Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Пятнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Успеніе Пресвятыя Богородицы.

(Душа по разлученіи съ тѣломъ).

I. На иконѣ Успенія Божіей Матери изображается Она какъ бы уснувшею. У смертнаго одра Ея предстоитъ І. Христосъ, окруженный ангелами и апостолами, и въ Свои руки пріемлетъ Ея душу, излетѣвшую въ младенческомъ образѣ изъ Ея пречистаго тѣла. Что же, это изображеніе есть-ли мечта иконописцевъ, или соотвѣтствуетъ дѣйствительному событію?

Нѣтъ, это не мечта художниковъ. Преданіе повѣствуетъ, что когда для Приснодѣвы Маріи приспѣло время кончины, къ смертному Ея одру нисшелъ божественный Сынъ Ея, окруженный небожителями, и Она «неизреченно веселящися и аки сладкимъ сномъ уснувши, предаде въ руцѣ Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно отъ небесныхъ душа Ея бѣ проводима въ горняя, руками Господними несома. Провождаху же ю и апостольская очеса, на видѣніе то преславное смотрѣти сподобившіяся». (Сказ. объ Усп. въ Чет.-Мин. 15 авг.).

II. Повѣствованіе о томъ, какъ душа Божіей Матери была воспріята руками Господними, вполнѣ соотвѣтствуетъ и придаетъ силу тому древнему вѣрованію, что души людей благочестивыхъ, по исходѣ изъ тѣла, пріемлются ангелами и бываютъ ими сопровождаемы на небо.

а) Такое вѣрованіе было еще въ ветхозавѣтной церкви и подтверждено Самимъ Спасителемъ. Въ притчѣ о богатомъ и Лазарѣ Онъ такъ изобразилъ блаженную кончину этого страдальца: «умеръ нищій и отнесенъ былъ ангелами на лоно Авраамово». Не о тѣлѣ это сказано, которое лежало бездыханно, но о душѣ. Такъ какъ ангелы посылаются Богомъ на служеніе, или вспоможеніе тѣмъ, которые въ сей жизни стараются и трудятся, чтобы наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14); то они принимаютъ и въ часъ смерти тѣлесной душу, Богу угодившую, и вводятъ ее въ обители вѣчнаго спасенія.

б) Отъ чего же при исходѣ души мы не видимъ ни ея, ни того, кто бы ей сопутствовалъ, и объ отшествіи ея заключаемъ только потому, что уже нѣтъ въ тѣлѣ дыханія и другихъ признаковъ жизни? — Отъ того мы сего не примѣчаемъ, что существо души неудобозримо, ибо она невещественна и какъ въ тѣлѣ пребываетъ невидимо, такъ непримѣтно и исходитъ изъ него. Но для утвержденія нашей вѣры въ жизнь загробную бывали, по устроенію Божію, случаи, когда душа, по исходѣ изъ тѣла, принимала видъ младенца, или иное какое-либо очертаніе, напримѣръ, голубицы, вылетающей изъ устъ. Святый Григорій Двоесловъ, котораго сильно занималъ этотъ таинственный предметъ, свидѣтельствуетъ,что «многіе изъ тѣхъ, которые очищали око ума своею чистою вѣрою и плодоносною молитвою, часто видали души, исходящія изъ плоти» (Собес. кн. IV, гл. 7, стр. 272, 276). Онъ разсказываетъ нѣсколько тому опытовъ, и одинъ изъ нихъ довольно передать теперь. Преподобный Венедиктъ стоялъ ночью на молитвѣ. Въ самую полночь вдругъ показался необыкновенный свѣтъ. Преподобный подошелъ къ окну, чтобы лучше разсмотрѣть это явленіе, и видитъ онъ душу Германа, епископа капуанскаго, на огненномъ кругѣ несомую ангелеми. Онъ поспѣшно сталъ звать къ себѣ бывшаго въ другой комнатѣ діакона, который, вошедши, засталъ еще конецъ видѣнія. Послали въ Капую узнать, что дѣлается съ епископомъ Германомъ. Посланный нашелъ его уже умершимъ, и оказалось, что онъ скончался въ ту самую минуту, въ которую святый мужъ увидѣлъ его возносимымъ на небо. (Собес. кн. II, гл. 35, стр. 145, и въ Чет.-Мин. 14 марта).

III. Для каждаго неизбѣженъ часъ смертный, и какая душа вѣрующая не пожелаетъ, по разлученіи съ тѣломъ, быть отнесенною ангелами на лоно Авраамово, въ царство небесное? Какъ же удостоиться сего? Будемъ подражать св. жизни Богоматери. Ея скромную жизнь и довольство своимъ состояніемъ, Ея терпѣніе въ скорбяхъ, Ея чистоту въ чувствахъ, мысляхъ и словахъ, Ея глубокую и крѣпкую вѣру примемъ себѣ въ руководство. Подражая симъ Ея добродѣтелямъ, и мы возможемъ при исходѣ изъ сей жизни удостоиться сопутствія и водительства ангеловъ къ горнимъ обителямъ. — Аминь. (Сост. по слову Сергія, архіеп. кишин., нынѣ митроп. моск. и колом., напеч. въ Душеп. чт. за 1885 г. м. сент. стр. 97-100).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 160-161.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0