Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Восемнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. муч. Флоръ и Лавръ.

(Какъ доституть того, чтобы дѣла мірскія и земныя не препятствовали дѣлу духовному и небесному?)

I. Св. нынѣ вспоминаемые муч. Флоръ и Лавръ, родные братья, жили въ Иллиріи, близъ Адрінтич. моря. Они были ремесломъ каменосѣчцы и отдавали бѣднымъ всѣ деньги, вырученныя за работу. Однажды ихъ принудили итти въ сосѣднюю страну, для постройки языческаго храма. Отдавая получаемыя за работу деньги бѣднымъ, они, въ то же время, проповѣдывали имъ евангеліе и многихъ язычниковъ обращали къ вѣрѣ во Христа. Господь подтверждалъ ихъ проповѣдь чудесами. Однажды сынъ главнаго идольскаго жреца, смотря на ихъ работу, нечаянно повредилъ себѣ глазъ осколкомъ камня. Братья, проведши всю ночь въ молитвѣ, на другое утро, осѣнивъ ребенка крестнымъ знаменіемъ, исцѣлили его. Тогда самъ отецъ ребенка увѣровалъ во Христа со всѣмъ своимъ семействомъ. Наставленія Флора и Лавра обратили ко Христу многихъ жителей, такъ что, когда храмъ былъ оконченъ, его посвятили истинному Богу, а назначенные для помѣщенія здѣсь идолы были разбиты. Начальникъ страны, узнавъ объ этомъ, велѣлъ казнить всѣхъ участниковъ дѣла, и Флора и Лавра, подвергнувъ тяжкимъ мученіямъ, послалъ въ оковахъ къ иллирійскому правителю Ликіону. Ликіонъ сначала старался отвратить ихъ отъ христіанства, но потомъ, видя ихъ твердость, велѣлъ бросить ихъ въ безводный колодезь и засыпать землей. Послѣ многихъ лѣтъ обрѣтены были ихъ нетлѣнныя тѣла и перенесены въ Константинополь, гдѣ прославились цѣлебною силою.

II. Мы видѣли, братія, что св. мученики Флоръ и Лавръ, будучи по ремеслу каменщиками, при всѣхъ своихъ житейскихъ занятіяхъ достигли царствія небеснаго и даже удостоились высочайшей степени блаженства на небѣ, пріявъ мученическій вѣнецъ за Христа. Занимаясь своимъ ремесломъ, они прежде всего заботились о славѣ Божіей, обращали ко Христу невѣрныхъ, благотворили бѣднымъ, жили богоугодно. Между тѣмъ мы весьма часто жалуемся, что наши занятія препятствуютъ намъ угождать Богу и заботиться о спасеніи своей души.

Какъ же достигнуть того, чтобы дѣла земныя и мірскія не препятствовали дѣлу духовному и небесному?

Разрѣшеніе этого вопроса можемъ найти въ изреченіи Господнемъ: ищите прежде царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

а) Поставленіе одного дѣла прежде показываетъ, что допускается другое дѣло послѣ. Слѣдовательно, въ изреченіи Господнемъ заключаются двѣ мысли: одна открытая, другая сокрытая въ словѣ: прежде. Мысль открытая: должна искать царствія Божія и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и нѣкоторыхъ другихъ предметовъ послѣ. Такимъ образомъ изъ слова Христова открывается, что есть возможность съ успѣхомъ упражняться въ дѣлѣ небесномъ, въ исканіи царствія Божія и правды Его, и, безъ вреда для сего дѣла, заниматься и дѣлами земными, дѣлами необходимыми, какъ-то: снисканіемъ пропитанія, одежды, жилища; — дѣлами должными, какъ-то: исполненіемъ обязанностей званія и службы въ обществѣ человѣческомъ; — дѣлами полезными, или хотя только невинными, какъ-то, пріобрѣтеніемъ и употребленіемъ разнообразныхъ познаній въ области природы и искусства, впрочемъ такъ, чтобы съ этими египетскими сокровищами не погрязнуть въ морѣ житейскомъ, но чтобы мудро и праведно употребить ихъ во славу Отца небеснаго и во благо земныхъ чадъ Его.

б) Тайна добраго и безпрепятственнаго успѣха заключается въ томъ, чего вы будете искать прежде, какое дѣло пойдетъ у васъ впередъ другихъ дѣлъ, будетъ первенствовать между всѣми дѣлами, господствовать въ вашихъ мысляхъ, желаніяхъ и стремленіяхъ или, какъ изъяснялся одинъ изъ древнихъ отцевъ, что будетъ у васъ дѣломъ, и что подѣліемъ.

Если вы будете прежде всего искать царствія Божія и правды Его, — если дѣло спасенія души вашей благодатію и вѣрою, очищенія заповѣдями, усовершенія добродѣтелями будетъ у васъ первенствовать между всѣми прочими дѣлами, господствовать въ вашихъ мысляхъ, желаніяхъ и стремленіяхъ; если это только и будете вы почитать дѣломъ, истиннымъ и важнымъ, а всѣ земныя дѣла только подѣліемъ, занятіемъ второстепеннымъ, маловажнымъ, которому нѣкоторая доля вниманія уступается послѣ главнаго дѣла: то земныя дѣла не будутъ у васъ препятствіемъ дѣлу небесному; вы можете надѣяться обрѣсти царствіе Божіе, паче всего искомое, и между тѣмъ не имѣть недостатка и въ томъ, о чемъ менѣе заботитесь, въ потребномъ для земной жизни, по вѣрному обѣщанію Господню: сія вся приложатся вамъ.

Напротивъ того, если вы думаете, что надобно прежде обезпечить себя въ дѣлахъ земныхъ и мірскихъ, и потомъ уже пещись о небесномъ; если какое-нибудь земное занятіе наукою, искусствомъ, художествомъ, промысломъ, исканіемъ выгодъ, блеска и пріятностей жизни, сдѣлалось у васъ первенствующею мыслію, господствующимъ желаніемъ, вашимъ дѣломъ по превосходству, а дѣло благочестія остается у васъ только подѣліемъ, дѣломъ досуга отъ мірскихъ занятій: то вы превратили порядокъ, предписанный словомъ Господнимъ; вы не на пути къ обрѣтенію царствія Божія; да и для обезпеченія себя земными благами, не знаю, на чемъ можете утвердить свою надежду, потому что не къ вамъ относится обѣщаніе Господне: сія вся приложатся вамъ.

III. Итакъ, возлюбл. братіе, спросите себя: что у васъ на умѣ и на сердцѣ прежде всего и паче всего? Когда ты пробуждаешься утромъ: какая у тебя первая мысль? Говоритъ ли твое сердце: слава Богу, показавшему свѣтъ? или: Господи, благослови мнѣ день? Если такъ: то это знаменіе во благо. Но если вмѣстѣ съ твоимъ пробужденіемъ пробуждается у тебя и увлекаетъ тебя мысль и забота о какомъ нибудь земномъ дѣлѣ, къ которому ты пристрастился, и не даетъ тебѣ помянуть Бога и возвеселиться (Псал. 76, 4); то боюсь за тебя, братъ мой; сомнительно, ищешь ли ты царствія Божія прежде всего. Если ты стоишь въ церкви, а мысль твоя уходитъ въ твой домъ, или въ твою работную храмину, или на торжище, или въ мѣсто увеселенія: не признакъ ли это, что у тебя мысль, бѣгствующая отъ Бога, сильнѣе мысли, прибѣгающей къ Богу? Поспѣши же возвратить бѣгствующую, и соедини мысль и сердце твое въ стремленіи къ Богу.

Такимъ и подобнымъ сему образомъ да испытуемъ каждый свое внутреннее расположеніе часто и прилежно; и да не замедлимъ отогнать нашу мысль и сердце отъ страстной привязанности къ земному, мірскому, дабы утвердилось сердце наше въ Господѣ; дабы царствіе Божіе было постоянною, никогда не теряемою изъ вида, цѣлію нашего стремленія подобно тому, какъ оно было главною цѣлію жизни нынѣ прославляемыхъ св. мучениковъ Флора и Лавра. (Сост. по Ч. М. и проп. Фил. м. м. т. Ѵ, стр. 88-89).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 175-177.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0