Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Восемнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. муч. Флоръ и Лавръ.

(Для живущихъ въ мірѣ возможно достиженіе царства небеснаго).

I. Нынѣ прославляемые св. мучен. Флоръ и Лавръ были по занятію каменосѣчцы, но, отличаясь милосердіемъ къ бѣднымъ и ревностію въ распространеніи свѣта Христовой вѣры, которую они всюду проповѣдывали, они угодили Богу и, пострадавъ за имя Его, причислены къ лику святыхъ мучениковъ.

II. Своимъ примѣромъ они учатъ насъ, братіе, той истинѣ, что и въ міру можно спастись, т. е. достигнуть царствія небеснаго.

а) Всѣ мы большею частію ревностные искатели земныхъ сокровищъ; всѣ силы мы готовы употребить на то, чтобы нажить богатство. Но знаете ли вы, православные христ., что есть такое сокровище, есть такой кладъ, который можетъ обогатить насъ на весь вѣкъ? Сокровище это — царство небесное. Однажды св. Андрей, Христа ради юродивый, видѣлъ такое видѣніе: прекрасный юноша, сошедшій съ «горнихъ», держалъ въ рукѣ три вѣнца: одинъ золотой, другой жемчужный и третій — изъ цвѣтовъ бѣлыхъ и красныхъ. Св. Андрей, приступивъ къ юношѣ тому, спросилъ: «продаешь ли вѣнцы эти? Самъ я, хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и онъ дастъ тебѣ за нихъ столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвѣчалъ: «повѣрь мнѣ, если бы ты принесъ золото всего міра, то и тогда бы я не отдалъ ни тебѣ, ни другому кому ни одного цвѣтка, ибо они не отъ міра сего суетнаго, но изъ сокровищъ небесныхъ. Всѣ сокровища міра сего не стоятъ ни одного цвѣтка райскаго» (Чет. Мин. 2 октября).

Если одинъ райскій цвѣтокъ такъ дорогъ, что всѣ блага міра сего не стоятъ его, то какъ же должно быть дорого само царство небесное? Въ немъ такія блага, которыхъ око человѣческое не видѣло еще, и ухо не слышало, и сердце не чувствовало (1 Кор. 2, 9).

б) Но чѣмъ дороже сокровище, тѣмъ больше усилій требуется для пріобрѣтенія его. Поэтому Спаситель сказалъ: царствіе небесное нудится и нуждницы восхишаютъ е (Матѳ. 11, 12), т. е. царство небесное достигается усиліемъ и трудомъ. Самъ Онъ, пострадавъ за насъ, и намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21), т.-е. шелъ Онъ узкимъ, страдальческимъ, крестнымъ путемъ. И всѣ святые шли путемъ подвиговъ и скорбей, путемъ лишеній и невзгодъ. Видали ли вы картину, на которой изображенъ І. Христосъ, несущій на раменахъ Своихъ крестъ, а Его окружаетъ множество другихъ крестоносцевъ? Такъ спасающіеся входятъ въ царство небесное путемъ скорбей, лишеній и подвиговъ, послѣдуя Христу. Многіе изъ святыхъ, не выходя изъ міра, прощались навсегда съ міромъ и всю жизнь посвящали на пріобрѣтеніе небесныхъ сокровищъ. Многіе продавали все имѣніе свое и деньги раздавали нищимъ, оставляли дома, родителей и всѣхъ дорогихъ сердцу, ради царствія Божія. Были и такіе, которые не только продавали, но и продавались; не только расточали имѣніе свое, но и отдавали себя въ неволю и рабство, чтобы какъ можно болѣе дорогою цѣною пріобрѣсть безцѣнное сокровище — царство небесное. Многіе оставляли города и селенія и шли въ пустыню искать и пріобрѣтать царство небесное. Таковы были, напримѣръ, Антоній Великій, Павлинъ епископъ ноланскій, Филаретъ милостивый, Ѳеодосій печерскій и многіе другіе святые.

в) И отъ насъ — христіанъ требуется не мало усилій и подвиговъ для того, чтобы получить царство небесное. Путь на небо узкій и тѣсный; поэтому мы и должны оставить широту плоти и страстей здѣсь, и итти туда легкими, чистыми. Необходимо перемѣнить себя и въ умѣ, и въ волѣ, и въ чувствахъ, и въ дѣлахъ, и во всей жизни. Нельзя же въ царство небесное войти грѣшнику, съ худыми мыслями, съ худыми намѣреніями и желаніями, съ худыми чувствами, съ худыми дѣлами. Тамъ все чисто, свято, божественно. Духомъ ходите и похоти плотскія не совершайте (Гал. 5, 16), учитъ апостолъ Павелъ.

г) «Въ мірѣ, говорятъ, спастись невозможно».

Неудобно, это правда, но все же возможно. Пусть нѣсколько развлекаютъ насъ отношенія къ міру, заботы семейныя, обязанности службы, но развѣ онѣ служатъ препятствіемъ ко спасенію, когда онѣ сами, честно и свято исполняемыя, составляютъ добрыя дѣла, которыя именно и требуются на пути спасенія? Цари, князья, пастыри церковные жили вѣдь въ мірѣ, и однакожъ многіе изъ нихъ не только спаслись, но и прославились, какъ святые угодники Божіи. Пусть встрѣчаютъ насъ искушенія, прелести, соблазны въ мірѣ; но вѣдь отъ насъ зависитъ увлекаться ими, или же презирать и отвергать ихъ. Мученикамъ не только не помѣшали никакія искушенія и соблазны быть вѣрными истинному Богу, но и мученія и смерть не отторгли ихъ отъ Христа, и не совратили ихъ съ пути спасенія. Тѣмъ болѣе это возможно въ наше время, когда и вѣра господствующая христіанская, и цари — христіанскіе, и законы въ отечествѣ христіанскіе; когда и храмы Божіи всегда и повсюду отверсты, и служеніе истинному Богу совершается открыто и свободно. Отъ насъ, христіане, зависитъ итти путемъ спасенія и достигать царства небеснаго.

«Невозможно въ мірѣ спастись», говорятъ иные. А знаете ли, что мірскіе христіане бывали иногда даже выше и совершеннѣе знаменитыхъ пустынниковъ, такъ что Господь указывалъ послѣднимъ на первыхъ, какъ на высокій примѣръ христіанскаго совершенства? Разъ преподобный Макарій, стоя на молитвѣ, услышалъ голосъ: «Макарій! ты еще не сравнился съ двумя женщинами, живущими въ такомъ-то городѣ». Макарій тотчасъ пошелъ въ этотъ городъ, нашелъ сказанныхъ женщинъ, и просилъ ихъ повѣдать ему благоугодныя дѣла ихъ. Женщины сналала отказывались, говоря, что мы живемъ съ мужьями, и ничего за нами особеннаго нѣтъ; но потомъ одна изъ нихъ сказала старцу: «развѣ вотъ что: мы — двѣ невѣстки, обѣ находимся въ замужествѣ пятнадцать лѣтъ, живемъ въ одномъ домѣ, и во все это время не только не было между нами никакихъ ссоръ, но и не слыхали одна отъ другой ни одного непріятнаго слова» (Чет. Мин. янв. 19). Вотъ въ чемъ состоялъ подвигъ этихъ женщинъ: въ постоянномъ взаимномъ согласіи, мирѣ и любви. Подвигъ, какъ видите, не только самый сподручный для всѣхъ насъ, но самый благопріятный Богу. (См. Воскр. Л. при «Воскр. днѣ»).

III. Итакъ видите, православные христіане, что и для живущихъ въ мірѣ возможно достиженіе царства небеснаго. Правда, трудно, но вѣдь безъ труда не дается намъ ни одно доброе дѣло; безъ труда нельзя пріобрѣсть и тлѣнныхъ сокровищъ міра сего; а тѣмъ болѣе требуется усилій и трудовъ для пріобрѣтенія безцѣннаго сокровища, царства небеснаго. (Сост. по указ. источн. Свящ. Гр. Д-ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 177-178.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0