Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Пятнадцатый день.

Поуч. 4-ое. Успеніе Пресвятыя Богородицы.

(Назначеніе женщины).

I. Въ день, посвященный памяти св. Дѣвы Богоматери, да будетъ позволено найти въ жизни Ея отвѣтъ на одинъ современный вопросъ. Это вопросъ о такъ называемомъ освобожденіи и возвышеніи правъ женской половины человѣческаго рода.

Вотъ Дѣва безвѣстная даже въ небольшомъ народѣ, еще юная, бѣдная, отдается на воспитаніе къ храму Божію. Здѣсь подъ сѣнью святыни, гдѣ душа Ея постоянно возносилась къ Богу, Она воспитала въ Себѣ чувство высшей, отрѣшенной любви къ одному Богу, и въ безусловной чистотѣ дѣвственнаго цѣломудрія сознала истинное совершенство и блаженство невинной души. — Высоко-нравственное, но не блестящее, на взглядъ міра, состояніе! Какія судьбы могли ожидать эту Дѣву въ мірѣ? Она могла сдѣлаться образцомъ чистой нравственности, могла получить необыкновенное развитіе внутренней духовной жизни, но слишкомъ мало значенія и счастія въ жизни внѣшней. Она Сама Себя лишала даже того утѣшенія, которое, само по себѣ естественное и законное, составляло въ тѣ времена преимущественное возвышеніе и счастіе женщины — утѣшеніе имѣть дѣтей.

Но вотъ эта Дѣва внезапно получаетъ откровеніе свыше о рожденіи необыкновеннаго Сына; зачинаетъ и рождаетъ, но безъ мужа и безъ болѣзней; въ рожденіи и по рожденіи остается чистѣйшею Дѣвою.

И Сама Пресвятая Дѣва не могла не почувствовать всего величія, какое далъ Ей Всемогущій; Она не усумнилась даже Сама Себѣ предрекать ублаженіе отъ всѣхъ родовъ земныхъ. Что же однако видимъ въ Ея жизни? По рожденіи Божественнаго Сына едва нѣсколько строкъ записано объ Ней въ евангеліи; вблизи Своего Сына Она безмолвствуетъ, едва видится и слышится и не иначе, какъ наравнѣ со всѣми другими людьми, даже внѣ круга избранныхъ учениковъ Его, а иногда просто въ толпѣ является зрительницей евангельскихъ событій; и только смиренно, кротко, что видитъ и слышитъ, слагаетъ въ Своемъ сердцѣ; свѣтитъ тихо, какъ луна, и скрывается въ лучахъ солнца, отъ котораго заимствуетъ Свой свѣтъ. И тогда, какъ вышечеловѣческій Сынъ Ея оставилъ міръ, Она не спѣшитъ выступать на поле открытаго дѣйствія въ мірѣ; Она не получаетъ не только преобладающаго, но и самостоятельнаго значенія ни въ церкви, ни въ обществѣ христіанскомъ того времени. Вездѣ являются впереди и дѣйствуютъ Христовы ученики. Гдѣ же величіе и слава этой необыкновенной Дѣвы-Маріи? Оставались внутри Ея самой. Значитъ не тогда, не такъ, т.-е. не путемъ внѣшней дѣятельности въ мірѣ, должно было раскрыться все Ея значеніе.

Наконецъ Пресвятая Дѣва умираетъ: и вотъ тогда только открывается міру вся Ея духовная сила и всемірная слава. Она становится послѣ Своего Сына во главѣ христіанства; церковь признаетъ Ее выше ангеловъ; Она принимаетъ поклоненіе отъ всего христіанскаго міра и является его прибѣжищемъ и покровомъ въ его скорбяхъ и нуждахъ, и всю Свою неистощимую силу изливаетъ въ благотвореніяхъ человѣчеству. Вотъ, стало быть, настоящая область свободнаго дѣйствованія въ мірѣ Богоматери.

II. Таковъ первообразъ женщины въ христіанствѣ. Что здѣсь служитъ основою совершенства? — Совершенство нравственной чистоты. Какой характеръ свободы и величія? Чисто нравственный. Какая здѣсь сила, какія права, какое поприще дѣятельности? Все это строго нравственно и ограничено нравственною жизнію, проникнутою однимъ духомъ и одною силою христіанскаго добра. Но здѣсь и предѣлъ свободѣ и праву пола. Далѣе не вело и все величіе Богоматери.

Итакъ тихость и безмолвіе — жизнь сосредоточенная въ сердцѣ, въ его чистыхъ нравственныхъ чувствахъ, а не развлекаемая дѣлами внѣшняго міра, невозмутимая тишина чувствъ, а не волненіе въ буряхъ общественнаго шума и мірскихъ дѣлъ, безмолвіе духа, а не рвеніе возвышать свой голосъ на открытомъ поприщѣ дѣятельной жизни: вотъ что, по ученію христіанскому, составляетъ самое высокое достоинство женщины. — Гдѣ же тутъ, скажутъ, освобожденіе и возвышеніе, о которомъ идетъ рѣчь? Оно тутъ и есть; тутъ его основаніе, его залогъ, его истинный смыслъ и чистый характеръ.

а) Въ самомъ дѣлѣ, съ чего началось униженіе и порабощеніе женщины? Съ ея нравственнаго паденія, когда, своевольно выступивъ изъ области сердца, въ которомъ чисто-нравственнымъ союзомъ была соединена съ своимъ мужемъ и была столько же нравственно свободна и счастлива, сколько невинна, она увлеклась внѣшними искушеніями, обольщавшими ее мыслію о возвышеніи надъ своимъ естественнымъ состояніемъ. Тогда, съ заблужденіемъ ума и порчею сердца, она потеряла въ себѣ нравственную силу и въ ней залогъ своего высокаго достоинства и своей разумной свободы, она стала уже не свободною союзницей въ сердцѣ и жизни, а рабою своего мужа, его воли, болѣе сильной, и наклонностей, болѣе грубыхъ.

Чѣмъ довершилось это униженіе и порабощеніе? Потерею самообладанія, цѣломудренной сдержанности чувствъ и мира душевнаго, когда жена слишкомъ уже далеко зашла во внѣшній міръ, захотѣла войти и въ мужскія нравы, стала раздѣлять ихъ грубыя или, пожалуй, и утонченныя, но тѣмъ не менѣе испорченныя стремленія и прихоти, и потерявъ чистоту любви и искренность уваженія другого пола, сама сдѣлалась соблазномъ въ мірѣ. Она порабощена потому, что поработила саму себя; она унижена потому, что унизилась; она стѣснена въ своихъ правахъ, потому что сама ими пожертвовала. И ѳиміамъ, по видимому воскуряемый предъ нею въ образованныя времена и въ образованномъ обществѣ, очень напоминаетъ тотъ ѳиміамъ, который язычники курили предъ своими обожаемыми статуями, обожая въ нихъ не ихъ самихъ и не воображаемыя въ нихъ вышнія существа, а собственныя страсти, въ нихъ олицетворенныя.

б) Ясно ли теперь, чтó можетъ вывести женщину изъ униженія и порабощенія? Одно средство: съ возстановленіемъ нравственной чистоты, возвращеніе къ жизни сердца; съ удаленіемъ отъ внѣшнихъ дѣлъ и суетливыхъ тревогъ міра, соблюденіе нравственной тишины чувствъ и безмолвіе духа. И что можетъ быть свойственнѣе полу при всѣхъ условіяхъ естественнаго его склада, что можетъ быть прекраснѣе и наиболѣе привлекать къ нему чистую нравственную любовь и все уваженіе другого пола, болѣе оградить и обезопасить женщину и отъ собственныхъ паденій и отъ коварства и наглости страстей мужскихъ? Что можетъ даже сдѣлать женщину болѣе свободною въ духѣ и независимою въ жизни? Здѣсь, въ жизни сердца, въ нравственной красотѣ и святыни цѣломудрія, въ глубокомъ, живомъ религіозномъ чувствѣ, которому женское сердце можетъ быть отличнымъ проводникомъ и въ обществѣ, въ безраздѣльныхъ чувствахъ супруги, матери, въ полномъ посвященіи сердца и жизни воспитанію дѣтей, которыхъ не отдѣльныя только личности развиваются, но приготовляются цѣлыя поколѣнія къ будущимъ временамъ, въ чувствахъ и стремленіяхъ любви христіанской съ ея всеобъемлющимъ, вседѣйствующимъ добромъ, съ ея милосердіемъ и состраданіемъ къ бѣдствующему человѣчеству, къ которымъ такъ способна по природѣ своей, а тѣмъ болѣе по христіанству, женская душа; — вотъ гдѣ христіанское назначеніе женщины, назначеніе чрезвычайно высокое; вотъ гдѣ права ея неотрицаемы и неприкосновенны, свобода и дѣятельность не стѣснены.

А далѣе? — далѣе христіанское ученіе говоритъ, что въ церкви, т.-е. въ церковныхъ собраніяхъ и дѣлахъ, жены да молчатъ, не повелѣся бо имъ глаголати: «въ семействѣ — мужъ глава жены, а жена да повинуется своему мужу, въ обществѣ — не повелѣвается ей ни учить, ни властвовать, а пребывать въ безмолвіи». Не разъ это послѣднее выраженіе повторяется словомъ Божіимъ: такъ хорошо оно выражаетъ истинное достоинство христіанской женщины.

III. Да напечатлѣютъ же чудно-прекрасный образъ св. Дѣвы Маріи въ своихъ сердцахъ наши христіанки и да проникнутся они убѣжденіемъ, что имъ предназначена не внѣшняя дѣятельная жизнь, но внутренняя, семейная, домашняя; только въ этой области онѣ могутъ достигнуть своего истиннаго назначенія и будутъ истинно-великими. (Сост. Г. Д-ко по бесѣдамъ Іоанна, еписк. смоленск., съ дополн. и сокращ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 162-164.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0