Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Восьмой день.

Св. Миронъ, еп. критскій.

(О томъ, какъ намъ должно вести себя въ отношеніи къ земнымъ благамъ?)

I. Св. Миронъ, званіемъ земледѣлецъ, память коего совершается нынѣ, родился и жилъ на островѣ Критѣ и скромную свою житейскую дѣятельность прославилъ такою высокою святостію, что еще при жизни былъ удостоенъ отъ Бога дара чудотвореній.

Сначала онъ былъ бѣденъ, но, усердно трудясь надъ воздѣлываніемъ земли, пріобрѣлъ благосостояніе, къ которому относился такъ, какъ и подобаетъ истинному христіанину: пользуясь только необходимымъ для себя и для своей семьи, онъ весь избытокъ урожая, которымъ Богъ благословлялъ труды его, раздавалъ неимущимъ, и дѣлился онъ съ ними полною мѣрою, никогда не требуя возврата. Крайняя нестяжательность праведнаго труженика выразилась, между прочимъ, въ слѣдующемъ случаѣ: онъ засталъ однажды на гумнѣ своемъ воровъ, которые, переполнивъ мѣшки свои украденнымъ житомъ, не могли сами приподнять эту тяжесть. Съ кротостью обратился св. Миронъ къ похитителямъ, успокоилъ ихъ и даже помогъ имъ поднять мѣшки. Такимъ поступкомъ онъ расположилъ къ себѣ этихъ людей и направилъ ихъ на честный путь. Вообще, за благочестіе свое и благотворительность онъ пріобрѣлъ такую любовь и уваженіе, что былъ избранъ въ пресвитера и потомъ удостоенъ высшей степени священства, т. е. епископства, и святительствовалъ долгое время по Декіевомъ гоненіи, распространяя все болѣе и болѣе свою благотворительную и просвѣтительную дѣятельность. Такимъ образомъ дожилъ онъ до преклонной старости и преставился ста лѣтъ отъ роду, около 350 г., ознаменовавъ свою жизнь великою благотворительностію и многими чудотвореніями. Онъ усердно поучалъ благочестію паству свою, укрѣплялъ исповѣдниковъ вѣры Христовой на подвигъ страдальческій и чествовалъ память мучениковъ, пострадавшихъ во время гоненія на христіанъ, при императорѣ Декіи.

II. Св. Миронъ чудотворецъ, не пристращавшійся къ земнымъ благамъ, но пользовавшійся ими по-христіански: во славу Божію и на пользу ближнихъ, учитъ и насъ по-христіански вести себя въ отношеніи къ земнымъ благамъ.

Земныя блага и заботы о пріобрѣтеніи ихъ весьма легко могутъ быть крайне опасны для спасенія нашей души, потому что, пользуясь земными благами, мы весьма часто забываемъ о Богѣ и вѣчности.

Итакъ, какимъ образомъ христіанину поставить себя при снисканіи земныхъ благъ такъ, чтобъ они не воспрепятствовали ему спасти душу?

а) Во-первыхъ всякому христіанину надобно твердо помнить, что не должно желать и искать земныхъ благъ для какой-нибудь непозволительной, или только суетной, чувственной, временной цѣли. Кто ищетъ богатства для того, чтобы жить въ изобиліи, въ лѣности, въ праздности, въ нѣгѣ и т. п., тотъ явно идетъ противъ спасенія своей души — тотъ грѣшитъ. Кто желаетъ богатства для того, чтобы другіе раболѣпствовали ему, уважали его, хвалили его, превозносили его, удовлетворяли всякому желанію его гордости: тотъ идетъ противъ спасенія своей души, тотъ грѣшитъ. Кто ищетъ и собираетъ богатство для того, чтобы удовлетворить своему корыстолюбію: тотъ также идетъ противъ спасенія своей души, тотъ грѣшитъ, ибо лихоимство есть идолослуженіе.

б) Во-вторыхъ, христіанину никогда не должно много полагаться на земныя блага или на богатство и привязываться къ нимъ своимъ сердцемъ. Не должно прилѣпляться къ земнымъ благамъ своимъ сердцемъ потому, что они сами по себѣ отнюдь не даютъ намъ счастливой жизни. Посмотрите на людей со вниманіемъ: вы увидите, что богатые большею частію живутъ въ непрестанныхъ и мучительныхъ заботахъ, въ досадѣ, въ болѣзни. Вы увидите, что весьма многіе незажиточные или бѣдные веселы, спокойны и здоровы. Притомъ, если бы земныя блага дѣйствительно доставлялй намъ счастливую жизнь, то Богъ, безпримѣрно любящій всѣхъ людей, конечно никого не оставилъ бы въ бѣдности, а всѣхъ сдѣлалъ бы богатыми. Но Онъ, напротивъ, отказываетъ въ земномъ богатствѣ самой наибольшей части людей, и при томъ еще наипаче той части, которая привержена къ Нему всѣмъ сердцемъ и составляетъ любимцевъ Его. Всѣ первые послѣдователи святыхъ апостоловъ были бѣдны, сами алостолы — весьма бѣдны, Матерь Божія — крайне бѣдна, а Самъ І. Христосъ не имѣлъ гдѣ приклонить голову.

в) Поэтому, въ-третьихъ, когда христіанинъ молится Богу о земныхъ благахъ, то никогда не долженъ молиться о нихъ безусловно, а съ условіемъ. Это потому, что бѣдность для насъ часто гораздо спасительнѣе богатства; а избытокъ, какъ показываетъ опытъ, очень часто приводитъ насъ къ забвенію о Богѣ, къ немилосердію, къ роскоши, къ безпутству, къ пьянству, къ гордости и высокомѣрію. Такимъ образомъ христіанинъ, молясь Богу о земныхъ благахъ, всегда долженъ просить ихъ только въ такомъ случаѣ, ежели то Ему угодно, и ежели то не препятствуетъ его спасенію. Всѣ же истинно благочестивые и преданные Богу люди молятся всего больше такъ: «Господи Боже! Ты знаешь, что земное изобиліе часто служитъ къ нашему душевному разстройству. Поэтому, откажи намъ въ этихъ благахъ, а даруй жить лучше въ бѣдности, дабы намъ непрестанно помнить Тебя и при бѣгать къ Тебѣ въ нашихъ нуждахъ!»

г) Далѣе, само собою разумѣется, что христіанинъ для пріобрѣтенія земныхъ благъ никогда не долженъ употреблять несправедливыхъ, грѣховныхъ средствъ, потому что все неправедно пріобрѣтенное противно Богу, и должно быть возвращено своему хозяину. Онъ долженъ помнить, что тати, т.-е. воры, похитители чужой собственности, царствія Божія не наслѣдуютъ. Онъ всегда долженъ помнить, что неправедно пріобрѣтенное, какъ лишенное Божьяго благословенія, принесетъ своему владѣльцу не счастіе и радость, а бѣдствіе и горе, полное разстройство благосостоянія и даже нищету.

д) Наконецъ, христіанинъ, ежели Богь снабдилъ его земными благами, никогда не долженъ забывать, что всѣ земныя блага не суть его собственность, а собственность Божія. Потому что всякъ даръ совершенъ свыше есть, сходяй отъ Отца свѣтовъ, говоритъ св. апостолъ (Іак. 1, 17). Что имаши, егоже нѣси пріялъ? Аще же и пріялъ еси, что хвалишися, яко не пріемь, говоритъ другой св. апостолъ (1 Кор. 4, 7). Земныя блага Богъ даетъ намъ для того, чтобъ мы употребляли ихъ на дѣла Божіи, къ славѣ Божіей, для снабженія и успокоенія нуждающихся, и на собственныя наши, но истинныя, нужды. И кто изъ насъ употребляетъ ихъ для сего, тотъ, пользуясь ими, пріобрѣтаетъ себѣ сокровища небесныя.

III. Итакъ, братія! Ищите земныхъ благъ, но при этомъ не употребляйте никакихъ неправедныхъ средствъ, тѣмъ паче не ищите ихъ больше спасенія своей души. Ища земныхъ благъ, никогда не забывайте, что всѣ они тлѣнны; и посему не полагайтесь на нихъ, и не привязывайтесь къ нимъ своимъ сердцемъ. Если Богъ одарилъ васъ земными благами, то помните, что эти блага суть собственность не ваша, а Божія, и что посему вамъ не должно распоряжаться ими своевольно, но употреблять ихъ на то, на что они даются намъ отъ Бога, именно: на истинныя собственныя нужды, на дѣла милосердія и человѣколюбія и на споспѣшествованіе истинной вѣрѣ и къ славѣ Божіей. Аминь. (Сост. по «Слов.» Григорія, архіеп. казанск. и свіяжскаго, т. II, стр. 372-378).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 142-143.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0