Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцать второй день.

[Поуч. 2-е.] Св. муч. Евлалія дѣва.

(Пойдемъ ко Христу!)

I. Св. Евлалія, память коей вмѣстѣ съ муч. Агаѳоникомъ, Зотикомъ и др. совершается нынѣ, была дочь благочестивыхъ родителей, жившихъ въ Испаніи, въ селеніи близъ нынѣшняго города Барцелоны. Съ самаго дѣтства ея была она такъ твердо воспитана въ христіанской вѣрѣ, что уже въ 14-ти лѣтнемъ возрастѣ оказалась созрѣвшею для мученическаго подвига, дабы чрезъ него отойти къ своему небесному Жениху.

Въ 303-мъ году, когда происходило гоненіе на христіанъ при императорахъ Діоклитіанѣ и Максиміанѣ, Евлалія услышала, что и въ ихъ городъ прибылъ игемонъ Дакіанъ, по повелѣнію котораго розыскиваются и предаются истязаніямъ христіане, которые отказываются отъ участія въ идольскихъ жертвоприношеніяхъ. Тогда Евлалія, ночью, не предупредивъ даже своихъ родителей, отправилась въ городъ. Приближаясь рано утромъ къ городскимъ воротамъ, она услышала голоса вѣстниковъ, созывавшихъ народъ на позорище, которое предстояло вѣрнымъ исповѣдникамъ Христа. Стремительно пробравшись черезъ толпу народа, она подошла къ игемону и сказала ему: — «Судія неправедный! Ты сидишь на высокомъ мѣстѣ, но не боишься Бога, Который выше всѣхъ! Развѣ ты сидишь здѣсь для того, чтобы губить невинныхъ людей, проливать невинную кровь христіанъ?»

Пораженъ былъ игемонъ неустрашимостью молодой исповѣдницы: онъ сталъ уговаривать ее поберечь себя, отречься отъ вѣры во Христа, но когда увидѣлъ, что всѣ увѣщанія его напрасны, то приказалъ предать ее истязаніямъ. Она же, какъ бы и не чувствуя страданій, вся углубилась въ молитву и, наконецъ, воскликнувъ: «Господи Іисусе Христе! Услышь молитву мою, успокой меня съ Твоими избранными въ царствіи Твоемъ!» предала Богу свою душу.

Къ тѣлу мученицы приставлена была стража, чтобы христіане не похитили его.

Между тѣмъ родители Евлаліи розыскивали исчезнувшую дочь... Придя въ городъ, они услышали о томъ, что она совершила, и увидѣли ее мертвую, привязанную къ дереву. Невольно плакали они, смотря на нее издали, и вмѣстѣ съ тѣмъ чувствовали неизъяснимую радость при видѣ ихъ дочери-мученицы... Черезъ 3 дня христіанамъ удалось пріобрѣсти останки святой мученицы и предать ихъ христіанскому погребенію.

II. Св. мученица Евлалія, едва достигнувъ 14-ти лѣтняго возраста, настолько созрѣла въ духовной жизни, настолько укрѣпилась въ святой любви ко Христу, небесному Жениху ея, что, оставивъ домъ, родителей и всѣ мірскія привязанности, она пошла ко Христу, Царю и Богу, не убоявшись самыхъ лютыхъ мученій.

а) Братія христіане! Пойдемъ и мы ко Христу не путемъ мученическаго пролитія крови за Христа, что теперь и не требуется отъ насъ, а путемъ послушанія заповѣдямъ Его, чрезъ живую и дѣятельную вѣру въ Него, любовь къ Нему и надежду на Него.

Обремененные грѣхами, пойдемъ къ Господу нашему І. Христу, Который Самъ зоветъ насъ: пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, и Я упокою васъ (Матѳ. 11, 28). Онъ, Всесвятый и Всемилостивый, не отгонитъ отъ Себя никого, приходящаго къ Нему: Онъ и въ міръ сей приходилъ не для праведниковъ, но именно для спасенія такихъ грѣшниковъ какъ мы. Пойдемъ и припадемъ къ Нему, и слезами и рыданіемъ скажемъ Ему: Господи! спаси насъ; погибаемъ (Матѳ. 8, 25).

Пойдите къ Нему вы, труженики мысли, мученики знанія, ищущіе истины съ такою ревностью и усиліемъ, что нерѣдко пропускаете ее между глазъ, не надѣясь, чтобъ истина была такъ проста, ясна и близка. Пойдемъ къ Нему: Онъ путь и истина и жизнь (Іоан. 14, 6). Не хвалитесь вашею мудростью, но сами признайте ее юродствомъ предъ Богомъ. Если вы, изъ страха, еще не рѣшились итти къ Нему явно, то, подобно Никодиму, идите къ Нему хоть тайно, украдкою отъ собственныхъ вашихъ сомнѣній и предубѣжденій. Онъ и васъ, какъ Никодима, научитъ тайнѣ возрожденія. Тогда уже и вы, подобно Никодиму, не убоитесь, но за блаженство для себя почтете погребсти Его... въ собственномъ вашемъ сердцѣ. Бросьте ложный стыдъ и ложную гордость; сложите все ваше высокоуміе со всѣми сомнѣніями у пречистыхъ ногъ Его. Онъ зоветъ и ожидаетъ васъ; Онъ разрѣшитъ и упокоитъ всѣ тревожныя думы вашего разума.

Пойдите къ Нему вы, несчастные братья, невѣрующіе и маловѣрующіе! Вы сами знаете, что ваше состояніе — самое тяжкое изо всѣхъ несчастныхъ состояній на свѣтѣ. Для васъ во всей природѣ нѣтъ ни одной твердой точки опоры; вы — сироты въ странѣ бытія... Заплачьте предъ Господомъ Іисусомъ; разскажите Ему о вашемъ безотрадномъ состояніи. Онъ приметъ васъ и успокоитъ васъ.

Пойдите къ Нему вы, болящіе душою и тѣломъ, печальные, плачущіе, нищіе, разлученные, гонимые, оклеветанные, обиженные, сидящіе въ темницахъ, осужденные и ожидающіе смерти! Онъ давно уже назвалъ васъ братьями Своими. Онъ всѣхъ васъ облегчитъ и успокоитъ. Нѣтъ такого горя на свѣтѣ, въ которомъ Онъ не могъ бы утѣшить васъ. Подъ защитою Господа І. Христа самая смерть для истиннаго христіанина уже не имѣетъ ничего ужаснаго. Гдѣ твое, смерть, жало? гдѣ твоя, адъ, побѣда? (1 Кор. 15, 55). Если мы пойдемъ и посреди сѣни смертной, мы и тамъ съ Господомъ І. Христомъ ничего не убоимся: и тамъ дивно сохранитъ насъ Божественная десница Его!

б) Какимъ же путемъ можно притти къ Нему?

Пойдемъ, любезные братья и сестры, въ православную Христову церковь. Онъ тамъ. Это самый кратчайшій и вѣрный путь къ Нему. Слышите ли призываніе священнослужителя Его: со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите? Это — къ Нему зоветъ насъ служитель Его. Самъ Спаситель нашъ видимымъ образомъ присутствуетъ здѣсь въ Божественомъ таинствѣ евхаристіи. Здѣсь честная кровь и честное тѣло Его... Содрогнись, христіанская душа, отъ такой страшной и любвеобильной близости Господа твоего, Который говоритъ: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56). Боже нашъ! Да изліется въ благодарныхъ слезахъ вся наша душа предъ Тобою за Твои великія благодѣянія, за то, непостижимое умомъ, но чувствуемое сердцемъ, обоженіе, котораго Ты удостоиваешь человѣческое естество наше! — Вкусивши и видѣвши, сколько Ты благъ, мы ли будемъ удаляться отъ Твоей церкви, чрезъ которую мы приходимъ къ Тебѣ? Мы ли будемъ рѣдко посѣщать Твой храмъ, изъ котораго льется столько благодати, озаренія и спасенія на всю нашу жизнь отъ колыбели до гроба? Мы ли промѣняемъ молитвенное присутствіе при богослуженіи на какія-либо игрища и мірскія забавы? Мы ли будемъ стоять въ Твоемъ храмѣ разсѣянно, гордо и невнимательно, не участвуя духомъ нашимъ въ священныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, которыя, съ куреніемъ ѳиміама, восходятъ отъ земли на небо?..

Но Господь не только въ храмѣ, но и внѣ храма: проникнемся этимъ чувствомъ вездѣприсутствія Божія.

Смотрите: еще ветхозавѣтный праведникъ какъ живо чувствовалъ близость Господа. Предзрѣхъ, говоритъ онъ, Господа предо мною выну (всегда), яко одесную мене есть (Псал. 15, 8); я вижу Господа всегда предъ собою, — Онъ всегда стоитъ возлѣ меня. Братіе мои! Это сущая дѣйствительность. Мы окружены невидимымъ для насъ міромъ духовнымъ; на насъ устремлено всевидящее око Господа; мы ходимъ въ присутствіи Его; каждый шагъ нашъ, каждое помышленіе и намѣреніе наше Онъ видитъ. При Немъ стоитъ пречистая Матерь Его, Креститель и Предтеча Его; окружаютъ Его ангелы и архангелы, ликъ пророковъ, апостоловъ, мучениковъ, исповѣдниковъ и всѣхъ святыхъ, отъ вѣка благоугодившихъ Ему. Всѣ они смотрятъ на насъ, соболѣзнуютъ намъ, любятъ насъ, молятся о насъ. Падемъ во прахъ предъ Господомъ и святыми Его и возопіемъ сердцемъ и устами: Господи, помилуй насъ! Пресвятая Богородице, спаси насъ! Святые всѣ, молитесь Богу о насъ грѣшныхъ! Прежде даже до конца не погибли мы въ своихъ грѣхахъ, спасите насъ! Пусть такая молитва не разстается съ нашимъ сердцемъ и мыслію — и дома, и въ пути, и въ уединеніи, и въ обществѣ. Молитву нашу будемъ сопровождать самымъ осязательнымъ знакомъ присутствія силы Божіей — крестнымъ знаменіемъ. Знаменіе честнаго креста, производимое съ вѣрою и любовью, совершаетъ великія чудеса вездѣприсущаго намъ милосердія Божія. Силу святого креста знаетъ исторія и адъ! (См. № 184 Аѳонск. листка).

III. Сохранимъ же навсегда въ нашемъ сердцѣ сознаніе божественной силы и вездѣприсутствія Господа и будемъ жить постоянно въ присутствіи Его, яко одесную насъ есть. — Чувствуя близость Господа, мы не пойдемъ туда, куда бы Онъ не пошелъ съ нами, и не будемъ дѣлать того, чего бы Онъ не сдѣлалъ. Стопы наши, т. е. вся наша жизнь, будутъ тогда направлены по слову и по закону Его (Псал. 118, 183). Тогда и Онъ, всесвятый и многомилостивый, пріидетъ къ намъ и въ насъ сотворитъ обитель для Себя купно со Отцемъ и Святымъ Духомъ (Іоан. 14, 23), Ему же честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 190-192.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0