Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Девятнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Празднованіе Донской иконѣ Божіей Матери.

(Происхожденіе церковной пѣсни: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего!» съ нравственными уроками).

I. Въ день прославленія Божіей Матери, честнѣйшей херувимовъ и славнѣйшей безъ сравненія серафимовъ, какъ поется въ извѣстной церковной пѣсни, умѣстно будетъ, братіе, побесѣдовать съ вами о происхожденіи этой священной пѣсни. Какъ часто слышимъ мы эту священную пѣснь въ честь Пресвятыя Богородицы: она поется ежедневно за богослуженіемъ. Но не только мы — грѣшные прославляемъ Богородицу, Ее прославляютъ небожителя, ангелы и всѣ небесныя воинства, потому что Она честнѣйшая херувимовъ; и замѣчательно, что ту же пѣснь, которою мы прославляемъ Матерь Божію, воспѣваютъ ангелы Божіи на небѣ.

Въ одной келліи на св. горѣ Аѳонской подвизался съ своимъ послушникомъ одинъ старецъ священноинокъ. Однажды пожелалъ онъ выслушать всенощное бдѣніе подъ воскресный день въ соборѣ и пошелъ туда, а ученикъ его остался дома. Настала ночь и вотъ юноша слышитъ стукъ въ дверь. Отворяетъ и видитъ незнакомаго странника-монаха. Онъ вводитъ его въ келлію и оставляетъ на ночлегъ. Между тѣмъ настало время службы Божіей и оба они — и хозяинъ и гость, съ благоговѣніемъ начали въ ночной тишинѣ славословить Господа. Тихо текла своимъ порядкомъ ихъ всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Дѣву Богородицу и славить честнѣйшую херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія серафимъ, и вотъ они стали предъ иконою Ея и начали пѣснопѣнье... Инокъ-хозяинъ, полный сердечнаго умиленія и благоговѣнія ко Всепѣтой, трогательно запѣлъ: Честнѣйшую херувимъ и Славнѣйшую безъ сравненія серафимъ, безъ истлѣнія Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаемъ. Но дивный гость сладкимъ ангельскимъ голосомъ началъ: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, — а къ этому уже прибавилъ и Честнѣйшую до конца. — «Чудно!» — воскликнулъ до слезъ растроганный новою пѣснію инокъ: «но мы поемъ только Честнѣйшую... А такой пѣсни Достойно есть до сей поры никогда не слыхали и не только мы, но предки наши. Впрочемъ, умоляю тебя: напиши мнѣ эту пѣснь, чтобы и я могъ такъ же, какъ ты, величать и славить Богородицу». «Хорошо, сказалъ незнакомецъ, дай мнѣ бумаги и чернилъ, я напишу тебѣ эту пѣснь для памяти». — «Прости, брате, съ прискорбіемъ отвѣчалъ инокъ гостю: занимаясь молитвою и рукодѣліемъ, мы рѣдко въ нихъ нуждаемся, и потому сейчасъ нѣтъ ни того, ни другого». — «Такъ принеси мнѣ хотя какую-нибудь каменную плиту», сказалъ гость. Инокъ-хозяинъ сейчасъ же принесъ и подалъ ему плиту, а тотъ своимъ перстомъ началъ писать на ней всю упомянутую пѣснь, и — о чудо! какъ воскъ смягчился камень подъ рукою старца-посѣтителя: его пишущій палецъ глубоко врѣзывался въ камень, и слова четко и ясно отпечатлѣвались на плитѣ. Окончивъ писаніе, таинственный гость подалъ хозяину камень и сказалъ: «отнынѣ навсегда такъ пойте и вы, и всѣ православные христіане», — сказалъ и какъ молнія вдругъ исчезъ... Это былъ архангелъ Гавріилъ, посланный отъ Бога возвѣстить христіанамъ сложенную ангелами пѣснь въ честь Матери Божіей. Радость и трепетъ объялъ смиреннаго инока-юношу, долго онъ, пораженный чудомъ, съ благоговѣніемъ стоялъ предъ начертанными рукою архангела словами и, не довѣряя себѣ, ощупывалъ ихъ руками, перечитывалъ и заучивалъ наизусть. На разсвѣтѣ возвратился старецъ и засталъ своего ученика поющимъ новую пѣснь. «Гдѣ ты такъ пѣть выучился?» — спросилъ онъ ученика, удивленный его пѣніемъ. Ученикъ разсказалъ ему все, что случилось, показалъ и на самую доску съ чудеснымъ начертаніемъ на ней пѣсни: Достойно есть... Съ изумленіемъ смотрѣлъ старецъ на эту исписанную неземною рукою каменную плиту, много разъ перечитывалъ священную пѣснь и наконецъ, взявши камень, представилъ его на разсмотрѣніе цѣлаго собора старцевъ и разсказалъ всѣ подробности этого событія. Тогда всѣ прославили Господа и воспѣли Пречистой Его Матери новую пѣснь. Св. икону, предъ которой архангелъ воспѣлъ эту пѣснь, стали называть «Достойно есть», эта икона и по сіе время находится на Аѳонской горѣ.

II. а) О, воистину достойно есть величати Богородицу!

Пресвятая Дѣва Марія, будучи подобною всѣмъ смертнымъ, сдѣлалась Матерію Божіею, безсѣменно зачала, носила во чревѣ и родила Бога, Творца и Вседержителя.

Она, по успеніи Своемъ, взошла на небо и, какъ Матерь Божія, вознеслась превыше всѣхъ силъ небесныхъ, сдѣлалась Госпожею и Владычицею міра; Ее славятъ, Ей поклоняются архангелы и ангелы, херувимы и серафимы.

Ее слушаетъ, Ей повинуется вся тварь видимая и невидимая. Какъ намъ, христіанамъ, не ублажать, ежечасно даже, Пресвятой Дѣвы Маріи, когда Самъ Господъ благоволилъ вселиться во утробу Ея, и вслѣдствіе этого кто теперь ближе Ея къ Сыну Божію, чтобы ходатайствовать предъ Нимъ о насъ грѣшныхъ?

Кто наконецъ и любитъ насъ больше Ея? Чудеса милостей Ея неисчислимы. Сколькимъ иконамъ Своимъ сообщила Она чудотворную силу? А все для чего? Для того, чтобы тѣмъ удобнѣе намъ было пользоваться токами Ея щедротъ и благостыни. Поистинѣ, Она для міра христіанскаго — древо свѣтлоплодовитое, отъ него же питаются вѣрніи, древо благосѣннолиственное, имъ же покрываются многи.

б) Матерь Божію, небесную Царицу и Владычицу міра, мы должны непрестанно призывать, къ Ней прибѣгать во всякихъ бѣдахъ и напастяхъ, возлагать на Нее всю надежду и упованіе, и отъ Нея ожидать себѣ милости, заступленія и спасенія; ибо Ей дана отъ Сына Ея и Бога нашего благодать спасать и покрывать родъ христіанскій; Она, по свидѣтельству св. церкви, христіанъ предстательница, вѣрныхъ прибѣжище, стѣна необоримая и покровъ. Она всѣхъ обидимыхъ помощница, ненадѣющихся надѣяніе, убогихъ заступница, печальныхъ утѣшеніе, алчущихъ кормительница, нагихъ одѣяніе, больныхъ исцѣленіе, вѣрныхъ спасеніе (молит. Богород.). Къ сей великой Заступницѣ прибѣгая, мы должны изъ глубины души взывать: Владычице, помози, на ны милосердовавши! Пресвятая Богородице, спаси насъ!

в) Но чтобы наши пѣснопѣнія и молитвы были угодны Пресвятой Дѣвѣ Маріи, мы должны удаляться отъ грѣховъ. Въ противномъ случаѣ наши пѣснопѣнія и молитвы не только не будутъ пріятны Пречистой Матери Божіей, но даже и оскорбительны для Нея. Вотъ что говоритъ объ этомъ св. Димитрій ростовскій: «послушайте меня, всѣ грѣшники, отъ нихъ же первый есмь азъ! Къ вамъ и къ себѣ обращаюсь: повторяемъ мы архангельское привѣтствіе Пресвятой Дѣвѣ — "Радуйся", читаемъ акаѳисты, припадаемъ къ Владычицѣ нашей, молимся Ей, а отъ грѣховъ нашихъ не воздерживаемся, объ истинномъ покаяніи не заботимся. Что же, мы думаемъ, — угодно будетъ наше моленіе, пѣніе и поклоненіе Пресвятой Дѣвѣ Богородицѣ?... Если бы кто вырвалъ у матери изъ рукъ любимое дитя, бросилъ его на землю и сталъ попирать ногами, потомъ на ея глазахъ заклалъ бы его ножемъ въ сердце, а затѣмъ подошелъ бы къ ней и, кланяясь, сталъ бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мнѣ милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и привѣтствія убійцы? Судите сами».

«А мы, грѣшники нераскаянные, каждый разъ, какъ согрѣшаемъ, отнимаемъ Господа І. Христа изъ рукъ Пренепорочной Его Матери; повергаемъ, попираемъ и прободаемъ, снова распиная Его на крестѣ!... И смотритъ на все это Матерь Божія, а мы, распинатели Ея Сына, припадаемъ къ ней и говоримъ: радуйся! Милостива намъ буди!... Не прогнѣваемъ ли мы Ее еще больше? Не поновляемъ ли Ей сердечную болѣзнь, какую она терпѣла при крестѣ Сына Своего и Бога нашего?» (См. Воскр. день).

III. Къ Богородицѣ прилѣжно нынѣ притецемъ грѣшніи и смиренніи, и припадемъ въ покаяніи зовуще изъ глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаемъ отъ множества прегрѣшеній, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 180-182.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0