Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать четвертый день.

[Поуч. 2-е.] Перенесеніе честныхъ мощей иже во св. отца нашего Петра, митрополита Кіевскаго, и всея Россіи чудотворца.

(Уроки для подражанія изъ его св. жизни: а) милосердіе, б) кротость и в) любовь къ отечеству).

I. Св. Петръ, митрополитъ Московскій и Всероссійскій, память перенесенія св. мощей коего изъ прежняго храма Успенія въ честь Богоматери въ нынѣшній московскій Успенскій соборъ нынѣ празднуется, родился въ землѣ Волынской, отъ благочестивыхъ родителей. Еще отъ рожденія, мать имѣла видѣніе, что св. Петръ просіяетъ добродѣтелью въ землѣ Русской. Начавъ ученье, Петръ, хотя учился прилежно, но не успѣвалъ. Онъ горячо молился, и вотъ, однажды видѣлъ во снѣ, что какой-то святитель подошелъ къ нему и, приказавъ раскрыть уста, коснулся рукою языка его и благословилъ. И съ этого времени Петръ сдѣлался способнѣйшимъ ученикомъ. 12-ти лѣтъ онъ ушелъ въ монастырь, въ скоромъ времени былъ постриженъ и затѣмъ, за примѣрную жизнь, посвященъ во діакона и потомъ пресвитера. Въ свободное время Петръ любилъ писать иконы. Послѣ многолѣтнихъ подвиговъ въ монастырѣ, съ благословенія настоятеля, удалился въ уединеніе, при рѣкѣ Рати. Скоро тутъ собралось къ Петру не мало братіи, и онъ устроилъ монастырь, названный отъ урочища Дворцы, Спасскимъ-Дворцы или Новодвоскимъ. Кроткій и незлобивый, онъ никогда не гнѣвался на провинившихся, но исправлялъ ихъ ласковымъ словомъ. Бѣднякъ или странникъ всегда находилъ въ келліи его пріютъ и помощь. Князь волынскій и галицкій Юрій Львовичъ очень полюбилъ Петра и просилъ константинопольскаго патріарха поставить его епископомъ. Патріархъ поставилъ Петра митрополитомъ всей Россіи. Петръ сначала жилъ въ Кіевѣ, а въ 1309 году переѣхалъ во Владиміръ. Возсталъ противъ св. Петра Андрей, епископъ тверской, желавшій пріобрѣсти санъ митрополита, и сдѣлалъ доносъ на него патріарху. Патріархъ созвалъ соборъ. На соборѣ доносъ оказался ложнымъ. «Миръ тебѣ, чадо, сказалъ тогда святитель своему клеветнику. Не ты виновенъ, а древній завистникъ рода человѣческаго. Отнынѣ блюдись лжи, прошедшее же да проститъ тебѣ Богъ».

Святитель Петръ путешествовалъ въ татарскую орду и получилъ отъ хана многія льготы для духовенства. Съ нимъ особенно сблизился князь московскій Іоаннъ Калита и убѣдилъ его перенесть свою каѳедру изъ Владиміра въ Москву. Святитель согласился и перенесъ. Это было въ 1325 г. Святитель просилъ князя соорудить соборный храмъ Успенія въ Москвѣ. «Если ты послушаешь меня, сынъ мой, то и самъ прославишься съ родомъ своимъ болѣе другихъ князей, и твой городъ будетъ славенъ между русскими городами, говорилъ пророчески онъ князю. Святители будутъ жить въ немъ, и руки его взыдутъ на враговъ». Князь съ любовію и усердіемъ, въ 1326 году, заложилъ соборъ. Святитель собственными руками приготовилъ каменный гробъ для себя близъ жертвенника и не дожилъ до окончанія храма. Бывъ извѣщенъ о смерти особеннымъ видѣніемъ, скончался въ 1326 г. При преемникѣ его, Ѳеогностѣ, св. Петръ, съ благословенія цареградскаго патріарха, былъ включенъ въ сонмъ св. угодниковъ россійской церкви. Въ 1472 году, при построеніи новаго Успенскаго собора, открыты были нетлѣнныя мощи святителя и переложены въ новую раку. Но храмъ скоро обрушился. Тогда призванный Іоанномъ III изъ Италіи зодчій построилъ новый соборъ, существующій и нынѣ. Въ него перенесены были мощи святителя, и это перенесеніе стали праздновать 24-го августа.

II. Да послужитъ намъ нынѣ прославляемый угодникъ святитель Петръ образцомъ высокой христіанской жизни.

а) Его малоуспѣшность въ отроческихъ лѣтахъ, препобѣжденная силою св. молитвъ и благодатною помощію, да утвердитъ въ родителяхъ и дѣтяхъ мысль о необходимости обращаться съ молитвою къ Богу, источнику всякой истины, добра и красоты. Пусть не отчаяваются родители въ малоуспѣшности своихъ дѣтей, но, соединивъ свои молитвы съ молитвами дѣтей, просятъ съ вѣрою божественной помощи, которую и получатъ по вѣрѣ своей.

б) Милосердіе святителя Петра къ нищимъ, убогимъ и страннымъ да напомнитъ намъ о необходимости для всѣхъ христіанскаго милосердія, которое есть условіе для помилованія насъ на страшномъ и праведномъ судѣ Божіемъ: «блажени милостивіи, яко тіи помилованы будутъ».

в) Его кротость и незлобіе къ клеветникамъ да научитъ и насъ духу христіанскаго всепрощенія; пусть не уста наши только, но и сердце, произносятъ слова молитвы Господней: и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ. Запомнимъ, братіе, великую истину нашего спасенія: не будемъ мы прощены Богомъ, ни услышаны въ своихъ молитвахъ, если не простимъ отъ всего сердца нашихъ враговъ. Будемъ крѣпко помнить, что клеветники суть жалкія орудія исконнаго врага нашего спасенія — діавола и потому заслуживаютъ снисхожденія къ себѣ, прощенія и молитвъ о спасеніи ихъ отъ страшнаго плѣна діавола, который какъ левъ рыкаетъ, ища кого либо погубить.

г) Пламенная любивь къ отечеству святителя Петра да пробудитъ въ сердцахъ всѣхъ подобную же любовь къ любезному и дорогому для всѣхъ отечеству; пусть бѣдствія отечества, если Промыслу Божію угодно будетъ испытать ими, будутъ и нашими личными бѣдствіями, и пусть радость его будетъ и нашею личною радостью. Миръ, любовь, единодушіе, молитва другъ за друга, дѣятельная помощь несчастнымъ согражданамъ, строгое исполненіе своихъ обязанностей, благоговѣніе предъ законами отечества, беззавѣтная любовь къ верховной главѣ государства, Богомъ избранному и Богомъ хранимому Государю, и строгое благочестіе, въ духѣ православной церкви, въ частной и семейной жизни — вотъ главнѣйшія формы проявленія нашей истинной любви къ отечеству.

III. Молитвами святителя Петра да укрѣпитъ въ насъ Господь эти добродѣтели и да подастъ намъ силы подражать Его св. угоднику, нынѣ ублажаемому святителю Петру. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 195-196.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0