Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать третій день.

[Поуч. 2-е.] Св. священномуч. Ириней, епископъ ліонскій.

(Внѣ церкви нѣтъ спасенія).

I. Св. нынѣ ублажаемый священномученикъ Ириней, родомъ изъ Смирны, получилъ высшее образованіе въ языческихъ школахъ, но когда услышалъ ученіе св. Поликарпа, епископа смирнскаго, то сдѣлался его ученикомъ, принялъ отъ него св. крещеніе и былъ посланъ имъ на проповѣдь въ Галлію, гдѣ проповѣдывалъ уже въ это время епископъ ліонскій Поѳинъ, бывшій также ученикомъ св. Поликарпа.

Поставленный епископомъ Поѳиномъ въ пресвитера, Ириней былъ ревностнымъ помощникомъ ему въ распространеніи христіанской вѣры въ Галліи, гдѣ до того времени мало было извѣстно объ успѣхахъ евангельской проповѣди. Ириней же и Поѳинъ положили основаніе церквамъ въ городахъ Ліонѣ и Вьеннѣ. И такъ прочно утверждены были ими эти церкви, что онѣ не поколебались даже во время жестокихъ гоненій отъ язычниковъ, съ яростію возставшихъ въ защиту своихъ боговъ; а гоненіе это было ужасно, особенно въ 177-мъ году, когда оно выразилось цѣлымъ рядомъ допросовъ, пытокъ и казней. Въ это время вмѣстѣ со многими изъ своей паствы мученически скончался и самъ епископъ ліонскій Поѳинъ.

Когда это гоненіе, среди котораго Богъ сохранилъ Иринея, нѣсколько пріутихло, то христіане ліонскіе избрали Иринея въ преемники святому епископу Поѳину (въ 178-мъ г.). И съ усердіемъ проходилъ онъ свое епископское служеніе. «Въ короткое время онъ проповѣдью преобразовалъ весь городъ въ городъ христіанскій». Еретиковъ преслѣдовалъ онъ и устными и письменными обличеніями. Болѣе всего настаивалъ Ириней на обращеніи къ простой вѣрѣ въ слово Божіе и къ руководству церкви. — «Здравый, идущій безопаснымъ путемъ разумъ — говоритъ онъ, — занимается только тѣмъ, что Богъ далъ во власть человѣку и подчинилъ нашему вѣдѣнію; а это есть то, что передъ нашими глазами, что открыто и ясно выражено въ свящ. писаніи. Лучше быть невѣждою, а любовію приближаться къ Господу, нежели многосвѣдущимъ быть, а вмѣстѣ — врагомъ Божіимъ».

Возставая противъ умствованій еретиковъ, Ириней видитъ одно спасеніе въ руководствѣ церкви: — «церковь, говоритъ онъ, разсѣяна по всей вселенной, но соблюдаетъ вѣру, какъ будто занимаетъ она одинъ домъ. Она одинаково вѣруетъ, какъ будто имѣла одно сердце, одну душу: проповѣдуетъ единогласно, какъ будто у нея одни уста. Какъ солнце — твореніе Божіе одно и то же во всемъ мірѣ, такъ одна и та же проповѣдуемая вѣра сіяетъ повсюду, всѣхъ просвѣщаетъ, приводя къ познанію истины». Въ другомъ мѣстѣ св. Ириней пишетъ: «не должно у другихъ искать истины, которую легко заимствовать отъ церкви; ибо въ нее, какъ бы въ богатую сокровищницу, апостолы въ полнотѣ положили все, что принадлежитъ истинѣ, такъ что каждый желающій можетъ принимать отъ нея питія жизни. Она есть дверь жизни» (Прот. ерес. кн. 3, гл. 4).

И такъ до конца подвизался великій пастырь Ириней, напрягая всѣ свои силы, чтобы распространять истину и истребить ложь и заблужденія. Наконецъ праведную жизнь свою запечатлѣлъ онъ мученическою кончиною во время жестокаго пятаго гоненія на христіанъ въ 202-мъ году, когда въ особенности пострадала церковь ліонская. «Рѣки крови христіанской текли тогда по улицамъ Ліона; столько умерло въ это время ліонскихъ христіанъ, что нельзя было ни числа, ни именъ ихъ собрать».

Св. Ириней былъ обезглавленъ вмѣстѣ со многими тысячами (до 19.000) христіанъ-мучениковъ.

II. Обратимъ, братія, вниманіе на слова св. священномученика Иринея о св. церкви Божіей, своею св. мученическою кровію засвидѣтельствовавшаго истинность ихъ.

Только въ церкви православной есть истина, только чрезъ нее, какъ дверь, можно войти въ царствіе Божіе и наслѣдовать жизнь вѣчную, — внѣ же церкви заблужденіе, ложь, грѣхъ и погибель вѣчная.

И слово Божіе, свидѣтельства святыхъ отцевъ, и исторія церкви, и соображенія разума, — все убѣждаетъ насъ въ томъ, что внѣ церкви нѣтъ спасенія.

а) І. Христосъ, по изреченіюсв. ап. Павла, есть глава церкви, и Онъ же Спаситель тѣла; слѣд. дабы имѣть участіе въ Его спасеніи, необходимо быть членомъ Его тѣла, т. е. быть членомъ св. православной церкви (Ефес. 5, 23).

Св ап. Петръ учитъ, что крещеніе спасаетъ насъ по образу Ноева ковчега. Всѣ, спасшіеся отъ всемірнаго потопа, спаслись единственно въ ковчегѣ праведнаго Ноя; такъ и всѣ, получившіе вѣчное спасеніе, обрѣтали его въ единой православной церкви.

б) Св. отцы также учатъ, что внѣ церкви нѣтъ спасенія.

Св. Ириней, епископъ ліонскій, нынѣ ублажаемый церковію, говоритъ: «тѣ, которые не прибѣгаютъ къ церкви, не причастны дѣйствія Духа Святаго, и потому лишаютъ себя блаженной жизни».

Кипріанъ учитъ: «тотъ не можетъ имѣть Бога Отцемъ, кто не имѣетъ матерію церковь».

Бл. Августинъ наставляетъ: «внѣ церкви человѣкъ можетъ имѣть все, кромѣ спасенія. Можетъ имѣть почести, можетъ имѣть таинства, можетъ пѣть аллилуія, можетъ говорить аминь, можетъ держать евангеліе, можетъ имѣть вѣру во имя Отца и Сына и Св. Духа и проповѣдывать ее; но нигдѣ, кромѣ православной каѳолической церкви, не можетъ найти спасенія».

Онъ же въ другомъ мѣстѣ говоритъ: «всякій, отдѣлившійся отъ общенія съ церковію, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконіе, что онъ отторгся отъ единенія со Христомъ, не будетъ имѣть жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ» (См. Догм. Богосл. Макарія, митр. моск.).

в) Обращая вниманіе на исторію церкви, мы видимъ, что только въ православной церкви есть св. угодники Божіи, св. мощи, св. чудотворныя иконы, отъ коихъ источаются многообразныя чудеса милости Божіей. «Наша православная церковь есть истинная, говоритъ одинъ архипастырь и учитель отечеств. церкви, потому что Самъ Богъ прославилъ многихъ святыхъ членовъ ея нетлѣніемъ мощей ихъ и многими чудодѣйственными силами. Эти чудодѣйственныя силы многихъ членовъ нашей св. церкви совершались въ древнія, времена, какъ то видимъ въ писаніяхъ св. отцевъ, совершались во времена среднія, какъ о томъ повѣствуетъ не ложная исторія св. церкви, совершались во времена новѣйшія и нынѣ совершаются, какъ то можете спросить въ лаврѣ печерской, въ лаврѣ сергіевской, въ Воронежѣ и весьма многихъ другихъ мѣстахъ» (Изъ бесѣдъ Григорія, архіеп. казанскаго).

Обращая, далѣе, вниманіе на исторію церкви, мы поражаемся тѣмъ замѣчательнымъ фактомъ, что почти всѣ гонители церкви Божіей, если не раскаивались, были свыше наказаны и нерѣдко умирали мучительною смертію.

Первый гонитель христіанъ — императоръ римскій Неронъ — былъ свергнутъ съ престола и исчезъ безвѣстно.

Домиціанъ, по жестокости подобный Нерону, попалъ въ плѣнъ непріятелей и ими былъ умерщвленъ.

Декій былъ убитъ на войнѣ, и тѣло его съѣдено хищными звѣрями и расклевано птицами.

Валеріанъ былъ взятъ въ плѣнъ персами и тамъ ему назначено было исправлять самую унизительную должность; онъ обязанъ былъ изгибать свою спину и подставлять ее вмѣсто ступени персидскому царю всякій разъ, когда тотъ садился на коня. А когда померъ Валеріанъ, то съ него содрали кожу и повѣсили на позоръ римлянамъ.

Діоклитіанъ впалъ въ жестокую болѣзнь, которая еще болѣе усилилась отъ огорченія и своеволія народа, ниспровергшаго его статуи, наконецъ онъ лишился разума и уморилъ себя голодомъ.

Максиминъ Геркулій, отказавшись отъ престола, отравилъ себя ядомъ.

Главный виновникъ десятаго и послѣдняго гоненія Галерій былъ пораженъ неисцѣлимою болѣзнію, которая, не смотря на всѣ старанія и все искусство врачей, усиливалась все болѣе и болѣе, такъ что наконецъ и врачи не могли близко подходить къ нему — отъ нестерпимаго смрада, выходившаго изъ его ранъ. Среди такихъ ужасныхъ мученій онъ позналъ могущество Бога христіанскаго, вспомнилъ всѣ свои жестокости противъ христіанъ и издалъ указъ о прекращеніи гоненія. Но такъ какъ обращеніе гонителя было не глубокое, то смерть прекратила его мученія.

Споспѣшникъ и преемникъ жестокостей Галерія Максиміанъ имѣлъ смерть не менѣе мучительную. Оставленный всѣми своими приближенными, онъ рѣшился на самоубійству — принялъ ядъ и четыре дня терпѣлъ ужаснѣйшія мученія, не только въ тѣлѣ, но и въ душѣ; ибо ему представлялся въ болѣзни Самъ Судія небесный и грозилъ ему Своимъ правосудіемъ; наконецъ съ жесточайшими мученіями, какъ-бы среди пытки, нечестивый Максиміанъ извергъ свою душу.

Такимъ образомъ почти всѣ ожесточенные гонители христіанъ испытали на себѣ заслуженный ими гнѣвъ правосуднаго нелицепріятнаго Бога, тогда какъ Констанцій Хлоръ, покровительствовавшій христіанамъ, мирно и благополучно управлялъ своею страною и мирно скончался. Въ лицѣ его сына Константина Великаго Господь готовилъ Своего избранника, который долженъ былъ дать миръ и свободу св. церкви.

г) И здравый разумъ убѣждаетъ насъ, что только въ союзѣ съ церковію можно получить спасеніе, а внѣ сего союза вѣчная и неизбѣжная гибель. Прежде всего нужно признать, что всякій человѣкъ рождается съ Адамовымъ (или прародительскимъ) грѣхомъ и послѣ того весьма много совершаетъ различныхъ грѣховъ. Между тѣмъ въ свящ. писаніи сказано, что «ничто скверное не можетъ войти въ небесное царство». А совершая грѣхи, онъ чувствуетъ въ совѣсти своей тяжесть и безпокойство, которыя дѣлаютъ его несчастливымъ. Кто же можетъ снять съ него эту тяжесть и успокоить его совѣсть? Кто вообще можетъ очиститъ его отъ грѣховной скверны, которая закрываетъ ему входъ въ небесное царство? Не другой кто, какъ только церковь въ таинствахъ крещенія и покаянія, установленныхъ Господомъ для христіанъ. Кромѣ церкви никто и ничто не въ силахъ сдѣлать этого.

Далѣе — мы видимъ и знаемъ, что всѣ находящіеся внѣ христіанской церкви (язычники, магометане, евреи и т. д.) живутъ дурно, не по совѣсти, не такъ, какъ слѣдуетъ жить разумному существу — человѣку; знаемъ также, что они и не могутъ жить иначе, такъ какъ не имѣютъ надежнаго и высшаго руководителя — Св. Духа, наставляющаго на всякую истину. Хотя и между христіанами встрѣчаются, къ прискорбію, живущіе не по христіански, но, во всякомъ случаѣ, только въ христіанской церкви мы имѣемъ возможность проводить вполнѣ благочестивую жизнь и достигать величайшей степени святости, какъ показываютъ житія святыхъ. Здѣсь мы имѣемъ и высочайшій образецъ жизни въ лицѣ безгрѣшнаго Богочеловѣка (Христа Спасителя), и вѣрнаго и великаго руководителя къ святой жизни и просвѣтителя въ лицѣ Духа Святаго. «Невозможное для человѣка», сказано въ словѣ Божіемъ, «возможно для Бога», т. е., если мы будемъ искренно желать и стремиться къ богоугодной жизни, то Духъ Св. поможетъ намъ Своею благодатію и сдѣлаетъ за насъ то, чего мы не въ силахъ сдѣлать по нашей слабости.

III. Братія! Будемъ же твердо держаться св. православной церкви, внѣ общенія съ которой ожидаетъ насъ вѣчная гибель. Да будетъ въ памяти нашей всегда слово св. Иринея ліонскаго: «тѣ, кои не прибѣгаютъ къ церкви, не причастны дѣйствія Духа Святаго, и потому лишаютъ себя блаженной жизни». (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 192-195.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0