Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Шестой день.

Поуч. 4-ое. Праздникъ Преображенія Господня.

(О кончинѣ міра и о воскресеніи мертвыхъ).

I. Празднуемъ нынѣ мы, братіе, святое и славное Преображеніе Господне, — то великое и божественное событіе, когда Спаситель нашъ І. Христосъ, во время земной жизни Своей, восшедъ однажды въ ночное время съ тремя учениками Своими на гору Ѳаворскую для молитвы, преобразился предъ ними, такъ что лице Его сдѣлалось какъ солнце, а ризы — какъ чистый и яркій свѣтъ.

II. Для чегоже преобразился І. Христосъ? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущаго изъ мертвыхъ воскресенія и славу святыхъ человѣковъ, по всеобщемъ воскресеніи, при кончинѣ міра. Посему-то явились во время преображенія на горѣ не только Илія, безсмертный житель неба, но и Моѵсей, вызванный изъ гроба, какъ вкусившій смерть, и потому свидѣтель воскресенія изъ мертвыхъ.

И такъ преображеніе Христово, сверхъ проявленій силы и премудрости Божіей въ спасительномъ страданіи и воскресеніи Господа нашего, возвѣщаетъ намъ кончину міра и воскресеніе мертвыхъ. Этотъ важный и вмѣстѣ утѣшительный предметъ христіанскаго вѣрованія ясно и опредѣленно изложенъ въ ученіи І. Христа и апостоловъ. Размыслимъ же теперь, братіе, о томъ, какая имѣетъ быть послѣдующая судьба настоящаго видимаго міра и что будетъ съ умершими людьми всѣхъ временъ и мѣстъ.

Невѣрнымъ только свойственно оставаться при одномъ настоящемъ и видимомъ, не предполагая никакой перемѣны въ мірѣ и не ожидая ничего будущаго за гробомъ. Но мы — христіане, просвѣщенные божественнымъ откровеніемъ, вѣруемъ, что настоящій видимый міръ со временемъ кончится, и всѣ умершіе, отъ созданія до кончины міра, воскреснутъ и оживутъ.

А. а) Кончину міра возвѣстилъ намъ Самъ Господь нашъ І. Христосъ въ евангеліи. Когда апостолы однажды спросили Его о времени кончины міра: рцы намъ, сказали ему, что есть знаменіе Твоего пришествія, и кончина вѣка, Онъ отвѣчалъ имъ, что проповѣстся евангеліе царствія по всей вселеннѣй во свидѣтельство всѣмъ языкамъ, и тогда пріидетъ кончина (Матѳ. 24. 3, 14). Абіе солнце померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своего, и звѣзды спадутъ съ небесе, и силы, небесныя подвигнутся. Небо и земля мимо идетъ (Матѳ. 24. 29, 35).

б) И ученики Господни св. апостолы, поучая вѣрующихъ и увѣщевая ихъ къ терпѣнію и подвигамъ, всегда возвѣщали имъ о кончинѣ сего тлѣннаго міра. Долготерпите, говоритъ апостолъ Іаковъ, утвердите сердца ваши, яко пришествіе Господне приближися (Іак. 5, 8). Всѣмъ кончина приближися (1 Петр. 4, 7). Пріидетъ день Господень, яко тать въ нощи, въ онь же небеса убо съ шумомъ мимо идутъ, земля же и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10), говоритъ апостолъ Петръ. А св. Павелъ поучаетъ такъ: сіе глаголю, братіе, яко время прекращено есть прочее; преходитъ бо образъ міра сего (1 Кор. 7. 29, 31); и повторяя слова псалмопѣвца, говоритъ: въ началѣ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса; та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко же риза обетшаютъ, и яко одежду свіеши ихъ, и измѣнятся (Евр. 1. 10, 11, 12).

в) Не думайте однакожъ, братіе, чтобы настоящій видимый міръ, при кончинѣ своей, совсѣмъ разрушился и уничтожился. Нѣтъ. Онъ получитъ только измѣненіе и обновленіе. Нова небесе и новы земли по обѣтованію Божію чаемъ, въ нихъ же правда живетъ (2 Петр. 3, 13), говоритъ апостолъ Петръ. А св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ уже видѣлъ въ откровеніи этотъ новый, будущій міръ. И видѣхъ, говоритъ, небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша (Апок. 21, 1). Итакъ настоящій видимый міръ кончится тѣмъ, что изъ ветхаго сдѣлается новымъ, изъ тлѣннаго нетлѣннымъ, изъ временнаго вѣчнымъ. Въ новомъ мірѣ не будетъ грѣховъ, обременяющихъ теперь землю, не будетъ бѣдствій и страданій, претерпѣваемыхъ нынѣ; не будетъ голода и наготы, не будетъ болѣзней и смерти. Вотъ какая будетъ кончина настоящаго міра. Вотъ какой послѣдуетъ затѣмъ будущій вѣкъ!

Б. Кто же по кончинѣ міра будетъ жительствовать въ будущемъ вѣкѣ? Тѣ же человѣки, которые населяли и старую землю.

а) Всѣ мертвые отъ начала міра до кончины его воскреснутъ, т. е. тѣла умершихъ человѣковъ, согнившія и истлѣвшія, опять составятся, примутъ прежній видъ, соединятся съ душами и оживутъ. Будущее воскресеніе мертвыхъ предвозвѣстили еще ветхозавѣтные пророки. Такъ Исаія говоритъ: воскреснутъ мертвіи, и возстанутъ иже во гробѣхъ (Исаія 26, 19). Самъ І. Христосъ въ евангеліи проповѣдуетъ воскресеніе мертвыхъ. Грядетъ часъ, говоритъ, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25). Св. апостолъ Павелъ пишетъ о второмъ пришествіи Христовомъ и о воскресеніи мертвыхъ: вострубитъ бо и мертвіи востанутъ нетлѣнни (1 Кор. 15, 52).

б) Не сомнѣвайтесь, братіе, какъ истлѣвшее тѣло можетъ снова образоваться и ожить, а вѣруйте въ безконечную силу и власть Творца. Ежели всемогущій Богъ сотворилъ насъ изъ ничего, то ужели не можетъ образовать наши тѣла изъ персти, въ которую они обращаются по смерти? Не воскрешалъ ли мертвыхъ Сынъ Божій, Господь нашъ І. Христосъ, когда жилъ на землѣ? Четверодневный Лазарь уже предавался тлѣнію, и однакожъ воздвиженъ единымъ божественнымъ гласомъ Спасителя. Онъ же, Всемогущій и Преблагій, воздвигнетъ и всѣхъ мертвыхъ при кончинѣ міра. Ничто не остановитъ Его божественной власти и силы. И море и земля отдадутъ своихъ мертвецовъ, и всѣ умершіе оживутъ — и составится безчисленный соборъ воскресшихъ, каждый съ совершеннымъ сознаніемъ себя, всей своей прошедшей жизни и всѣхъ своихъ дѣлъ. Всѣмъ явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10), говоритъ ап. Павелъ. Подлинно, какъ премудрый Господъ сотворилъ человѣка для вѣчной жизни, и составилъ его изъ души и тѣла, и какъ человѣкъ нынѣ живетъ и дѣйствуетъ душею и тѣломъ совокупно: такъ и въ будущей жизни долженъ явиться цѣлымъ человѣкомъ, въ неразрывномъ на вѣки союзѣ души и тѣла.

в) Въ какомъ же состояніи будутъ воскресшіе? Таковы же ли будутъ человѣческія тѣла по воскресеніи, каковыми были во временной жизни до смерти? Нѣтъ. Они будутъ нетлѣнны и вѣчны, какъ вѣчна и неизмѣняема жизнь будущаго вѣка. Мертвіи возстанутъ нетлѣнии (1 Кор. 15, 52), говоритъ ап. Павелъ. Онъ же пишетъ о воскресеніи мертвыхъ: сѣется въ тлѣніе, востаетъ въ нетлѣніи; сѣется не въ честь, востаетъ въ славѣ; сѣется въ немощи, востаетъ въ силѣ; сѣется тѣло душевное, востаетъ тѣло духовное (1 Кор. 15, 42, 43, 44). Такимъ образомъ воскресшія тѣла человѣческія будутъ тонки, славны, неразрушимы и безсмертны, для которыхъ не потребуется ни пищи, ни одѣянія.

г) А что будетъ съ тѣми, которые доживутъ до послѣдняго дня, и увидятъ воскресеніе мертвыхъ? Они не умрутъ, а только измѣнятся, т. е. тѣла ихъ преобразятся изъ грубыхъ въ тонкія, изъ немощныхъ въ сильныя, изъ тлѣнныхъ въ нетлѣнныя и безсмертныя. Вси бо не успнемъ, говоритъ апостолъ Павелъ, вси же измѣнимся, вскорѣ, во мгновеніе ока, въ послѣдней трубѣ: вострубитъ бо, и мертвіи востанутъ нетлѣнни, и мы измѣнимся (1 Кор. 15, 51-52).

III. Братіе! не любите сего міра суетнаго, которому имѣетъ послѣдовать конецъ, но помышляйте о новой будущей землѣ и старайтесь предуготовить себя къ ней доброю, благочестивою и богоугодною жизнію! Вѣруйте въ воскресеніе мертвыхъ и сохраняйте тѣлеса свои чистыми и непорочными для славы Божіей и жизни вѣчной. Ожидайте великаго и просвѣщеннаго дня, когда Господь и Спаситель нашъ І. Христосъ паки пріидетъ на землю, и славнымъ пришествіемъ Своимъ обновитъ небо и землю и воскреситъ умершихъ. (Сост. по «Сѣятелю благочестія» прот. Нордова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 136-138.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0