Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Девятнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Св. муч. Андрей стратилатъ.

(Какъ мірянину можно спастись?)

I. Св. муч. Андрей, замученный за Христа при императорѣ Максимиліанѣ, жестокомъ гонителѣ христіанъ, былъ стратилатомъ, т.-е. военачальникомъ. Но высокое воинское званіе не препятствовало ему получить спасеніе. Это указываетъ на ту истину, что и мірянину среди его житейскихъ занятій спастись можно. Для сего не нужно итти непременно вамъ въ монастырь или пустыню.

II. Богъ премилосердый содѣлываетъ наше спасеніе православною вѣрою, добрыми дѣлами и Своею благодатію. Православная вѣра есть та, которую содержитъ едина святая, соборная и апостольская церковь восточная; безъ сей вѣры православной никакъ нельзя никому спастись. — Добрыя дѣла — это евангельскія заповѣди, безъ исполненія которыхъ, какъ и безъ вѣры, также невозможно никому спастись. Вѣра православная безъ добрыхъ дѣлъ мертва, и дѣла добрыя безъ вѣры также мертвы. Желающему спасенія необходимо имѣть и то и другое вмѣстѣ: и вѣру православную съ добрыми дѣлами, и дѣла добрыя съ вѣрою православною, и тогда, при помощи благодати Божіей, споспѣшествующей добрымъ дѣламъ его, онъ спасется по слову Христа, рекшаго: безъ Мене не можете творити ничесоже. И должно знать, что Христосъ Спаситель, Истинный Богъ нашъ, Который хощетъ всѣмъ человѣкомъ спастися, поставилъ въ законъ добрыя дѣла, то есть Свои спасительныя заповѣди евангельскія, равно всѣмъ православнымъ христіанамъ, какъ монахамъ, такъ и мірянамъ, живущимъ съ женами и дѣтьми, и требуетъ отъ всѣхъ православныхъ христіанъ самаго прилежнаго ихъ исполненія; потому что Его св. заповѣди не требуютъ большихъ трудовъ тѣлесныхъ, а одного добраго произволенія души: иго бо святыхъ Его заповѣдей благо и бремя дѣланія ихъ легко есть. Св. заповѣди Христовы, при помощи благодати Божіей, легко можетъ исполнять всякій православный христіанинъ, какого бы онъ ни былъ званія, пола и возраста: и старый и юный, и здравый, и въ немощи лежащій, лишь бы было къ тому расположеніе души. Посему-то тѣ, кто преступаетъ ихъ и не кается, въ страшное второе пришествіе Христово будутъ осуждены вмѣстѣ съ бѣсами на муку вѣчную. — Св. заповѣди евангельскія, наипаче же главнѣйшія, столь необходимы для спасенія, что если одной какой-либо не достаетъ у человѣка, то и спасенія души не бываетъ.

Таковы заповѣди о любви къ Богу и ближнимъ, о кротости и смиреніи, о мирѣ со всѣми и терпѣніи, о томъ, чтобы отъ сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не имѣть ненависти, любить враговъ, творить по силѣ милостыню и душевную и тѣлесную, и понуждать себя со всѣмъ усердіемъ исполнять всѣ прочія заповѣди Христовы, во св. евангеліи написанныя.

Больше всего нужно любить Бога, т.-е. всѣмъ сердцемъ своимъ, и всею душею своею, и всею крѣпостію своею, и всѣмъ помышленіемъ своимъ, и ближняго своего какъ самого себя, и подражая кротости Христовой, до крови подвизаться противу страсти гнѣва.

А жить въ мирѣ со всѣми столь необходимо, что Господь счелъ нужнымъ не разъ повторить Своимъ св. ученикамъ и апостоламъ: миръ вамъ; миръ оставляю вамъ; миръ Мой даю вамъ. И гдѣ миръ Христовъ, тамъ и Самъ Христосъ; а если въ душѣ нѣтъ мира, то нѣтъ тамъ и Христа.

И терпѣніе необходимо для спасенія. Христосъ говоритъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша; а терпѣть надобно не до извѣстнаго только времени, а до самой смерти: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ.

Кто отъ всего сердца прощаетъ ближнему согрѣшеніе его, тому и Богъ прощаетъ согрѣшеніе его.

Кто не осуждаетъ ближняго, тотъ и самъ не будетъ осужденъ отъ Бога. И всѣ прочія заповѣди евангельскія желающій спасенія долженъ блюсти какъ зѣницу ока.

А смиреніе, которое есть основаніе всѣмъ заповѣдямъ евангельскимъ, такъ необходимо для спасенія, какъ дыханіе для жизни: какъ безъ дыханія нельзя жить, такъ безъ смиренія невозможно спастись. Различнымъ образомъ спасались святые Божіи, но безъ смиренія никто изъ нихъ не былъ спасенъ, да и невозможно это. Посему, кто хощетъ спастись, тотъ отъ всего сердца долженъ считать себя предъ Богомъ за грѣшника, самаго грѣшнаго изъ людей, хуже всякаго созданія Божія, вмѣнять себя за прахъ и пепелъ и въ тайнѣ сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всякомъ согрѣшеніи своемъ.

III. Исполняя такимъ образомъ въ смиреніи сердца всѣ заповѣди евангельскія и церковныя, часто исповѣдываясь и пріобщаясь св. Христовыхъ таинъ, молясь Богу съ сокрушеніемъ сердца о прощеніи грѣховъ своихъ, человѣкъ сподобляется милости Божіей и прощенія грѣховъ, и посѣщаетъ его благодать Божія и спасается онъ милостію Божіею несомнѣнно.

Итакъ, въ міру можно спастись; вездѣ приметъ насъ Богъ, лишь бы мы жили право, по закону Божію. Не спасутъ насъ черныя одежды и не погубятъ бѣлыя, только бы дѣла наши были угодны Господу Богу. И такъ, если ты богатъ, то спасай себя молитвою и милостынею, читай чаще святыя книги и живи такъ, какъ онѣ велятъ. Если же ты бѣденъ, то своими руками добывай себѣ хлѣбъ, и своихъ семейныхъ питай отъ труда рукъ своихъ. Берегись воровства и всякаго грѣха. Благодари Бога и за то самое, что ты трудишься предъ Богомъ не ради богатства, а по нищетѣ своей, сохраняя себя въ чистотѣ и прочихъ добродѣтеляхъ, и ты получишь за сіе отъ Бога двойную награду. Вѣдь Самъ Господь сказалъ: кому много дано, отъ того много и взыщется. А твой одинъ ломоть хлѣба, поданный такому же, какъ ты, убогому, Богъ, можетъ быть, оцѣнитъ дороже многихъ жертвъ, приносимыхъ богатыми. Помни, вѣдь не монахамъ сказано будетъ на страшномъ судѣ: нагъ бѣхъ и не одѣясте Мене, страненъ и не введосте Мене, боленъ и не посѣтисте Мене... Монахамъ запрещается безъ крайней нужды изъ монастыря выходить даже и изъ келліи. И не пустынникамъ скажетъ Господь: въ темницѣ бѣхъ и не посѣтисте Мене... Это сказано будетъ Господомъ тѣмъ, кто въ мірѣ живетъ. — Если кто будетъ злословить тебя, не позволяй слову гнѣвному исходить изъ устъ твоихъ. Если кто будетъ обижать тебя, не поропщи на него, не противорѣчь ему. Молись Богу за такого человѣка, чтобы онъ помирился съ тобою. Постись больше постомъ духовнымъ, нежели тѣлеснымъ. Не порадуйся, когда врагъ твой будетъ въ несчастіи. Не поскорби, если увидишь брата твоего богатѣющимъ. Пусть каждый часъ исходитъ имя Господне изъ самаго сердца твоего; ѣшь ли, пьешь ли, или что другое дѣлаешь, всегда говори: «Господи Іисусе Христе Боже нашъ, помилуй насъ!» Только дѣлай это въ тайнѣ, чтобы никто не замѣтилъ. Бойся, чтобы лукавый не посѣялъ тебѣ въ сердцѣ пагубнаго самомнѣнія. Если помыслъ скажетъ тебѣ: «вотъ, ты ужъ угодилъ теперь Господу Богу», — то ты вспомни грѣхи свои прежніе. А если онъ будетъ напоминать многое множество грѣховъ твоихъ и внушать: «много ты-де нагрѣшилъ, нѣтъ тебѣ прощенія», — ты не слушай его, а скажи: «Господь мой І. Христосъ затѣмъ и пришелъ, чтобы грѣшниковъ спасти». Живи такъ и спасешься благодатію Христовою. (Сост. Г. Д. по соч. Паисія Величковскаго и Прологу, сн. № 102 Тр. листка).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 182-184.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0