Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Шестнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Праздникъ въ честь нерукотвореннаго образа Спасителя.

(Краткое сказаніе о происхожденіи нерукотвореннаго образа Спасителя и уроки изъ него: а) мы имѣемъ одинаковое съ Авгаремъ счастіе и б) какъ мы пользуемся имъ?).

I. Нынѣшній день св. церковь посвящаетъ празднованію нерукотвореннаго образа Спасителя. О происхожденіи этого образа вотъ что извѣстно изъ преданія.

Когда І. Христосъ жилъ на землѣ, то узналъ о Немъ едесскій князь Авгарь. Онъ былъ боленъ и прислалъ къ І. Христу просить Его прійти къ нему и исцѣлить его, а, если можно, то и совсѣмъ поселиться у него. При этомъ онъ прислалъ живописца снять портретъ съ Него. У живописца портретъ выходилъ неправильный. І. Христосъ замѣтилъ это, потребовалъ полотенце, утерся имъ, и къ удивленію всѣхъ божественный ликъ Спасителя отобразился на полотенцѣ самъ собою. Спаситель вручилъ полотенце съ Своимъ ликомъ посланному, при этомъ собственноручно написалъ Авгарю письмо, и обѣщалъ ему сначала облегченіе отъ его болѣзни, а послѣ и совершенное исцѣленіе, какое преподастъ ему одинъ изъ учениковъ Его, что и оправдалось,

II. «Блаженный Авгарь, счастливый князь!» скажете вы, «удостоился и образъ и письмо Спасителя получить и у себя имѣть».

а) А мы въ этомъ отношеніи развѣ менѣе счастливы? развѣ намъ не дано то же, что Авгарю? Святое евангеліе, въ которомъ описаны и жизнь, и дѣянія, и ученіе нашего Спасителя — чтó это какъ не письмо, присланное Имъ намъ, присланное для нашего вразумленія, просвѣщенія и утѣшенія, для утвержденія въ вѣрѣ и благочестіи, словомъ — для вѣчнаго спасенія? Эти иконы, на которыхъ начертанъ Его божественный ликъ, которыя мы по уставу св. церкви имѣемъ и дома, которыя въ такомъ множествѣ видимъ и въ церкви — эти иконы чудотворныя, источающія благодать исцѣленія всѣмъ притекающимъ къ нимъ — что это, какъ не то же самое, что Спасителемъ прислано къ Авгарю? Такъ, и намъ даровано одинаковое счастіе имѣть то же самое, что имѣлъ Авгарь.

б) Но вотъ вопросъ: какъ мы пользуемся этимъ счастіемъ? Это счастіе къ счастію ли вѣчному нашему служитъ? не остается ли оно у насъ втуне, безъ пользы, вмѣсто спасенія не готовитъ ли намъ осужденіе? А можетъ послужить и къ осужденію — это тогда, когда о святомъ евангеліи будемъ только знать, что оно есть, а имѣть его у себя, читать его, изучать его, проникаться духомъ его не будемъ, — когда о пріобрѣтеніи иконъ будемъ заботиться, будемъ стараться и украшать ихъ, имѣть предъ ними возженными лампады, а о молитвѣ предъ иконами думать не будемъ, духа молитвеннаго пріобрѣсти не постараемся, когда будемъ довольствоваться самою краткой и холодной молитвой, или когда отъ молитвы совсѣмъ будемъ бѣгать, какъ отъ самаго тяжелаго труда, когда время молитвенное будемъ употреблять на сонъ и успокоеніе себя и другія удовольствія.

Да, при такомъ поведеніи и образѣ жизни дѣйствительно святая книга — евангеліе, множество иконъ въ домахъ нашихъ будутъ только служить обличеніемъ нашего нерадѣнія, безпечности, нашей холодности къ Спасителю. Но зачѣмъ не пользоваться къ спасенію тѣмъ, что дано для спасенія? Не будетъ ли это походить на то, какъ если бы кто находился близъ источника, а жажду свою утолять не хотѣлъ изъ него.

III. Итакъ позаботимся такъ возлюбить святое евангеліе — это письмо присланное намъ съ неба, чтобы не только не отлучать себя отъ слышанія его въ храмѣ, но чтобы и дома по возможности почивать на этой книгѣ, какъ можно больше удѣлять времени на чтеніе и изученіе ея, никакъ не менѣе, чѣмъ сколько удѣляемъ на чтеніе книгъ, газетъ и журналовъ свѣтскихъ. Кто газеты читаетъ, а святого евангелія и въ руки не беретъ, тотъ заботится о временномъ, забывая вѣчное, тотъ христіанинъ по имени только, тотъ сколько бы ни увѣрялъ себя, что онъ любитъ Христа — старается угодить Ему, тотъ говоритъ ложь. Имѣя святыя иконы, позаботимся о томъ, чтобы какъ можно чаще, долѣе и горячѣе молиться предъ иконами, чтобы молитва была пищею, первымъ наслажденіемъ нашимъ, чтобы она всегда была въ мысляхъ, въ сердцѣ и на устахъ нашихъ. Кто имѣетъ иконъ много, а о Богѣ думаетъ мало, о угожденіи ему еще меньше, тотъ думаетъ спастись безъ труда, безъ перемѣны сердца, тотъ думаетъ угодить Богу, служа своимъ страстямъ и грѣховнымъ наклонностямъ. Нѣтъ, не спасеніе, а вѣчное осужденіе онъ заслужитъ себѣ, если не покается во время. (Извлечен. въ сокращен. изъ «Сборника общепоп. поуч.» свящ. о. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 170-171.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0