Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Пятнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Успеніе Божіей Матери.

(Почему въ день Успенія Богоматери св. церковь повелѣваетъ намъ радоваться?)

I. Событіе, нынѣ воспоминаемое, по видимому печально: Пресвятая Дѣва на смертномъ одрѣ; тѣло Ея бездыханно; святые апостолы съ плачемъ готовятся къ Ея погребенію.

Церковь между тѣмъ повелѣваетъ намъ не скорбѣть, а радоваться, и ради этой радости прекращаетъ дни поста. Гдѣ же источникъ этой радости?

II. а) Уже самое слово — Успеніе Божіей Матери показываетъ, что смерть Ея была необыкновенная. Это былъ сонъ самый сладостный, за которымъ скоро послѣдовало еще болѣе радостное пробужденіе. За нѣсколько дней до успенія, архангелъ Гавріилъ явился къ Ней съ радостною вѣстію о скоромъ соединеніи съ возлюбленнымъ Сыномъ. Въ то же время всемогущая сила Божія со всей вселенной собрала въ Іерусалимъ апостоловъ, чтобы они воздали Ей честь погребенія. Въ самый часъ кончины, необычайный свѣтъ осіялъ Ея храмину, какъ бы разверзлась кровля, и въ отверстомъ небѣ виденъ былъ Самъ Господь съ ангелами и святыми — исходящій во срѣтеніе Своей Матери. Апостолъ Ѳома, по особенному устроенію Божію, является послѣ Ея погребенія, желаетъ поклониться Ей: гробъ открыли, но уже не нашли въ немъ тѣла Богоматери. Въ такой дивной кончинѣ Преблагословенныя Дѣвы, къ утѣшенію всѣхъ, явилась съ особеннымъ торжествомъ сила Господа, Который смертію Своею и воскресеніемъ сокрушилъ жало смерти и изъ страшной и мучительнѣйшей сдѣлалъ ее для вѣрныхъ Своихъ послѣдователей радостною и блаженною. Здѣсь первая причина нашей радости.

б) Во-вторыхъ, мы радуемся о Преблагословенной Дѣвѣ, что Она, послѣ скорбей и страданій, которыми, по предсказанію праведнаго Сѵмеона, преисполнена была Ея жизнь, наконецъ получила награду, соотвѣтствующую Ея добродѣтели. Преблагословенная Дѣва до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смиряла, терпѣла; съ этихъ поръ начинается и Ея возвеличеніе и прославленіе. Пророкъ Давидъ провидѣлъ это возвеличеніе Приснодѣвы и въ радостномъ восторгѣ воскликнулъ: предста Царица одесную Тебе въ ризахъ позлащенныхъ одѣяна, преукрашена (Псал. 44, 40). Такимъ образомъ при гробѣ Богоматери обнаружилось новое значеніе смерти, данное Ей Воскресшимъ изъ гроба; будучи доселѣ наказаніемъ за грѣхъ, она сдѣлалась теперь свидѣтельницею добродѣтели, наградою подвиговъ, совершаемыхъ въ жизни. У гроба познается человѣкъ; вся жизнь его какъ бы выступаетъ наружу: клевета смолкаетъ, покровъ смиренія разоблачается, добродѣтель и правда торжествуютъ. И услышалъ я голосъ съ неба, говорящій мнѣ, пишетъ въ откровеніи тайновидецъ Іоаннъ, напиши: отнынѣ блаженны мертвые, умирающіе въ Господѣ. Ей, говоритъ Духъ, они успокоются отъ трудовъ своихъ и дѣла ихъ идутъ въ слѣдъ за ними (Апок. 14, 13).

в) Третью причину радости изъясняетъ церковная пѣснь: «въ молитвахъ неусыпающую Богородицу и предстательствахъ непреложное упованіе гробъ и умерщвленіе не удержаста». При жизни Своей Она была ходатаицею за бѣдныхъ предъ Сыномъ и ради Ея творились чудеса, когда еще не пришелъ часъ ихъ (Іоан. 2 гл.), почему сами св. апостолы уповали на Ея молитвы и не могли не скорбѣть при мысли объ Ея кончинѣ. «Не оставлю васъ въ сиротствѣ по Моемъ преставленіи, — утѣшала Она скорбѣвшихъ, — не только васъ, но и весь міръ буду посѣщать: назирать и помогать бѣднымъ» Исполнилось слово Ея. Превознесенная паче серафимовъ, Она стала могущественнѣйшею ходатаицею за всѣхъ, поистинѣ Матерію всего христіанскаго міра. Какой градъ, какая весь не познали спасающей силы молитвъ Ея? Кто и изъ насъ не испыталъ этой силы въ собственной жизни, если только съ вѣрою и упованіемъ прибѣгалъ къ Ней?

III. Вотъ почему св. церковь повелѣваетъ намъ не скорбѣть въ день Успенія Божіей Матери, а радоваться, и ради этой радости прекращаетъ дни поста. (Сост. по «Слов. и рѣч.» прот. С.-Петербург. Исаакіевскаго собора о. П. Смирнова, ч. 2, стр. 123).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 161-162.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0