ, какъ грѣшно осуждать ближнихъ и какъ святые избѣгали этого грѣха.

Авва Пафнутій разсказывалъ о себѣ: «однажды, путешествуя, сбился я съ дороги, ибо былъ туманъ, и очутился близъ одного селенія. Тамъ увидѣлъ я нѣкоторыхъ, безстыдно разговаривавшихъ между собою. Остановившись, началъ я молиться о грѣхахъ своихъ. И вотъ явился мнѣ ангелъ съ мечемъ и говоритъ: Пафнутій! всѣ осуждающіе братій своихъ погибнутъ отъ меча сего! Но ты не осудилъ, а смирился предъ Богомъ, какъ бы виновный въ грѣхѣ. Посему имя твое вписано въ книгу живыхъ». (Достоп. сказ. о подвиг. св. отецъ, стр. 235, 1).

Итакъ, да внимаемъ себѣ самимъ и о своихъ грѣхахъ будемъ болѣе заботиться, чтобы отъ нихъ освободиться. Одинъ благочестивый старецъ, видя, что братъ его согрѣшилъ, со вздохомъ сказалъ: «горе мнѣ! какъ онъ согрѣшилъ сегодня, такъ согрѣшу и я завтра». Подобнымъ образомъ и всякому изъ насъ надлежитъ памятію о собственномъ недостоинствѣ и безсиліи отражать отъ ума своего горделивые помыслы осужденія ближняго. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отецъ).

Одинъ инокъ былъ довольно нерадивъ на пути спасенія, въ постничествѣ и молитвахъ. Наконецъ пришло время разстаться ему съ жизнію, и собравшіеся вокругъ одра его братія чрезвычайно удивились, видя, что этотъ, по мнѣнію ихъ, безпечный инокъ оставляетъ міръ не только безъ трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. — «Отчего ты въ грозный часъ суда Божія такъ безпечаленъ?» спросили они: «мы знаемъ твою жизнь и не понимаемъ твоего равнодушія; укрѣпись силою Христа, Бога нашего, и скажи намъ, да прославимъ Его милосердіе». — Тогда умирающій инокъ, нѣсколько поднявшись съ одра, сказалъ имъ: — «такъ отцы и братія! я жилъ нерадиво, и нынѣ всѣ мои дѣла представлены мнѣ и прочтены ангелами Божіими; я съ сокрушеніемъ признался въ нихъ, и ожидалъ всей строгости суда Господня... Но вдругъ ангелы сказали мнѣ: «при всемъ небреженіи, ты не осуждалъ и былъ незлобивъ», и съ этими словами раздрали рукописаніе грѣховъ моихъ. Вотъ источникъ моей радости!» Сказавъ это, инокъ предалъ съ миромъ душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете; оставьте, и оставится вамъ, сказалъ Господь (Лук. 6, 37). («Уч. бл.»).

«Вотъ одинъ изъ самыхъ краткихъ путей, ведущихъ къ полученію прощенія грѣховъ, говоритъ св. Іоаннъ Лѣствичникъ, а именно — не осуждать! Если вы не судите, то и васъ не будутъ судить» (Лук. VI, 37). («Лѣствица»).

Какъ строгіе подвижники благочестія старались всемѣрно избѣгать грѣха осужденія ближнихъ, — это ясно можно видѣть изъ примѣра одного благочестиваго старца: одинъ инокъ учинилъ прегрѣшеніе; братія, собравшись разсуждать о его винѣ, послали за аввою Моисеемъ; но смиренный старецъ отказался быть въ ихъ совѣтѣ. Скитскій пресвитеръ приказалъ сходить за нимъ вторично и сказать, что братія ожидаютъ его всѣмъ соборомъ. Тогда Моисей пошелъ, но какимъ образомъ? — Онъ насыпалъ въ ветхую корзину песку и понесъ съ собою. «Что это значитъ, авва?» спрашивали иноки, встрѣчая его. — «Видите, сколько за мною грѣховъ», указывая на сыплющійся песокъ, отвѣчалъ Моисей, — «я не вижу ихъ, а между тѣмъ иду совершать судъ надъ другимъ». Услышавъ это, иноки ничего не сказали согрѣшившему брату и безмолвно простили его. (См. «Воскр. чт.» 1888 г., стр. 789).

е) Но есть, братія, иные случаи, въ которыхъ позволительно говорить о комъ-нибудь дурно.

«Думаю, говоритъ св. Василій Великій, что два есть случая, въ которыхъ позволительно говорить о комъ-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посовѣтоваться съ другими испытанными въ этомъ, какъ исправить согрѣшившаго, и еще, когда бываетъ нужда предостеречь другихъ, которые, по невѣдѣнію, могутъ быть не рѣдко въ сообществѣ съ худымъ человѣкомъ, почитая его добрымъ; тогда какъ апостолъ повелѣваетъ не примѣшиваться таковымъ (2 Сол. 3, 14), чтобы не наложить какъ бы силковъ на свою душу. Такъ поступалъ и самъ апостолъ, какъ видимъ изъ того, что пишетъ къ Тимоѳею: «Александръ ковачъ многа ми зла сотвори: отъ него же и ты себе блюди, зѣло бо противится словесемъ нашимъ» (2 Тим. 4, 14, 15). А кто безъ таковой необходимости говоритъ что-нибудь о другомъ, съ намѣреніемъ разгласить или очернить, тотъ клеветникъ, хотя бы говорилъ и правду». («Творенія св. Василія Вел.», т. V, стр. 226—227).

III. Будемъ молиться Господу, чтобы Онъ открылъ намъ духовныя очи зрѣть нашу грѣховность, и силою вседѣйствующей Своей благодати уничтожилъ въ насъ злонамѣренную и зловредную страсть осуждать братій нашихъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 202-205.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0