Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Десятый день.

Поуч. 1-ое. Св. архидіаконъ Лаврентій.

(О благотворности памятованія о небесной наградѣ).

I. Св. нынѣ ублажаемый архидіаконъ Лаврентій пострадалъ въ гоненіе Валеріана. Его обвиняли въ томъ, что онъ посѣщалъ христіанъ, скрывавшихся въ пещерахъ, носилъ имъ пищу и одежду, и скрылъ сокровища римской церкви.

Римскій епархъ предалъ его мученіямъ, а потомъ, показавъ ему орудія еще болѣе ужасныхъ страданій, говорилъ ему: «всѣми этими орудіями буду мучить тебя, если не исполнишь повелѣній моихъ. Почему ты не хочешь назвать скрывающхся христіанъ? Назови ихъ сейчасъ, а самъ поклонись богамъ. Твои сокровища не спасутъ тебя». Лаврентій отвѣчалъ: «исполни твои угрозы. Что ты называешь мученіемъ, то для христіанъ слава и радость. Скрывающихся христіанъ я не назову тебѣ, потому что ты недостоинъ видѣть тѣхъ, которыхъ имена написаны на небесахъ. Я надѣюсь не на сокровища земныя, а на тѣ блага, которыя Господь уготовалъ любящимъ Его». Святого подвергли бичеваніямъ, жгли на огнѣ, но св. архидіаконъ твердо переносилъ все. Когда новыя мученія не поколебали твердости мученика, епархъ велѣлъ принести желѣзную рѣшетку. Положивъ на нее мученика, разложили подъ ней горящіе уголья. Лаврентій, мучаясь на огнѣ, говорилъ епарху: «эти горячіе уголья готовятъ мнѣ прохладу и покой, а тебѣ — вѣчныя мученія» Чрезъ нѣсколько времени, обратясь къ служителямъ, онъ сказалъ: «уже испеклось; пора повернуть». Во время этихъ страданій небесная радость сіяла на лицѣ его; и наконецъ онъ, съ молитвою за враговъ, предалъ душу свою Богу. Ночью пресвитеръ Іустинъ съ однимъ христіаниномъ взяли тѣло мученика и предали его христіанскому погребенію. Подвигъ страданія его совершился въ 258 году по Рождествѣ Христовомъ.

II. Не погрѣшимъ, братія, если скажемъ, что св. архидіакона Лаврентія въ его страшныхъ мукахъ за Христа и чудномъ его терпѣніи, которыми онъ непрестанно удивлялъ всѣхъ христіанъ, поддерживала живая надежда на полученіе небесной награды. Онъ самъ сказалъ мучителю; «я надѣюсь не на сокровища земныя, а на тѣ блага, которыя Господь уготовалъ любящимъ Его».

Эта надежда не есть нѣчто несовершенное, чуждое истинному христіанину.

а) За подвиги, совершенные на землѣ человѣкомъ, Богъ не возбраняетъ ему помышлять о наградѣ: и даже Самъ употребляетъ мысль о наградѣ для поощренія чѣловѣка къ исполненію заповѣдей и къ достиженію совершенства. Чти отца твоего и матерь твою: вотъ заповѣдь. И вотъ вслѣдъ за нею награда, поощряющая къ исполненію ея: да благо ти будетъ и да долголѣтенъ будеши на земли блазѣ (Исх. 20, 12), Аще хощеши совершенъ быти, иди продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ: вотъ требованіе совершенства. И вотъ непосредственно за симъ награда, поощряющая къ достиженію сего совершенства: и имѣти имаши сокровище на небеси (Матѳ. 19, 21). Возрадуйтеся въ той день, — егда возненавидятъ васъ человѣцы, и егда разлучатъ вы и поносятъ, и пронесутъ имя ваше яко зло, Сына человѣческаго ради: вотъ великое требованіе подвига, для котораго нужна необыкновенная сила духа и непоколебимое терпѣніе. Для сего вотъ и великая награда, способная возбудить и поддержать необыкновенную силу духа: се бо мзда ваша многа на небесѣхъ.

б) Но мы, христіане, должны искать не земной, но небесной награды.

Ветхій завѣтъ какъ приготовительный къ совершенству христіанскому, открытымъ образомъ говоритъ наиболѣе о наградахъ земныхъ; потому что, примѣняясь къ понятіямъ людей, которымъ былъ данъ, по необходимости долженъ былъ и духовыя созерцанія небеснаго блаженства облекать въ чувственныя изображенія благополучія земного. Завѣтъ новый, какъ открывающій совершенство царствія небеснаго, въ его духовной силѣ и высокой чистотѣ, обыкновенно указуетъ своимъ подвижникамъ и страдальцамъ награды небесныя: а земныя не только пренебрегаетъ, какъ маловажныя, но иногда почитаетъ даже урономъ наградъ небесныхъ. Воспріемлютъ мзду свою говоритъ Господь о лицемѣрахъ, ищущихъ посредствомъ добродѣтели славы человѣческой: т.-е. они получили свою награду на земли, отъ человѣковъ, и потому не получатъ ее на небеси, отъ Бога.

Вмѣсто того, что древній законъ ласкалъ земнымъ благополучіемъ: благо ти будетъ, долголѣтенъ будеши на земли блазѣ, евангеліе земнымъ благополучіемъ угрожаетъ, какъ опаснымъ, а презрѣніе сего благополучія полагаетъ залогомъ небеснаго блаженства: кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь, и отщетитъ душу свою? Любяй душу свою погубитъ ю; и ненавидяй души своея въ мірѣ семъ въ животъ вѣчный сохранитъ ю (Іоан. 12, 25).

По сему каждый изъ слышащихъ это имѣетъ случай предложить себѣ и можетъ просто для себя рѣшить, — немаловажный, надѣюсь, для каждаго изъ насъ вопросъ: истинный ли я христіанинъ или нѣтъ? Если ты истинный христіанинъ: то ты вѣрно не привязанъ душею ко временному благополучію; не пристрастенъ къ земнымъ наградамъ; поощряешь и утѣшаешь себя мыслію о наградѣ небесной и вѣчной. А если ты забываешь о небесной и вѣчной наградѣ, домогаясь временной корысти, чести, удобства жить въ свое удовольствіе, не прельщайся: такія расположенія не показываютъ духа истинно христіанскаго. Кто управляется и одушевляется желаніемъ только земной награды: тотъ есть земной ветхозавѣтникъ, далекій отъ совершенства духовнаго и отъ стяжанія сокровища небеснаго. Кто дѣлаетъ добрыя дѣла для временной корысти, или для славы человѣческой; тотъ еще не вышелъ изъ области язычества, — онъ выработываетъ кумиры добродѣтелей на продажу или на зрѣлище: онъ воспріемлетъ мзду свою отъ человѣковъ, и потому небеса и Богъ ничѣмъ болѣе не должны ему.

в) Для нравственнаго состоянія христіанъ гораздо полезнѣе было бы, если бы они всегда взирали не столько на земныя воздаянія, всегда малыя въ сравненіи съ трудами для нихъ употребляемыми, и мало радующія въ сравненіи съ непріятностями исканія, соревнованія, лишенія, сколько на небесную награду, всегда великую, вполнѣ радующую, никогда не отъемлемую. Если бы каждый непрестанно имѣлъ предъ очами свою мзду многую на небеси, которую и властенъ каждый имѣть предъ очами непрестанно: то, удовлетворяемый ожиданіемъ ея, каждый не такъ страстно искалъ бы воздаяній земныхъ и утѣшеній временныхъ; продающій менѣе бы корыстолюбствовалъ; судящій охотнѣе предпочелъ бы безчестной мздѣ неправды безмездную правду; обязанный служить обществу рѣшительнѣе предпочиталъ бы общую выгоду своей личной, и не отрекался бы отъ служенія общему благу, хотя бы и не отдавали всей справедливости его служенію; поставленный въ подчиненность и послушаніе удобнѣе забывалъ бы свою волю, и менѣе тяготился взыскательностію начальствующаго; рабъ усерднѣе и веселѣе работалъ бы и нещедрому господину; кратко сказать, мыслію о небесной наградѣ поддерживаемое безкорыстіе каждаго непрестанно увеличивало бы сокровище общаго блага человѣковъ, и внутреннее сокровище добродѣтели въ сердцѣ каждаго.

III. Господи, щедрый въ обѣщаніи и вѣрный въ исполненіи! Утверди насъ въ благотворномъ памятованіи и чаяніи мзды многія на небеси, да и воздаянія земныя не будутъ для насъ приманчивы, и скорби или потери временныя не будутъ несносны. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. Фил. м. моск. т. III, изд 1877 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 145-147.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0