Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Шестой день.

Поуч. 3-ье. Преображеніе Господне.

(Христіане должны молиться, чтобы имъ возсіялъ свѣтъ божественный, присносущный).

I. Преображеніе Господне празднуется въ память того, какъ Господь, преобразившись на горѣ Ѳаворѣ предъ учениками Своими, явилъ имъ Свою божественную славу. Это явленіе славы Божіей было для учениковъ утвержденіемъ ученія о крестѣ, побуждало ихъ къ терпѣнію за вѣру и къ ревности въ проповѣди. Такъ какъ бесѣда І. Христа о крестѣ глубоко опечалила учениковъ, то, чтобы укрѣпить ихъ въ вѣрѣ и показать имъ необходимость Его добровольныхъ за міръ страданій, Господь показалъ имъ Свою божественную славу. Онъ взялъ ближайшихъ трехъ учениковъ — Петра, Іакова и Іоанна — и повелъ ихъ на высокую гору Ѳаворъ, находившуюся у юго-западнаго берега Генисаретскаго озера. Здѣсь Онъ предался молитвѣ, и во время Его молитвы совершилось чудо преображенія: лице Его просіяло какъ солнце, одежды сдѣлались бѣлыми, какъ снѣгъ, и явились, по сторонамъ Господа, два великіе ветхозавѣтные пророка — Моѵсей и Илія. Они бесѣдовали съ Нимъ о кончинѣ Его въ Іерусалимѣ. Видѣніе славы Божіей такъ усладило Петра, что онъ, въ чувствѣ небесной радости, воскликнулъ: «Господи! хорошо намъ здѣсь. Если хочешь, сотворимъ здѣсь три сѣни (палатки); одну Тебѣ, другую Моѵсею, и третью — Иліи». Пока онъ еще говорилъ, вдругъ свѣтлое облако осѣнило ихъ, и изъ облака послышался голосъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ все Мое благоволеніе, Его слушайте». Ученики въ страхѣ пали ницъ, но Господь коснулся ихъ и сказалъ: «встаньте и не бойтесь». И вставъ, они увидѣли одного І. Христа, въ обыкновенномъ Его видѣ. Когда они сходили съ горы, Господь запретилъ имъ говорить объ этомъ видѣніи, пока Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ.

II. Въ службѣ на этотъ праздникъ мы молимъ Бога, чтобы и намъ, какъ нѣкогда апостоламъ, возсіялъ присносущный свѣтъ славы Божіей.

а) Что это за присносущный свѣтъ, объ озареніи которымъ св. церковь поучаетъ насъ просить Господа? Это тотъ свѣтъ, которымъ на горѣ Ѳаворѣ сіяло лице Богочеловѣка. Называя ѳаворскій свѣтъ присносущнымъ, св. церковь даетъ намъ разумѣть, что это былъ не простой солнечный свѣтъ, но свѣтъ несотворенный, непосредственное проявленіе присносущной, вѣчной славы Божества Христова. Сынъ Божій, принявъ на Себя человѣческое естество, не пересталъ быть Богомъ. По воплощеніи Сына Божія, свѣтъ Его Божеской славы не померкъ, а только сокрылся подъ рабіимъ Его зракомъ. Никогда въ земной Его жизни свѣтъ Его Божеской присносущной славы не просіявалъ такъ явственно, такъ торжественно, какъ онъ просіялъ въ минуту преображенія. Тогда Онъ проторгся сквозь тѣлесную сокрывавшую его оболочку, озарилъ необыкновеннымъ блескомъ лице и одежды Богочеловѣка, и въ семъ видѣ сдѣлался доступнымъ чувственному зрѣнію троихъ избранныхъ учениковъ: Петра, Іакова и Іоанна.

б) Для чего Господу Іисусу благоугодно было въ такомъ необыкновеннномъ видѣ явить на Ѳаворѣ божественную славу Свою, открыть Свой присносущный свѣть тѣлеснымъ очамъ учениковъ Своихъ? Для того отвѣчаетъ св. церковь, чтобы ученики — свидѣтели сего событія, егда узрятъ Его распинаема, страданіе убо уразумѣютъ вольное, мірови же проповѣдятъ, яко Онъ есть воистину Отчее сіяніе. Ученики были увѣрены, что Господь не страдать и умереть пришелъ на землю, а устроить славное земное царство, въ которомъ они будутъ занимать первыя мѣста, такъ что и послѣ преображенія, не задолго до страданій Господа, двое изъ нихъ просили у Него, чтобы одинъ изъ нихъ сѣлъ по правую, а другой по лѣвую руку Его (Матѳ. 20, 21), когда откроется земное царство Его. Можно судить поэтому, какъ сильно должны были смутить апостоловъ страданія и смерть ихъ Учителя, и какъ поэтому нужно было, по крайней мѣрѣ въ нѣкоторыхъ изъ нихъ, укрѣпить вѣру въ Его неизмѣнно Божеское достоинство какимъ нибудь особенно сильнымъ для нихъ доказательствомъ. И вотъ І. Христосъ, когда настало время особенно укрѣпить эту вѣру, взялъ троихъ изъ Своихъ учениковъ на высокую гору и при томъ такихъ, которые хотѣли быть съ Нимъ во время Его страданій (Матѳ. 20, 22, 26, 33) и которые, какъ болѣе твердые въ вѣрѣ, способны были и въ другихъ укрѣплять ее (Лук. 22, 32); и тамъ — на горѣ явилъ предъ тѣлесными очами ихъ славу Своего Божества, да егда узрятъ Его распинаема, страданіе убо уразумѣютъ вольное, — т. е. что І. Христосъ несетъ страданія не потому, что не могъ избѣжать ихъ, а потому, что страданія и смерть были Его добровольною цѣлію, для которой Онъ приходилъ на землю.

III. Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ тотъ присносущный свѣтъ славы Божіей, который зрѣли и которымъ осѣнены были апостолы на Ѳаворѣ, — молится святая церковь.

а) Да возсіяетъ онъ намъ на небѣ. И о чемъ намъ вмѣстѣ съ церковію должно больше и чаще молиться, какъ не объ этомъ? Будущее блаженство на небѣ  — цѣль всей нашей здѣшней жизни, и будетъ именно состоять въ лицезрѣніи Божіемъ, когда праведницы просвѣтятся свѣтомъ божественной славы, яко солнце (Матѳ. 13, 43), и не только духовными, но и тѣлесными очами узрятъ славу Божію лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12). Но не забудемъ, что только чистіи сердцемъ, только чуждые порочныхъ привычекъ, желаній и помышленій, узрятъ славу Божію на небѣ (Матѳ. 5, 8). Сердце наше, приковавши себя къ землѣ, пріучивши себя находить удовольствіе только въ удовлетвореніи своимъ порочнымъ желаніямъ, неспособно будетъ чувствовать святой радости на небѣ въ единеніи съ Богомъ, ангелами и святыми.

б) Да возсіяетъ намъ не на небѣ только, но и здѣсь, на землѣ, присносущный свѣтъ славы Божіей; да сподобитъ насъ Господь еще здѣсь на землѣ предвкушать блаженство небесное, чтобы и мы могли сказать, подобно апостоламъ: добро намъ здѣ быти; да согрѣются наши холодныя сердца прикосновеніемъ къ нимъ благодатнаго свѣта божественнаго. И это зрѣніе божественнаго свѣта, возможное для души, заключенной въ нынѣшнемъ бренномъ тѣлѣ, можетъ быть доступно иногда и для тѣлесныхъ очей. Нѣкоторые подвижники молитвою и постомъ содѣлывали себя достойными зрѣть славу Божію тѣлесными очами. «Получающіе благодать Божію дѣлаются новою тварію и бываютъ способны видѣть свѣтъ Божій и тѣлесными очами, настроенными тою же благодатію Божіею, какъ апостолы на Ѳаворѣ», говоритъ святитель Григорій ѳессалоникскій (стр. 86).

в) Да возсіяетъ присносущный свѣтъ славы Божіей и намъ грѣшнымъ. Помолимся въ настоящій праздникъ славнаго Преображенія Господня, чтобы Господь коснулся лучемъ Своего божественнаго свѣта сердецъ нашихъ, освѣтилъ душѣ нашей ту темную бездну, въ которую низринули ее грѣхи, — подобно тому, какъ Онъ нѣкогда Своею благодатію коснулся порочнаго сердца Маріи египетской и изъ великой грѣшницы содѣлалъ ее святою. (Сост. по «Душ. чт.» за 1863 г., ч. II, стр. 331-332).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 134-136.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0