Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Тринадцатый день.

Святителъ Тихонъ воронежскій.

(Образец для подражанія христіанъ).

I. Великій святитель Тихонъ, молитвенникъ всей земли Русской и славный чудотворецъ, обрѣтеніе св. мощей коего воспоминается нынѣ, родился въ 1724 году въ селѣ Короцкѣ, нынѣ Валдайскаго уѣзда, Новгородской губерніи. Родитель его Савва Кирилловъ былъ бѣднѣйшій сельскій дьячекъ и умеръ вскорѣ послѣ его рожденія, такъ что святитель и не помнилъ его. Старшій сынъ занялъ его мѣсто и сдѣлался кормильцемъ семьи: мать ихъ Домникія, три брата и двѣ сестры должны были питаться отъ бѣднѣйшаго псаломщицкаго мѣста. Часто не было хлѣба. Будущій свѣтильникъ Россіи въ своемъ младенчествѣ и отрочествѣ иногда до поту лица трудился, весь день боронилъ у какого-нибудь крестьянина, чтобы только накормили его хлѣбомъ. Но, при бѣдности, какая это была прекрасная семья! Вотъ что однажды случилось: былъ въ ихъ селѣ одинъ ямщикъ, человѣкъ достаточный, но бездѣтный. Онъ часто говаривалъ матери Тимоѳея (мірское имя святителя Тихона): «отдайте мнѣ его, я его выкормлю и устрою». Одинъ разъ старшаго брата-кормильца дома не было: мать, не имѣя терпѣнія видѣть своихъ сиротъ безъ хлѣба, безъ обуви, поплакавъ, взяла Тимоѳея и повела къ ямщику. Но старшій братъ скоро пришелъ, бросился вслѣдъ матери, упалъ предъ нею на колѣна и сказалъ: «куда вы его ведете; лучше съ сумою по міру пойду, а брата ямщику не отдамъ». Мать воротилась домой. Какая братская любовь! и что значитъ во-время поддержать человѣка! Не будь такого добраго брата: мы, можетъ быть, не имѣли бы великаго святителя, котораго за его великія душеспасительныя сочиненія поистинѣ можно назвать русскимъ Златоустомъ.

Когда скромнаго и умнаго Тимоѳея отдали въ семинарію въ Новгородъ, онъ терпѣлъ такую же нужду: но тѣмъ усерднѣе учился. «Бывало, писалъ онъ впослѣдствіи, когда получу казенный хлѣбъ, половину изъ него оставлю на продовольствіе себя, а другую продамъ, да куплю свѣчку и съ оной сяду и читаю книгу». Дѣти достаточныхъ родителей смѣялись надъ нимъ, но онъ молчалъ, терпѣлъ, учился! Такъ съ отличнымъ успѣхомъ онъ окончилъ ученіе, и сдѣланъ былъ въ той же семинаріи учителемъ. Примѣръ великаго святителя утѣшителенъ для бѣдныхъ и поучителенъ для богатыхъ: вотъ въ какой нуждѣ былъ, да умѣлъ же, при терпѣніи, ревности и съ упованіемъ на Бога, выйти не только отличнымъ, но святымъ человѣкомъ! Богатые! Не дожидайтесь, когда къ вамъ придетъ бѣднякъ и попроситъ помощи! Ищите сами вокругъ себя: нельзя ли кому помочь во время, пристроить сироту, дать отроку или юношѣ средства получить образованіе! Господь наградитъ васъ! И св. Тихонъ помолится о васъ за то, что примѣромъ его, бѣдняка, вы подвигнулись къ милосердію!..

Съ ревностію исполняя свою должность, св. Тихонъ въ свободное время любилъ заниматься чтеніемъ духовныхъ книгъ и молитвою, особенно ночью. Въ это время было ему однажды дивное явленіе: въ майскую ясную и тихую ночь онъ вышелъ на крыльцо къ сѣверной странѣ и началъ размышлять о вѣчномъ блаженствѣ праведниковъ. «Вдругъ предъ мною, говорилъ онъ послѣ, какъ бы разверзлись небеса и увидѣлъ я такое сіяніе и свѣтъ, что бреннымъ языкомъ сказать и умомъ понять невозможно». Этого видѣнія до конца жизни онъ не могъ забыть: какое горе съ нимъ ни случалось, какъ только вспоминалъ о немъ, всегда ощущалъ въ сердцѣ веселіе и радость. Это видѣніе и еще одинъ такъ называемый случай (случай есть покровъ, подъ которымъ скрывается дѣло Божьяго провидѣнія), когда онъ чудесно былъ спасенъ отъ паденія съ страшной высоты, окончательно расположили его къ принятію иночества, къ которому съ дѣтства имѣлъ онъ сильное влеченіе. Въ иночествѣ еще съ большею ревностію онъ занимался дѣлами поручаемыхъ ему должностей, духовными размышленіями, молитвою, и началъ писать свои душеспасительныя творенія. Наконецъ, по особенному устроенію Божію, совершившемуся вопреки человѣческихъ предположеній и противъ чаянія самого смиреннаго Тихона, онъ былъ возведенъ на свѣщникъ церкви въ санъ епископа и здѣсь онъ явилъ великое свое миролюбіе, милосердіе ко всѣмъ, кротость и смиреніе.

Немного времени продолжалось епископское служеніе св. Тихона: около двухъ лѣтъ въ Новгородѣ (въ должности викарія новгородскаго митрополита) и четырехъ въ Воронежѣ; но сколько трудовъ понесено имъ, сколько благихъ дѣлъ и начинаній совершено въ это краткое время! Болѣе всего добрый пастырь заботился о христіанскомъ просвѣщеніи народа и самъ трудился въ составленіи назидательныхъ поученій, изъ которыхъ одни разсылалъ по епархіи, другія повелѣвалъ прибивать къ стѣнамъ храмовъ, чтобы всѣ могли услышать архипастырское слово, и побуждалъ къ сему подчиненныхъ себѣ пастырей — священниковъ.

Усиленные труды, а особенно непрестанная, томительная забота о паствѣ разстроили здоровье великаго святителя. Ревностный архипастырь боялся опущеній по должности, день и ночь трудившійся вѣрный рабъ Христовъ страшился отвѣта предъ пастыреначальникомъ Христомъ, и неоднократно просилъ себѣ увольненія отъ должности. Господу угодно было, чтобы въ уединеніи пустыни еще болѣе процвѣли великія добродѣтели Христова святителя и начертались богомудрыя, высоконазидательныя его творенія на пользу не одной воронежской, но всей россійской церкви. Уволенный на покой, пятнадцать лѣтъ онъ провелъ почти безвыходно въ той уединенной обители на берегу Дона, которая такъ дорога теперь сердцу каждаго русскаго.

II. Можно ли достойно изобразить высокія добродѣтели великаго святителя? Только развѣ на нѣкоторыя изъ нихъ укажемъ благочестивому слушателю.

а) Какая была пламенная ревность святителя Тихона о спасеніи ближнихъ: не щадя своего слабаго здоровья, онъ всю жизнь посвятилъ на составленіе душеспасительныхъ книгъ, на раздаяніе, такъ сказать, духовной милостыни. «Если утолившій чашею воды жажду тлѣннаго тѣла ближняго своего не будетъ забытъ предъ Мздовоздаятелемъ Богомъ: кольми паче воспомянутъ будетъ во благоволеніи тотъ, кто помогъ безсмертной душѣ, во время ея духовной жажды, вкусить хоть одну каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати». (Филаретъ, митр. москов.).

«Если вы увидите слѣпца, стоящаго на краю бездны, не поспѣшите ли вы предотвратить его отъ паденія? Какъ же мы можемъ взирать на нашихъ братьевъ, постоянно низвергающихся въ бездну ада, и не подавать имъ руку помощи?» (Св. Злат. «бесѣда 16-я къ народ.») «Употребите всѣ ваши усилія, приложите всѣ ваши знанія, всѣ ваши заботы къ наставленію и обращенію заблудившихся». (Св. Злат. orat. 5 аdѵ. jud). «Я, говоритъ Господь, сотворилъ небо и землю, а тебѣ, о человѣкъ, Я далъ такую же власть сдѣлать землю небомъ. Я возжегъ свѣтила, озаряя вашего ближняго свѣтомъ истины. Вы не можете создать человѣка, но вы можете преобразить его и сдѣлать его для Меня угоднымъ и возлюбленнымъ». «Обратившій хотя одну душу угождаетъ Богу несравненно болѣе, чѣмъ тотъ, кто роздалъ бы все свое имущество бѣднымъ». (Св. Злат. «бесѣда 3 на быт.»). (Гал. 6, 1. 1 Іоан. 3, 18, 1 Петр. 2, 9, 12, Іак, 5, 20. Езек. 3, 18).

«Проповѣданіе истины другимъ — больше молитвы, говоритъ св. Григорій Двоесловъ; обратить грѣшника на покаяніе большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умретъ, а воставшая изъ грѣха душа — жива будетъ во вѣки. Смотри внимательно: Господь воскресилъ Лазаря отъ гроба, и о послѣдующей его жизни нѣтъ сказаній евангелія; воскресилъ Христосъ душу въ Павлѣ апостолѣ — и многи силы сотворилъ онъ ученіемъ своимъ». (Прологъ 29 февраля). (См. Уроки и примѣры хр. надежды, свящ. Г. Д-ко, 3-е изд. стр. 539).

б) Какая усердная была молитва св. Тихона! Цѣлыя ночи онъ проводилъ въ бдѣніи, а утро неопустительно въ церкви. Иногда, въ глубочайшемъ сокрушеніи, простирался ницъ, громогласно взывалъ: «Господи, помилуй! пощади! помилуй»! — и головой ударялъ о полъ. Иногда, отрѣшившись отъ земного, стоялъ на колѣнахъ лицемъ къ востоку съ воздѣтыми руками и не видалъ и не слыхалъ ничего происходившаго кругомъ. Молитва архіерея Божія обнимала всю церковь, весь міръ и проходила небеса!

в) Какая любовь къ слову Божію! И среди трапезы, и на пути, и при каждомъ отдохновеніи книги или евангелія, или псалмовъ, или пророковъ были съ нимъ неотлучно... Изъ отцевъ церкви онъ особенно любилъ Златоуста и въ собственныхъ его твореніяхъ живо отпечатлѣлся духъ этого величайшаго вселенскаго учителя.

г) Какое нищелюбіе! Почти каждый день, садясь за свой скудный столъ, говорилъ: «слава Богу! Вотъ у меня какая хорошая пища, а собратія моя иной бѣдный въ темницѣ сидитъ, иной безъ соли ѣстъ, горе мнѣ, окаянному!» Почти всю свою денежную пенсію онъ употреблялъ на дѣла милосердія. Посылалъ своего келейника въ Елецъ разузнавать о бѣдныхъ и потомъ помогалъ имъ. Неоднократно самъ, скрывая свой санъ, посѣщалъ узниковъ въ тюрьмѣ: утѣшалъ ихъ любовію и увѣщевалъ къ раскаянію и исправленію.

д) Незлобіе и смиреніе великаго святителя не менѣе достойны удивленія. Когда слышалъ горькую на себя клевету, терпѣлъ отъ кого огорченіе, непремѣнно старался своимъ обидчикамъ оказать ласку и добро. Нѣкто — дворянинъ, воспитанный въ невѣріи, вступилъ съ святителемъ въ преніе о догматахъ вѣры и, не будучи въ состояніи возражать ему, осмѣлился ударить его по ланитѣ... Кроткій святитель палъ ему въ ноги и сказалъ: «простите меня, Бога ради, что я ввелъ васъ въ искушеніе». Ударившій безбожникъ зарыдалъ отъ раскаянія и сдѣлался добрымъ христіаниномъ.

Такъ отъ юности и до гроба подвизался на землѣ великій угодникъ Божій и въ краткое время этой быстролетящей жизни, какъ мудрый домохозяинъ, стяжалъ себѣ вѣчное, нескончаемое блаженство.

III. Да сподобитъ насъ Господь молитвами святителя Тихона подражать ему въ вѣрѣ и благочестіи. (Свящ. Гр. Дьяченко.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 152-154.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0