Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Четырнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Препод. Ѳеодосій печерскій.

(Пьянство — гнусный порокъ).

I. Въ день препод. и богоноснаго отца нашего Ѳеодосія печерскаго, отличавшагося необыкновеннымъ воздержаніемъ (онъ употреблялъ, и то не всякій день, въ пищу лишь хлѣбъ и воду и то въ мѣру), намъ умѣстно будетъ побесѣдовать съ вами, братіе, о томъ страшномъ гибельномъ видѣ невоздержанія, который называется пьянствомъ.

II. Порокъ пьянства самъ по себѣ гнусенъ; онъ унижаетъ достоинство человѣка, нерѣдко ставитъ его ниже безсловеснаго животнаго, дѣлаетъ его лютѣе звѣря, искажаетъ и обезображиваетъ даже внѣшній видъ его, убиваетъ душевныя силы, гибельно дѣйствуетъ на тѣлесное здоровье и нерѣдко завершаетъ свое дѣйствіе смертоносною и мучительною болѣзнію или внезапною и постыдною смертію. Взгляните на тѣхъ несчастныхъ, которые такъ часто встрѣчаются на улицахъ зимою безъ обуви, едва прикрытые грязными лохмотьями: всѣ они не старыхъ лѣтъ, но большею частію съ изможденнымъ здоровьемъ и тяжко страдаютъ отъ холода и голода. Есть между ними такіе, которые вышли изъ достаточныхъ семействъ или сами имѣли достатокъ. Что ихъ довело до такого жалкаго положенія? Невоздержаніе въ винѣ. Сперва, гоняясь за веселіемъ, они стали убѣгать отъ труда, а потомъ, когда неумѣренное веселье разслабило ихъ силы, трудъ сталъ убѣгать отъ нихъ. Они бы и желали трудиться, но трудъ уже не дается имъ, а безъ труда гибнутъ, не имѣя мѣста преклонить голову, доколѣ не приметъ ихъ сыра-земля. Вотъ одно изъ бѣдствій, пораждаемыхъ пьянствомъ. Но этимъ бѣдствіемъ не ограничиваются гибельныя послѣдствія этой страсти: пьянство есть мать распутства.

а) О чемъ горько и неутѣшно плачетъ эта почтенная старушка? Вѣрно, схоронила кого-нибудь изъ близкихъ сердцу? Нѣтъ, это было бы ей много легче; слезы ея Богъ осушилъ бы, а у нея сохнетъ душа, и слезы льются ручьями. Есть у нея сынъ; во вдовствѣ и въ нуждѣ она вскормила и возрастила его, поставила на ноги, дождалась, когда онъ опредѣлился къ мѣсту, дающему достаточныя средства для прожитія и ему и ей подъ старость. Прошло нѣсколько лѣтъ счастливой и довольной жизни. Но врагъ позавидовалъ ея счастію: сынъ ея, въ юности воспитанный въ страхѣ Божіемъ, вовлеченъ сверстниками въ дурное общество, увлекся веселою, но не благою бесѣдою своихъ товарищей; начался новый порядокъ его жизни; за дневными занятіями — отдыхъ, но не прежній тихій, подъ кровомъ матерняго убѣжища, а сопровождающійся разгульнымъ весельемъ. Сперва это изрѣдка, а потомъ чаще и чаще. Юноша постепенно приближался къ безднѣ; но страхъ Божій и почтенье къ матери удерживали его еще отъ окончательнаго паденія. Но вотъ онъ утратилъ всякое уваженіе къ матери; юноша бросился въ омутъ грубыхъ наслажденій, забылъ объ Отцѣ небесномъ и о матери земной, и сдѣлался блуднымъ сыномъ, осужденнымъ пасти свиней. Вотъ о чемъ неутѣшно плачетъ эта почтенная старушка!

б) А эта молодая женщина о чемъ тоскуетъ? Отчего такъ рано увяла красота ея безъ видимой болѣзни, безъ гнета суровой нужды, по видимому, среди покоя и довольства? Она не плачетъ, — сердце ея высохло, слезъ у нея нестало, ихъ никто не видалъ и прежде, кромѣ темной безсонной ночи; ей только она повѣряла свою тоску да Богу, скрывая, сколько можно было, отъ людей, потому что люди помочь ей не могли, а увеличить горе могли. Что же у ней за горе, которое точило ея сердце, какъ червь точитъ сердцевину дерева подъ корою? Есть у нея мужъ, любимый ею, есть у нея дѣти, еще малютки, беззаботно рѣзвящіяся при ней. Днемъ мужъ занятъ дѣломъ внѣ дома, а вечеромъ, когда занятія внѣ дома кончались, прежде возвращался домой къ женѣ и дѣтямъ, — а теперь его нѣтъ. Подаютъ ужинъ, но снимаютъ со стола нетронутымъ; дѣти спятъ младенческимъ сномъ, а жена сидитъ и ждетъ мужа, прислушивается ко всякому шороху подъ окномъ и у дверей. Вотъ полночь, а его все нѣтъ; только къ утру возвращается онъ домой не съ ласкою къ женѣ, не съ повинною головою, а въ раздраженномъ состояніи; ни за что, ни про что на жену сыплются оскорбленія и угрозы въ отвѣтъ на ея, еще сбереженныя на черный день, слезы. Наконецъ, сонъ угомонилъ шумнаго отъ вина домохозяина, сострадательно покрылъ крыломъ своимъ и истомленную страдалицу. Сонъ прошелъ, насталъ другой день, вышелъ изъ головы и чадъ прошедшаго дня, но обаянье разгульнаго веселья не прошло. Вечеромъ и ночью то же, что вчера, завтра и послѣ опять то же съ нѣкоторыми перерывами, затѣмъ опять на всю ночь разгулье подъ разными для жены предлогами или прикрасами — то другъ, то покупатель, то именинникъ, то... да мало ли что можно придумать, но при всѣхъ выдумкахъ состоянье семейства портится, хозяйство разстраивается, въ домъ, прежде зажиточный, начинаетъ заглядывать не легкая нужда, и прогнать ее некому и нечѣмъ. Женѣ страдалицѣ Господь посылаетъ смертное упокоеніе, дѣтей благодѣтели ея помѣщаютъ въ благотворительныя и богоугодныя заведенія, а самъ — виновникъ такого семейнаго переворота, является среди скитальцевъ, днемъ перебѣгающимъ съ мѣста на мѣсто, зимою страдающимъ отъ голода и холода, а ночью въ пріютахъ для бездомовныхъ и безпріютныхъ.

III. Вотъ горькіе плоды порока — пьянства, такъ сильно распространеннаго между нами! «Пьянство, скажемъ словами знаменитаго кронштадтскаго пастыря, — діавольская сѣть, діавольская отрава, ибо пьянство губитъ души человѣческія, а вмѣстѣ съ душами и тѣла. Что такое питейные дома? Западни діавола. Въ домахъ ставятъ какую-нибудь посуду съ мухоморною водою для изведенія мухъ: мухи напьются ея, — опьянѣютъ и потомъ издыхаютъ. Подобны этому и питейные дома».

Возлюбленные христіане! Не упивайтесь виномъ, въ немъ же есть блудъ (Ефес. 5, 18). Всегда помните, что пьяницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор 6, 10). (Сост. по «Слову» прот. I. Рождественскаго въ день святителя Николая, и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 156-157.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0