Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Двадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. прор. Самуилъ.

(Противъ неблагочиннаго поведенія дѣтей въ храмѣ Божіемъ).

I. Св. нынѣ прославляемый пророкъ Самуилъ былъ еще отъ чрева матери предуказанъ Богомъ, какъ судія и первосвященникъ народа израильскаго. Отецъ его Елканъ имѣетъ двухъ женъ Анну и Феинану. Послѣдняя имѣла дѣтей, а Анна была неплодна. А неплодство женщины считалось большимъ позоромъ у евреевъ, поэтому и Анна терпѣла поношеніе. Каждый годъ Елканъ со всѣмъ своимъ семействомъ отправлялся въ городъ Силомъ, гдѣ была скинія и ковчегъ завѣта и куда для принесенія жертвы стекались всѣ племена израильскія. Однажды послѣ принесенія жертвы Феинана укорила Анну за неплодство; та въ глубокой горести пришла въ скинію (переносный храмъ у евреевъ) и пламенно молилась Богу, да отыметъ Онъ поношеніе безчадія, обѣщая рожденное дитя, если оно будетъ мужескаго пола, посвятить на служеніе Богу. Молитва Анны исходила изъ глубины сердца и выражалась только въ движеніи устъ, голоса же не было слышно. Бывшій въ то время первосвященникъ Илій, посмотрѣвъ на Анну, подумалъ, что она пьяная, и сказалъ: «выйди изъ святаго мѣста и протрезвись». Анна отвѣчала ему: «никогда не вкушала я ничего опьяняющаго, но въ скорби души моей я изливаю предъ Богомъ свою молитву о снятіи съ меня поруганія за безчадіе». Илій, по внушенію отъ Бога, сказалъ скорбящей Аннѣ: «иди съ миромъ, Богъ исполнитъ прошеніе твое». Она успокоилась и возвратилась домой съ твердою надеждою на обѣтованіе Божіе, которое скоро и исполнилось. Неплодство Анны разрѣшилось: она зачала и родила сына, котораго назвала Самуилъ, что значитъ испрошенный у Бога. По истеченіи трехъ лѣтъ отъ рожденія Самуилъ былъ отведенъ въ Силомъ и тамъ, по обѣту матери, оставленъ для служенія при скиніи. Въ то время также при скиніи жили дѣти первосвященника Илія Офни и Финеесъ. Пользуясь слабостію престарѣлаго родителя, они потеряли всякое уваженіе къ святынѣ, не имѣли страха Божія, вели себя безчинно въ домѣ Божіемъ. Богъ вразумляетъ первосвященника Илія сначала чрезъ одного пророка, потомъ чрезъ прор. Самуила, который не слѣдовалъ примѣру развращенныхъ товарищей своихъ, но исполнялъ свои обязанности при скиніи съ благоговѣніемъ, потому и угоденъ былъ предъ Богомъ и людьми. Однажды Самуилъ спалъ въ скиніи и услышалъ голосъ: «Самуилъ, Самуилъ!» Подумавъ, что его зоветъ Илій, онъ подошелъ къ нему, но первосвященникъ сказалъ, что онъ его не звалъ. Это повторилось въ другой разъ и потому Илій, предугадывая призваніе Божіе, велѣлъ Самуилу, если онъ еще услышитъ голосъ, отвѣчать: «слышитъ рабъ Твой, Господи!» Когда на таинственный голосъ въ третій разъ Самуилъ откликнулся такъ, какъ былъ наученъ Иліемъ, Богъ открылъ ему приближающуюся казнь на домъ Илія за неблагочиніе дѣтей его. Самуиль откровенно сказалъ Илію то, что ему открылъ Господь, но онъ попрежнему оставался безпеченъ въ исправленіи своихъ развращенныхъ дѣтей. Вскорѣ, дѣйствительно, наказаніе Божіе постигло все семейство первосвященника. Когда на израильтянъ напали враги Филистимляне, то Илій, для большаго успѣха въ побѣдѣ, отпустилъ въ войско ковчегъ завѣта съ своими сыновьями, но и святыня не помогла; ковчегъ завѣта былъ взятъ въ плѣнъ, израильтяне были побѣждены и сыновья первосвященника были убиты. Услышавъ объ этомъ, Илій упалъ со стула и тутъ же умеръ; также внезапно умерли и остальные члены семьи. Такъ истребился родъ первосвященника Илія; вмѣсто Илія впослѣдствіи былъ избранъ Самуилъ, который возстановилъ благочестіе въ народѣ израильскомъ, управлялъ израилемъ до глубокой старости и помазалъ на царство, по повелѣнію Божію, первыхъ царей израильскихъ — Саула и Давида. (См. «Воскр. день» за 1894 г.).

II. Изъ этого разсказа вы, братія христіане, видите какая строгая кара постигаетъ дѣтей, неблагочиніемъ въ храмѣ Божіемъ оскорбляющихъ Бога! А кто виноватъ въ неблаговоспитанности дѣтей? Конечно, родители, которые съ раннихъ лѣтъ не вкоренили въ сердца дѣтей страха и благоговѣнія къ Богу. Поэтому и гнѣвъ Божій постигаетъ, какъ мы видѣли, не только дурныхъ дѣтей, но и родителей ихъ. Да это и понятно: вѣдь, дѣти все хорошее и дурное перенимаютъ главнымъ образомъ у родителей. Каковы родители, таковы по большей части и дѣти. Если родители сами не любятъ ходить въ храмъ Божій, а занимаются въ праздники какими-либо пустыми дѣлами, то нельзя ожидать, чтобы и дѣти ихъ шли съ охотою въ храмъ Божій; если и придутъ подобныя дѣти въ церковь, то стоятъ въ ней нескромно, безчинно, зная, что за ними не слѣдятъ ихъ родители. Нѣтъ, родители, старайтееь учить дѣтей страху Божію съ раннихъ лѣтъ. Если кто въ молодости нехорошъ, послѣ исправить трудно. Притомъ же старайтесъ учить ихъ не словомъ, убѣжденіемъ только, а главнымъ образомъ собственнымъ примѣромъ, потому что добрая ваша жизнь убѣдительнѣе всякихъ словъ. При этомъ помните, что за небрежное воспитаніе дѣтей вы дадите строгій отвѣтъ Богу; напротивъ, если дѣти ваши будутъ благовоспитаны, то вы предъ лицомъ Господа съ радостью скажете: вотъ я, Господи, и дѣти мои, которыхъ Ты мнѣ далъ.

III. Итакъ, пусть же родители пріучаютъ своихъ дѣтей входить въ храмъ Божій и стоять въ немъ съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ, словомъ, стоять «добрѣ», какъ и приглашаетъ къ сему св. церковь нарочитыми возгласами. (Состав. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 186-188.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0