Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать третій день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Луппъ.

(Объ отношеніяхъ господъ и слугъ).

I. Св. муч. Луппъ, память котораго нынѣ празднуется св. церковію, былъ слугою св. великомуч. Димитрія. Находясь при кончинѣ своего господина, онъ омочилъ его кровію свои одежды и перстень и творилъ ими многія чудеса въ Солунѣ, за что, по повелѣнію Максиміана, былъ усѣченъ мечемъ.

II. Св. муч. Луппъ, бывшій слугою св. великомуч. Димитрія, подаетъ всѣмъ слугамъ образецъ христіанскаго отношенія къ господамъ своимъ.

Бр.-христ.! Въ нынѣшнее время не всегда можно видѣть добрыя отношенія между хозяевами и прислугой. Хозяева жалуются на прислугу, на ея невѣрность, лѣность, грубость и другіе пороки. Прислуга жалуется на хозяевъ, что не цѣнятъ ея трудовъ, не вознаграждаютъ какъ должно, что слишкомъ строги, требовательны къ своимъ служащимъ. Можетъ быть и справедливы подобныя жалобы — и хозяевъ и слугъ. Но откуда онѣ? Гдѣ главный корень ихъ? Корень ихъ въ самолюбіи. Каждый ищетъ своего, требуетъ одного, чтобы другіе точно исполняли для него то, что обязаны исполнять. Но отъ чего при этомъ не обратятъ вниманія на самихъ себя, на свое поведеніе въ отношеніи къ тѣмъ, съ которыхъ много требуютъ? Тогда навѣрное не было бы такихъ взаимныхъ неудовольствій между хозяевами и прислугой.

а) Хозяинъ говоритъ, что не хороша у него прислуга, что онъ не можетъ найти хорошихъ людей. Но хозяева спрашивали ли себя когда-нибудь: хороши ди они для своихъ слугъ, — своимъ терпѣніемъ, кротостію и снисходительностію стараются ли смягчить грубость и дерзость ихъ? Своими совѣтами, наставленіями, увѣщаніями стараются ли искоренить худыя привычки у нихъ? Когда слуга вѣренъ, честенъ, стараются ли оцѣнить эту честность и чѣмъ-нибудь вознаградить его за нее? Къ несчастію, не то мы видимъ на самомъ дѣлѣ. Холодно, безучастно относится большая часть хозяевъ къ своей прислугѣ. Они смотрятъ на слугу, какъ на рабочую силу, которая нужна имъ дотолѣ, доколѣ работаетъ, какъ должно, доставляетъ прибыль имъ. Почему-нибудь сдѣладась прислуга неспособна къ своему дѣлу: по старости ли, по внезапной ли болѣзни, они спѣшатъ сдѣлать одно — скорѣе удалить ее отъ себя. Не многіе изъ хозяевъ постараются потерпѣть ее, пригласить врача; а посѣтить въ больницѣ — это рѣдкое явленіе. А между тѣмъ, какъ это дорого для больного слуги! Какая это быда бы для него высокая награда. Мало хозяева дѣлаютъ добра прислугѣ и въ другихъ случаяхъ. Имѣя ихъ много, напр., на фабрикахъ, могли бы устроить школу, читальню, духовно-нравственныя бесѣды, и ничего такого для нихъ не дѣлаютъ, оставляя цѣлыя массы народа въ духовной тьмѣ. Есть, впрочемъ, и исключенія, но это рѣдкость. Многіе изъ слугъ никогда не бываютъ въ храмѣ, подолгу не говѣютъ, а хозяева и не подумаютъ вразумить ихъ. Но что всего прискорбнѣе, многіе даже намѣренно отвлекаютъ ихъ отъ храма и отъ исполненія христіанскаго долга, боясь упущеній по хозяйству; у многихъ хозяевъ служащіе и въ праздники работаютъ, торгуютъ, какъ и въ будни. Какой тяжелый грѣхъ принимаютъ на свою душу всѣ таковые хозяева! Самое средство воздѣйствовать на кого бы то ни было, — это дѣлать какъ можно болѣе добра для того. Итакъ, заботьтесь о прислугѣ, какъ о себѣ самихъ, и прислуга ваша тронется тѣмъ, будетъ исправнѣе, и вы будете болѣе довольны ею.

б) Съ своей стороны прислуга жалуется на хозяевъ, на ихъ взыскательность и строгость, требуетъ отъ нихъ вниманія, снисхожденія, кроткаго и ласковаго обращенія. Положимъ, прислуга права въ этомъ случаѣ. Но отчего ей не подумать вотъ о чемъ: съ своей стороны дѣлаетъ ли она что-нибудь, чтобы заслужить снисхожденіе и вниманіе? Снисходятъ къ тѣмъ, которые сознаютъ свою неисправность, выражаютъ раскаяніе, просятъ прощенія и даютъ намѣреніе исправиться. Но что, если по гордости своей прислуга не хочетъ выразить предъ хозяевами раскаянія, не хочетъ ни сознать своей неисправности, ни дать обѣщанія исправить себя? За что же имъ ожидать снисхожденія и прощенія? Кротко обращаются съ тѣми, которые сами кротки и смиренны. Но что, если прислуга говоритъ постоянно хозяевамъ дерзости, оказываетъ имъ неповиновеніе, постоянно оскорбляетъ ихъ? Кто же виноватъ послѣ этого въ недобрыхъ отношеніяхъ хозяевъ къ прислугѣ, какъ не сама прислуга! Смирись прислуга, и ей будетъ хорошо, и хозяева будутъ довольны ею. Ропщетъ еще прислуга на то, что не умѣютъ цѣнить трудовъ, усердія ея. Но прежде она спросила бы себя: дѣйствительно ли велико ея усердіе къ хозяевамъ? Радѣетъ ли о пользѣ хозяйской, какъ о собственной? Что, если вниманія отъ хозяевъ ищутъ, ждутъ, а сами готовы измѣнить имъ и измѣняютъ на каждомъ шагу? Ни хорошаго слова о нихъ не скажутъ, ни, какъ должно, о пользѣ ихъ непорадѣютъ, крадутъ ихъ собственность, и другимъ показываютъ путь къ тому. Если слуга желаетъ себѣ вниманія хозяйскаго, долженъ заслужить его, и заслуживай вѣрностью, честностію, дѣйствительнымъ усердіемъ.

III. Итакъ, хозяева и слуги, вмѣсто ропота другъ на друга, провѣряйте лучше свое поведеніе другъ къ другу: христіанское ли это поведеніе? любовь-ли, заповѣданная Христомъ, служитъ основаніемъ его? Не очень ропщите на испорченность прислуги, вы, хозяева, потерпите ея немощамъ ради Христа, потерпѣвшаго за насъ и принявшаго зракъ раба, и вы, служащіе, не ищите себѣ за свой честный трудъ награды отъ однихъ хозяевъ; помните: есть Богъ всевѣдущій, Который видитъ каждый шагъ вашей жизни. Не оцѣнятъ васъ хозяева, оцѣнитъ Господь службу вашу и за все воздастъ вамъ. (Сост. по Ч.-М. и «Душеп. чт.» 1885 г., іюль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ преимущественно по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Протоіерей Магистръ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (Около 400 поученій). — Третье пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1901. — С. 182-183.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0