Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Одиннадцатыи день.

Св. мучен. Евплъ архидіаконъ.

(О пользѣ чтенія св. писанія).

I. Св. нынѣ прославляемый муч. Евплъ жилъ въ г. Катанѣ на островѣ Сициліи во время гоненія на христіанъ при Діоклитіанѣ. Не смотря на опасность быть схваченнымъ и преданнымъ истязаніямъ, онъ безбоязненно проповѣдывалъ евангеліе, собиралъ вокругъ себя народъ и просвѣщалъ его объясненіемъ слова Божія. Тогда правитель города потребовалъ къ себѣ христіанскаго проповѣдника. Св. Евпла схватили въ то время, когда онъ въ одной хижинѣ читалъ евангеліе; съ этою книгою въ рукѣ, какъ уликою, и привели его къ правителю Калвизіану.

— Зачѣмъ у тебя эта книга въ рукахъ? — спросилъ правитель.

— Я читалъ ее, когда меня взяли, — отвѣчалъ св. Евплъ.

Мучитель, закоренѣлый язычникъ, сталъ уговаривать св. Евпла отречься отъ своего, по его мнѣнію, ложнаго вѣрованія во Христа, но когда увидѣлъ, что не поколебать ему своими словами твердаго въ вѣрѣ христіанина, онъ велѣлъ предать его истязаніямъ, послѣ которыхъ св. Евпдъ былъ отведенъ въ темницу. Здѣсь томили его голодомъ и жаждою, и послѣ нѣсколькихъ новыхъ попытокъ склонить его къ отреченію отъ Христа, осудили исповѣдника на смертную казнь, на которую повели его, повѣсивъ ему на шею евангеліе. Его сопровождало множество народа, среди котораго было не мало тайныхъ христіанъ. Придя на мѣсто казни, св. Евплъ сталъ читать евангеліе народу и потомъ, помолясь, радостно преклонилъ подъ мечъ свою голову... Это было въ 304 г.

II. Св. архидіаконъ Евплъ служитъ живымъ доказательствомъ той истины, что слово Божіе весьма полезно читать, ибо оно, сообщая ученіе о Христѣ и жизни вѣчной, побуждаетъ искать спасенія и достигать его не смотря на мученія и самую смерть, которой оно учитъ не страшиться.

а) Слово Божіе есть дѣйствительно свѣтъ души. Свѣтильникъ ногама моима законъ Твой, и свѣтъ стезямъ моимъ (Псал. 118, 103), сказалъ о словѣ Божіемъ пророкъ Давидъ. Поэтому, кто со вниманіемъ и благоговѣніемъ читаетъ или слушаетъ священное писаніе, тотъ учится истинамъ Боговѣдѣнія у надежнаго наставника и можетъ получить ясныя и правильныя понятія о Богѣ и дѣлахъ Божіихъ, о вѣчной жизни и условіяхъ достиженія царствія небеснаго. Безъ слова Божія, самыя сильныя, естественныя способности ума никого не вводили въ святилище истинной премудрости. Напротивъ, многіе люди, при самыхъ посредственныхъ дарованіяхъ, читая священное писаніе, пріобрѣтали такія познанія о вещахъ небесныхъ, о какихъ умнѣйшіе языческіе философы или вовсе не имѣли понятія, или умствовали слабо и погрѣшительно. Кого угодно изъ читающихъ священное писаніе со вниманіемъ и разсужденіемъ спросите о Богѣ, о душѣ, о будущей жизни, и вы услышите правильные и успокоительные отвѣты, достойные этихъ высокихъ предметовъ. Чему же таковые люди обязаны душеспасительными познаніями своими? Безъ сомнѣнія, чтенію священнаго писанія. Изъ этого разсужденія слѣдуетъ заключить, что священное писаніе просвѣщаетъ умъ, сообщая ему высшія и правильныя религіозныя познанія. И это первая польза, какую мы можемъ получить отъ чтенія священнаго писанія.

б) Слово Божіе исправляетъ наши нравы. Всѣ мы болѣе или менѣе поползновенны къ злу. Прилежитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его (Быт. 8, 21), говоритъ пророкъ Моvсей. Какое же средство изберемъ мы для поправленія нашихъ нравовъ, для освященія нашей жизни? Не ошибемся, если изберемъ для этого великаго дѣла священное писаніе. Оно имѣетъ особенную силу дѣйствовать на сердце, приводить грѣшника въ себя и подвигать его къ покаянію. Объ этой силѣ священнаго писанія свидѣтельствуетъ ап. Павелъ: все писаніе богодухновенно и полезно есть ко обличенію, ко исправленію, ко наставленію въ праведности (2 Тим. 3, 16). Святая церковь наша представляетъ довольно примѣровъ перемѣны и исправленія жизни отъ слова Божія. Одинъ великій грѣшникъ, пришедшій въ церковь, услышавъ чтомыя изъ священнаго писанія слѣдующія слова: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавство отъ душъ вашихъ (Исаія 1, 16), твердо рѣшился перемѣнить жизнь свою изъ порочной на добродѣтельную, и, при помощи Божіей, дѣйствительно, сдѣлался новымъ, по добродѣтельному житію, человѣкомъ. Слѣдовательно священное писаніе можетъ исправлять наши нравы и улучшать нашу жизнь.

в) Кромѣ этого, священное писаніе можетъ утѣшать насъ въ горестяхъ и придавать услажденіе нашему благополучію.

аа) Въ горестяхъ слово Божіе утѣшаетъ насъ тѣмъ, во-первыхъ, что ясно излагаетъ намъ душевную пользу, происходящую отъ скорбей, великодушно переносимыхъ. Аще наказанія терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ (Евр. 12, 7), говоритъ ап. Павелъ; во-вторыхъ священное писаніе утѣшаетъ насъ примѣрами, изъ которыхъ видно, что не только грѣшники, но и величайшіе праведники, какъ напримѣръ многострадальный Іовъ и цѣломудренный Іосифъ и прочіе подвергались въ жизни величайшимъ скорбямъ; въ-третьихъ, слово Божіе утѣшаетъ печальныхъ напоминаніемъ о милосердіи Божіемъ и готовности Божіей подать намъ руку помощи въ злополучіи. Наприм., не утѣшительны ли для скорбящихъ слѣдующія слова Божіи, начертанныя въ священномъ писаніи: призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя (Псал. 49, 15)! О, безъ сомнѣнія, эти слова цѣлебный елей для души преогорчеваемой!

бб) А благополучіе нашей жизни священное писаніе возвышаетъ, во-первыхъ, тѣмъ, что Бога признаетъ виновникомъ всякаго блага, встрѣчающагося намъ въ жизни; во-вторыхъ тѣмъ, что показываетъ намъ надежные способы къ поддержанію и къ продолженію даннаго отъ Бога намъ благополучія. Напримѣръ, слово Божіе говоритъ: хотяй животъ любити, и видѣти дни благи, да удержитъ языкъ свой отъ зла, да уклонится отъ зла, и да сотворитъ благо (1 Петр. 3, 10-11), и еще: взыскающіи Господа не лишатся всякаго блага (Псал. 33, 11).

г) Но главная польза, происходящая отъ чтенія, или слышанія слова Божія, состоитъ въ томъ, что таковое чтеніе или слышаніе споспѣшествуетъ дѣлу великому, душеспасительному, утѣшающему Бога и ангеловъ — дѣлу духовному, благодатнаго возрожденія и обновленія нашего. Обновленіе это начинается въ купели святого крещенія. Но начавшееся въ купели крещенія обновленіе надобно продлить, развить, возрастить, укрѣпить, украсить цвѣтами и плодами святости жизни. Въ этомъ случаѣ много можетъ помочь намъ священное писаніе. Оно, чрезъ чтеніе или слышаніе, упадая на сердце человѣка, способно возрождать человѣка и дѣло возрожденія доводить до возможнаго высшаго совершенства духовной жизни, какъ свидѣтельствуетъ о семъ ап. Павелъ, говоря: все писаніе богодухновенно и полезно для наученія, для обличенія, для исправленія, чтобы совершенъ былъ человѣкъ Божій, ко всякому доброму дѣлу пріуготовленъ (2 Тим. 3, 16, 17).

III. Остается намъ, сл.! возблагодарить Господа Бога Свѣтодавца за дарованіе намъ священнаго писанія и, подражая св. архидіакону Евплу и проч. святымъ, читать его доколѣ смерть не сомкнула еще очей нашихъ и не запечатлѣла устъ нашихъ; доколѣ душа наша еще можетъ принимать лучи свѣта небеснаго и узрѣть стезю, ведущую къ вѣчной жизни, къ вѣчному благополучію. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. I, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 148-150.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0