Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Девятнадцатый день.

Поуч. 1-ое. День празднованія Донской иконѣ Богоматери.

(Исторія праздника и нравственные уроки, преподаваемые имъ: а) никогда не должно терять вѣры и б) молитва имѣетъ великую силу).

I. Чудотворная Донская икона Божіей Матери, день празднованія которой совершается нынѣ, находится въ Донскомъ монастырѣ, что близъ Москвы, — такъ называемомъ по имени самой иконы и въ честь ея устроенномъ. Особенность этой чудотворной иконы Божіей Матери сравнительно съ другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представленъ Богомладенецъ І. Христосъ съ хартіею въ рукѣ, какъ символомъ, т.-е. внѣшнимъ знакомъ — божественной мудрости. Кто былъ писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не извѣстно. Извѣстно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половинѣ 14-го вѣка, и находилась первоначально въ Донской области въ церкви Благовѣщенія, въ какомъ-то Сиротиномъ городкѣ и уже тогда была очень чтима въ сердцѣ православныхъ. Изъ Сиротина городка взяли этотъ образъ донскіе казаки въ свой станъ, когда, по просьбѣ великаго князя московскаго Димитрія Донскаго, шли на помощь ему противъ грозныхъ полчищъ татарскихъ и ихъ грознаго предводителя Мамая въ 1380 году. Походъ противъ Мамая, какъ извѣстно, былъ первою рѣшительною и необычайною попыткою со стороны русскихъ свергнуть съ себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготѣло надъ русскимъ народомъ уже около полутораста лѣтъ. Походъ этотъ былъ предпринятъ съ благословенія великаго святителя русской земли митрополита московскаго Алексія и славнаго угодника Божія того времени — преподобнаго Сергія Радонежскаго. Главный вождь этого похода, великій князь Димитрій Донской, выступилъ на необычайное дѣло только съ надеждою на Бога и на заступленіе Царицы небесной. И донцы шли въ этотъ походъ съ великою вѣрою въ заступленіе Царицы небесной, и потому, вмѣсто знамени, впереди себя несли на высокомъ древкѣ чтимую ими икону Божіей Матери, взятую изъ Соротина городка, изъ Благовѣщенской его церкви. Во все время войны съ татарами Донская икона находилась среди русскаго православнаго воинства; находилась она въ станѣ русскихъ воиновъ и во время ужасной куликовской битвы (между рѣками Дономъ и Непрядвою). Благодареніе Богу, заступленіемъ Царицы небесной, побѣда осталась на сторонѣ русскихъ; татары въ первый разъ были разбиты русскими и прогнаны; владычество ихъ надъ Русью поколебалось. Приписывая успѣхъ свой силѣ Божіей и заступленію Царицы небесной, русскіе съ чувствомъ живѣйшей радости благодарили Бога и Матерь Божію за одержанную надъ врагами своими побѣду; съ особеннымъ благоговѣніемъ отнеслись они къ Донскому образу Богоматери, предъ которымъ во все время войны усердно молились. Въ уваженіе къ великому князю московскому Димитрію Ивановичу, прозванному Донскимъ за одержанную имъ побѣду на берегахъ рѣки Дона, донцы предложили великому князю въ даръ свой образъ Богоматери. Разумѣется, образъ былъ принятъ великимъ княземъ и народомъ московскимъ съ великою честію и благодарностію. Этотъ образъ торжественно перенесенъ былъ въ Москву и поставленъ сначала въ Успенскомъ соборѣ, — а по сооруженіи собора Благовѣщенскаго перенесенъ и въ этотъ послѣдній; съ того времени этотъ образъ сталъ извѣстнымъ подъ именемъ Донскаго образа и всегда пользовался глубочайшимъ благоговѣніемъ всего православнаго русскаго народа. Предъ нимъ усердно молились — и простой народъ, и бояре, и князья, особенно во время трудныхъ обстоятельствъ жизни. Одно изъ такихъ трудныхъ обстоятельствъ было почти чрезъ 200 лѣтъ послѣ куликовской битвы съ татарами, въ царствованіе благочестиваго государя Ѳеодора Іоанновича, въ1591 году. Въ этомъ году крымскіе татары, подъ предводительствомъ Муратъ-Гирея, сдѣлали нечаянное нападеніе на русскую землю; въ огромномъ числѣ они подступили къ Москвѣ и расположились вблизи ея на такъ называемыхъ «Воробьевыхъ горахъ». Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ, не надѣясь отразить врага своими силами, обратился съ моленіемъ о помощи къ Заступницѣ усердной, Царицѣ небесной. Онъ повелѣлъ съ Донскою иконою Богоматери и съ другими. иконами совершить крестный ходъ вокругъ города, и затѣмъ поставить Донской образъ въ его палаткѣ, расположенной среди наскоро собраннаго войска, въ виду непріятелей. 4-го іюля 1591 года на равнинахъ предъ Москвою закипѣла страшная битва. Москвичи съ трепетомъ слѣдили за исходомъ ея. Всѣхъ спокойнѣе былъ благочестивый царь, надѣявшійся на заступленіе Царицы небесной, предъ Донскимъ образомъ Которой онъ молился день и ночь. «Будь покоенъ, завтра не будетъ хана», сказалъ благочестивый государь одному боярину, который высказывалъ опасеніе за исходъ битвы. И на слѣдующее утро, 5-го іюля, дѣйствительно хана уже не было подъ стѣнами Москвы. Обманутые какою-то ложною вѣстью, будто къ москвичамъ прибыло сильное войско и будто русскіе на утро собираются сдѣлать сильное нападеніе, татары ночью бѣжали и такъ поспѣшно, что побросали и обозы и оружіе. Благочестивый государь и православный народъ справедливо приписали свое спасеніе единственно заступленію Царицы небесной, явленному чрезъ Ея чудотворн. Донскую икону. Въ благодарную память о спасеніи, въ томъ же году государь велѣлъ положить основаніе монастырю на томъ мѣстѣ, на которомъ въ его походномъ храмѣ стоялъ Донской образъ Божіей Матери, и велѣлъ наименовать этотъ монастырь Донскимъ. Въ монастырѣ былъ устроенъ каменный храмъ и въ него была перенесена Донская икона Богоматери. Соборомъ святителей русскихъ установлено было и ежегодное празднованіе 19-го августа въ честь Донскія иконы Божіей Матери, «бывшаго ради милосердія отъ святыя Ея иконы». Это празднованіе совершается въ Москвѣ и донынѣ очень торжественно и обыкновенно сопровождается крестнымъ ходомъ изъ Успенскаго собора въ Донской монастырь.

II. Чему поучаетъ насъ нынѣшній праздникъ въ честь Донской иконы Божіей Матери?

а) Тому, во-первыхъ, чтобы никогда не терять вѣры ко спасенію отечества, какимъ бы искушеніямъ и бѣдствіямъ судьбамъ Всевышняго ни угодно было подвергнуть его. Премудрость Божія любитъ народы, ей угодные, равно какъ и людей, ей любезныхъ, искушать бѣдствіями, дабы тѣмъ болѣе очистить, укрѣпить и возвысить ихъ. Народъ россійскій, какъ показываетъ исторія его, есть одинъ изъ таковыхъ народовъ. Сколько разъ приближался онъ, по-видимому, къ концу своего существованія, и всегда воскресалъ со славою! И всегда, при семъ воскресеніи, являлись съ своимъ заступленіемъ, какъ ангелы Божіи, святые чудотворцы россійскіе; являлась — Сама Матерь Божія. Послѣ сего можно ли терять какую-либо надежду на спасеніе отечества? —

б) Поучаетъ, во-вторыхъ, настоящій день всѣхъ насъ силѣ усердныхъ молитвъ предъ Богомъ, а особенно молитвъ святыхъ за насъ. Безъ молитвъ земныхъ не были бы услышаны и молитвы небесныя; равно какъ безъ небесныхъ не были бы, конечно, приняты молитвы земныя. Посему во всѣхъ трудныхъ обстоятельствахъ отечества нашего, или нашихъ собственныхъ, молитва должна быть первымъ и послѣднимъ средствомъ ко спасенію: молясь сами, мы должны воздвизать на молитву угодниковъ Божіихъ, памятуя, что много можетъ молитва праведнаго (Іак. 5, 16). Тѣмъ паче должны мы прибѣгать подъ кровъ преблагословенныя Дѣвы, Которая всегда была и пребудетъ утѣшительницею всѣхъ, притекающихъ съ вѣрою къ Ея заступленію и творящихъ по сей вѣрѣ.

III. Но кто желаетъ удостоиться благодатнаго покрова Ея, долженъ вознести къ Ней, вмѣстѣ съ молитвою, если не добрыя дѣла свои, то по крайней мѣрѣ живую вѣру, смиреніе и покаяніе. Это послѣдній урокъ для всѣхъ насъ отъ настоящаго празднества нашего! — Аминь. (Сост. Г. Д-ко по проп Иннокентія, архіеп. херсон. т. II, стр. 109-110 и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 178-180.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0