Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать пятый день.

Св. апостолъ Титъ.

(Какъ пользоваться словомъ Божіимъ?)

I. Св. апостолъ Титъ, память коего совершается нынѣ, происходилъ изъ Крита, нынѣшней Кандіи, отъ родителей-язычниковъ благороднаго происхожденія. Съ молодости полюбилъ онъ чтеніе греческихъ философовъ и поэтовъ, думая найти у нихъ истину; жизнь велъ добродѣтельную и цѣломудренную. Будучи 20-ти лѣтнимъ юношею, Титъ два раза слышалъ во снѣ голосъ, говорившій слова: «Титъ! тебѣ нужно итти отсюда и спасти свою душу, греческое же образованіе и языческая мудрость не спасутъ тебя, читай еврейскія книги». Тогда Титъ выучился еврейскому языку и началъ читать пророческія книги, особенно пророка Исаіи. Изъ нихъ онъ уразумѣлъ ничтожность язычества и увѣровалъ въ истиннаго Бога. Въ это время до острова Крита дошелъ слухъ объ І. Христѣ, Его чудесахъ и ученіи. Правитель острова, дядя Тита, послалъ его въ Іерусалимъ, чтобы удостовѣриться въ истинности слуха. Св. Титъ, увидѣвъ Господа, сдѣлался Его ученикомъ. Обращенный ко Христу, ап. Павелъ очень полюбилъ Тита, и онъ сопутствовалъ для проповѣди апостолу языковъ по разнымъ странамъ. Ап. Павелъ, посѣтивъ Критъ, поставилъ Тита епископомъ здѣсь. Изъ Никополя, въ Македоніи, написалъ ему посланіе объ обязанностяхъ пастыря.

Собираясь провести зиму въ Никополѣ, апостолъ Павелъ вызвалъ туда къ себѣ горячо любимаго Тита, всегда радуясь, когда они были вмѣстѣ, и скорбя въ разлукѣ съ нимъ. Когда же апостолъ Павелъ въ цѣпяхъ былъ отправленъ въ Римъ, то апостолъ Титъ, узнавъ объ этомъ, отправился туда и оставался при учителѣ своемъ до самой кончины, предалъ его погребенію и потомъ, возвратясь въ свой городъ Гартину на островѣ Критѣ, пребывалъ въ неусыпныхъ трудахъ, приводя ко Христу идолопоклонниковъ грековъ, поучая всѣхъ и подтверждая свое ученіе чудесами.

Св. апостолъ Титъ скончался на 95-мъ году жизни; въ предсмертныя минуты онъ былъ утѣшенъ видѣніемъ ангеловъ и, просвѣтлѣвъ ликомъ, съ неизреченною радостію отошелъ ко Господу.

II. Мы видѣли, братія, что св. апостолу Титу было указано въ видѣніи читать священныя книги евреевъ, черезъ которыя онъ можетъ найти спасеніе. Онъ научился еврейскому языку, прочиталъ пророческія книги, изъ которыхъ узналъ ничтожество язычества, и увѣровалъ въ истиннаго Бога, а потомъ скоро и крестился, услышавъ проповѣдь Самого І. Христа. Такъ чтеніе свящ. книгъ привело св. ап. Тита ко спасенію.

Такъ ли мы читаемъ св. книги? Такъ ли мы послушны имъ?

а) Слово Божіе, брат. мои, есть, по выраженію пророка, свѣтильникъ ногамъ и свѣтъ стезямъ нашимъ, т.-е. единственно вѣрное руководство на пути страннической жизни нашей въ этомъ мірѣ, которое одно ведетъ и приводитъ насъ въ небесное отечество наше, въ домъ Отца нашего, Иже на небесѣхъ. Безъ него мы блуждали бы, какъ во тьмѣ, среди мрачной пустыни. Застигнутый ночною тьмою путникъ не знаетъ самъ, куда и какъ онъ идетъ, сбивается съ дороги, блуждаетъ и спотыкается, не видитъ ни препятствій, преграждающихъ ему путь, ни пропастей, въ которыя можетъ упасть и погибнуть. Такъ бываетъ съ человѣкомъ въ его нравственной жизни и дѣятельности, когда эта жизнь и дѣятельность не освѣщаются свѣтомъ слова Божія. Подобно безсловеснымъ животнымъ, онъ водится одними внѣшними чувствами и наклонностями грѣховнаго сердца своего, слѣдуетъ слѣпо влеченію страстей своихъ, дѣйствуетъ по побужденіямъ временныхъ выгодъ и для удовлетворенія своихъ плотскихъ похотей и желаній.

б) Какъ именно пользоваться этимъ свѣтомъ? Такъ, какъ пользовались имъ и научали пользоваться прославленные Богомъ великіе и святые мужи, какъ пользовался нынѣ прославляемый св. ап. Титъ. Надобно, по примѣру ихъ, слушая слово Божіе, повѣрять по нему собственную жизнь свою, — свои мыслии чувствованія, свои желанія и намѣренія, свои слова и поступки.

Слышимъ, напримѣръ, какъ Господъ І. Христосъ ублажаетъ нищихъ духомъ и чистыхъ сердцемъ, кроткихъ и смиренныхъ, миролюбивыхъ и незлобивыхъ, милосердыхъ и сострадательныхъ къ своимъ ближнимъ, алчущихъ и жаждущихъ правды; спросимъ самихъ себя: ревнуемъ ли мы о томъ, чтобы стяжать эти богоподобныя добродѣтели, чтобы сдѣлаться сынами Всевышняго?

Слышимъ, какъ Господь возвѣщаетъ одно горе и горе людямъ гордымъ и любочестивымъ, лицемѣрамъ и обманщикамъ, любостяжательнымъ и жестокосердымъ, роскошнымъ сластолюбцамъ и плотоугодникамъ, развратникамъ и соблазнителямъ, кощунамъ и хульникамъ: стараемся ли сохранять себя чистыми отъ всякихъ сквернъ, убивающихъ душу? Слышимъ, какъ заповѣдуется намъ любить Господа Бога своего всѣмъ сердцемъ своимъ, всею душею своею, всею крѣпостію своею и всѣмъ помышленіемъ своимъ: любимъ ли Его болѣе всего на свѣтѣ? Прилѣпляется ли сердце наше единому Господу, не раздвояясь между Нимъ и міромъ? Готовы-ли мы отречься отъ всего, и отъ самой жизни своей, ради Господа?

Слышимъ, какъ Господь заповѣдуетъ любить ближняго своего, какъ самого себя, помогать ему въ нуждѣ словомъ и дѣломъ, не огорчать его своимъ невниманіемъ и презрѣніемъ, не оскорблять его чести своимъ празднословіемъ и осужденіемъ, не уничижать его своею гордостію и тщеславіемъ, не обижать его ни насиліемъ, ни обманомъ, не растлѣвать душу его соблазномъ: поступаемъ ли такъ на самомъ дѣлѣ во всѣхъ обстоятельствахъ жизни, во всѣхъ сношеніяхъ нашихъ съ ближними?

Слышимъ, какъ св. апостолы убѣждаютъ насъ огребаться отъ мірскихъ похотей, убѣгать невоздержанія и піанства, злобы и лукавства, нечистоты и студодѣянія, скупости и лихоимства, праздности и роскоши, зависти и вражды, осужденія и оклеветанія, празднословія и срамословія и подобныхъ симъ пороковъ: предохраняемъ ли себя, по крайней мѣрѣ стараемся ли очищать сердце свое покаяніемъ отъ этихъ струповъ ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ, и обновляемся ли духомъ ума нашего въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ, правдѣ и преподобіи истины?

Слышимъ, какъ Господь призываетъ всѣхъ къ покаянію, угрожая нераскаяннымъ погибелію вѣчною: каемся ли во грѣхахъ своихъ? Сокрушается ли сердце наше, когда чувствуемъ себя виновными предъ Богомъ? Приносимъ ли Господу исповѣданіе грѣховъ слезное и сокрушенное, съ непремѣннымъ намѣреніемъ исправить жизнь свою, начать жить богоугодно въ страхѣ Божіемъ, не возвращаться вспять на прежнія беззаконія? Готовимся ли ко срѣтенію Судіи міра — благоговѣйною, благочестивою, богобоязненною жизнію, или же искреннимъ, всесердечнымъ покаяніемъ!

III. Такъ надобно, брат. мои, пользоваться благодатнымъ свѣтомъ слова Божія, обращаясь къ нему, какъ зеркалу, всѣми, такъ сказать, сторонами своей жизни, чтобы видѣть, нѣтъ ли на ней пятенъ, которыя нужно омыть и очистить покаяніемъ. Въ такомъ только случаѣ слово Божіе бываетъ дѣйствительно свѣтильникомъ ногамъ и свѣтомъ стезямъ нашимъ, просвѣтляетъ и озаряетъ разумъ, очищаетъ и оживляетъ совѣсть, утверждаетъ и укрѣпляетъ волю на дѣла благая, да въ нихъ ходимъ. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» Димитрія архіеп. херсонск. и одесск.. т. II, изд. 1889 г. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 196-198.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0