Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать шестой день.

Поуч. [3]-ое. Празднованіе Владимірской иконѣ Божіей Матери.

(Много можетъ молитва Божіей Матери).

I. Въ день празднованія чудотворной иконѣ Божіей Матери Владимірской прилично будетъ, братія, побесѣдовать съ вами о томъ, что много можетъ молитва Божіей Матери.

II. а) Божія Матерь избавляетъ отъ гнѣва Божія согрѣшившихъ людей. Согрѣшилъ Адамъ, — и прогнѣвался Господь на него, и изгналъ его изъ рая, и осудилъ его въ потѣ лица воздѣльвать землю, приносящую ему тернія и волчцы.

Согрѣшили современники Ноя, и прогнѣвался Господь на нихъ, и навелъ на нихъ потопъ водный и погубилъ ихъ съ лица земли.

Согрѣшили содомляне, и прогнѣвался Господь на нихъ, послалъ огнь небесный и истребилъ ихъ.

Не разъ согрѣшали евреи, — и гнѣвался Господь на нихъ, и предавалъ ихъ въ руки враговъ ихъ — халдеевъ, вавилонянъ и ассиріянъ.

Согрѣшилъ самъ любимецъ Божій — Давидъ, но Господь прогнѣвался и на него; и наказалъ его сначала смертію дѣтей, а потомъ моромъ, отъ котораго вымерло нѣсколько тысячъ его подданныхъ.

Согрѣшаемъ и мы, и развѣ не видимъ мы, какъ наказуетъ насъ Господь — то болѣзнями, то смертію, то разными и многообразными бѣдами и несчастіями? Воистину страшенъ во гнѣвѣ Своемъ Господь, и сей гнѣвъ Его столь великъ, что праведный Іовъ боится его больше, чѣмъ самой муки адской: О, если бы Ты въ преисподней сокрылъ меня, и укрывалъ меня, пока пройдетъ гнѣвъ Твой (Іов. 14, 13), — взывалъ онъ къ Богу въ скорби души своей. И вотъ, когда Господь столько разгнѣванъ, то есть ли кто-нибудь, кто могъ бы походатайствовать за грѣшника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердіе и благость? — Когда евреи въ пустынѣ слили себѣ золотого тельца и поклонились ему аки Богу, отступивъ отъ Бога истиннаго, — то прогнѣванный Господь совсѣмъ хотѣлъ истребить ихъ съ лица земли. Оставь Меня, говорилъ Онъ Моѵсею, да воспламенится гнѣвъ Мой на нихъ, и истреблю ихъ (Исх. 32, 10). Но кто же удержалъ тогда гнѣвъ Божій? Кто не допустилъ Его погубить неблагодарныхъ? — Это дивное дѣло совершила молитва Моѵсея: отврати пламенный гнѣвъ Твой, взывалъ онъ къ Богу, — отмѣни погубленіе народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Іакова (Исх. 32, 12). И престалъ Господь отъ гнѣва Своего, и смиловался надъ народомъ Своимъ, и простилъ евреямъ ихъ страшное беззаконіе.

Но кто такое былъ Моѵсей въ очахъ Божіихъ? — Рабъ — не больше того. — И кто были Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ, которыхъ онъ вспоминалъ въ молитвѣ своей? — Такіе же рабы. Теперь спрошу я: кто такое Пресвятая Дѣва Марія? — Это Матерь Божія, Матерь возлюбленная, отъ всѣхъ созданій Божіихъ преизбранная. Итакъ, если ходатайство раба Божія Моѵсея могло удержать праведный гнѣвъ Божій, — то чего не можетъ сдѣлать ходатайство Самой Матери Божіей, когда Она станетъ умолять Своего Сына и Бога за грѣшныхъ людей?

б) И если Господь внимаетъ молитвѣ святыхъ: то ужели Онъ не послушаетъ молитвы Пресвятыя Дѣвы, Своей Матери, и не даруетъ намъ ради Ея молитвъ Своихъ великихъ и богатыхъ милостей? — Когда Вирсавія, мать царя Соломона, вошла въ царскую палату, то Соломонъ всталъ съ своего престола, встрѣтилъ ее, поклонился ей и приказалъ поставить для нея особый престолъ по правую сторону подлѣ себя. И когда она сказала ему, что хочетъ просить его объ одномъ дѣлѣ, онъ съ сыновнимъ почтеніемъ отвѣчадъ ей: проси, мать моя, я не откажу тебѣ (3 Цар. 2, 20). Премудрый Соломонъ хорошо понималъ, что хотя онъ и царь, но долженъ почитать свою мать какъ царицу, хотя онъ и царь, но не долженъ отвергать ея просьбы: проси, мать моя: я не откажу тебѣ. — Подобно сему, когда Пресвятая Дѣва Марія преставилась отъ земли на небо, когда Она вошла въ чертогъ славы божественной, то съ какою славою встрѣтилъ Ее тамъ единородный Ея Сынъ и Богъ? Намъ никогда, конечно, не постигнуть своимъ умомъ этой небесной славы Богоматери; мы знаемъ лишь то, что изрекъ о Ней Духъ Святый устами Ея праотца Давида: предста Царица одесную Тебе (Псал. 44, 10). А это значитъ, что Господь почтилъ Ее превыше всѣхъ святыхъ Своихъ, превыше всѣхъ чиновъ ангельскихъ и архангельскихъ, выше херувимовъ и серафимовъ. Ужели же Онъ, какъ любящій Сынъ, не сказалъ Ей того же, что сказалъ Соломонъ своей матери: проси, Мати Моя: Я не откажу Тебѣ! Ты — Мать Моя, отъ всѣхъ родовъ избранная, во всѣхъ женахъ благословенная! Какъ на земли Ты была преисполнена благодати, такъ и нынѣ на небѣ Ты преисполнена славы. Царствуй на небѣ и на землѣ, и пусть поклоняются Тебѣ ангелы и человѣки какъ Царицѣ — Божіей Матери! Я — Твой Богъ и Твой Сынъ: какъ Богъ Я дарую Тебѣ славу Мою, какъ Сынъ Я отдаю Тебѣ сердце Мое... Проси, Мати Моя, Я не откажу Тебѣ! Проси чего хочешь: Я во всемъ исполню волю Твою!

Проси здравія сему болящему, на одрѣ смертномъ лежащему; проси свободы тому невольнику, давно въ цѣпяхъ закованному; проси помощи этому несчастному, въ такую бѣду впавшему; проси спасенія мореплавателю, въ волнахъ отъ бури утопающему... Пусть только призоветъ каждый изъ нихъ имя Твое, — и онъ будетъ услышанъ: проси, Мати Моя!

Проситъ ли у Тебя бездѣтная женщина даровать ей въ утѣшеніе дѣтище, проситъ ли дѣвица сохранить ея дѣвство, проситъ ли воинъ побѣды, земледѣлецъ — плодородія земли, купецъ успѣха въ торговлѣ? Пусть будетъ по ихъ прошенію! Проси, за нихъ, Мати Моя!

Желаешь ли Ты сохранить какой-либо градъ или страну отъ голода или мора, отъ враговъ видимыхъ или невидимыхъ, за то, что этотъ градъ или страна благоговѣйно чтитъ имя Твое? Да будетъ такъ!

Хочешь ли, наконецъ, чтобъ этотъ отчаянный грѣшникъ, который прогнѣвалъ Меня, чтобы этотъ грѣшникъ, достойный смерти и муки вѣчной, просвѣщенъ былъ благодатію Моею, обратился къ покаянію и былъ спасенъ? Проси, Мати Моя: Я не откажу Тебѣ! Я — Богъ, Я — Сынъ Твой: Я все исполнить могу. Пусть прославляется Матерь Моя, пусть Моя слава будетъ въ прославленіе Моей Матери!..

III. Такъ-то, братія, всегда готовъ послушать Своей Матери Господъ нашъ І. Христосъ.

Гдѣ-жъ ты, несчастный грѣшникъ, своими грѣхами превзошедшій всѣхъ мытарей и блудницъ и разбойниковъ? Иди сюда, къ Матери Божіей! — Господь ли на тебя прогнѣвался? или долги грѣховъ твоихъ ужъ такъ велики, что ты боишься и на прощеніе не надѣешься? Бѣдная душа, есть у тебя вѣрный ходатай! Чего бы ни попросила для тебя Пресвятая Дѣва Матерь Божія, — ради Ея молитвы все будетъ тебѣ. Много бо — о, какъ много можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки! Одна слеза Богобдагодатной Матери можетъ множество бѣдъ отвратить. Ея ходатайство сильно гнѣвъ Божій на милость преложить. Прибѣгни же подъ Ея защиту, проси у Ней помощи, и вѣрь, что ты не погибнешь! Какъ не погибло ни одно животное изъ находившихся въ ковчегѣ Ноевомъ, такъ не погибнетъ ни одинъ христіанинъ, подъ защиту Пресвятой Дѣвы прибѣгающій! Никто же, притекаяй къ Тебѣ, посрамленъ отъ Тебе исходитъ, Чистая Пресвятая Богородице!

О, Маріе! сладость самихъ ангеловъ, печальныхъ радость! О, Мати Божія и Мати наша христіанская! Я — рабъ непотребный; на меня прогнѣвался Сынъ Твой; что мнѣ дѣлать? Къ кому прибѣгнуть?.. Каюсь я во грѣхахъ моихъ; прибѣгаю къ моему Спасителю, но Тебя даю за себя порукою, Тебя умоляю, на Тебя надѣюся! Вотъ Ты — ненадежныхъ надежда, Ты грѣшниковъ прибѣжище, Ты — христіанамъ Мать!... Прими раба Твоего, смилуйся надъ грѣшнымъ чадомъ Твоимъ! Походатайствуй, помолись за меня Сыну Твоему, — и я буду спасенъ! О, Мати Бога Владыки! Кто на Тебя надѣется, тотъ никогда не будетъ посрамленъ!.. (Сост. по Поуч. святителя Иліи Минятія, сн. № 121 «Троицк. л.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 200-202.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0